Найти тему
PULSAR - космос рядом

Россия тоже хочет многоразовую ракету: начались работы по созданию стартового комплекса для неё

Уже не первый год в России ведутся работы по созданию первой в истории отечественной космонавтики многоразовой ракеты-носителя (РН) «Союз-СПГ» (также «Амур-СПГ» или Союз-7).

Идеи возврата компонентов РН — ступеней и головных обтекателей — появляются уже давно. Ведь они содержат довольно дорогие компоненты, такие как двигатели, баки, авионика и пр., которые дешевле вернуть и восстановить, чем производить новые с нуля. Одним из первых реализованных на практике примеров были боковые твердотопливные ускорители «Спейс Шаттлов», которые после отделения падали в океан и вылавливались специальными судами. Однако по-настоящему возврат смогла реализовать компания SpaceX Илона Маска в своих РН Falcon 9 и Falcon Heavy. Затея, которая у многих первоначально вызывала лишь скепсис, оправдалась: в 2023 году, к примеру, SpaceX запустила 91 ракету Falcon 9 и 5 Falcon Heavy, без аварий. Такое внушительное число запусков стало возможным не за счёт постоянно работающих заводов, но благодаря возврату и повторному использованию ступеней. При этом фактически сейчас речь идёт о монополизации рынка пусков в США, поскольку другие игроки пока что не могут предложить ничего схожего.

Одновременный возврат боковых ускорителей РН Falcon Heavy на наземные площадки. Credit: SpaceX.
Одновременный возврат боковых ускорителей РН Falcon Heavy на наземные площадки. Credit: SpaceX.

Естественно, над созданием многоразовых ракет задумались в других странах. Например, китайская компания iSpace уже научилась запускать и возвращать первую ступень, но пока что только в тестах.

«Русский ответ» Илону Маску только проектируется. Планируется, что запуск «Союз-СПГ» состоится не раньше 2028 года, а учитывая частые переносы сроков вправо — можно ожидать, что ракета полетит не раньше 2030. Интересная особенность «Союз-СПГ» — применение жидкого метана в качестве топлива, а аббревиатура СПГ в названии — сжиженный природный газ. Сейчас пока только несколько ракет в мире используют такое топливо: эксплуатируемые китайские «Чжуцюэ-2» и американские Vulcan, а также активно испытываемая сверхтяжёлая РН Starship/SuperHeavy — ещё один амбициозный проект SpaceX.

Модель РН «Союз-СПГ». Credit: Госкорпорация «Роскосмос».
Модель РН «Союз-СПГ». Credit: Госкорпорация «Роскосмос».

Однако для новой российской ракеты нужна стартовая площадка. И вот над её проектом начали работу в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры и Ракетно-космическом центре «Прогресс».

Сейчас началась разработка техпроекта стартового комплекса, который будет построен на космодроме Восточный. Работы по проекту должны будут завершиться в ноябре 2024 года, но это не означает, что уже в этом году начнётся непосредственно строительство: проект ещё должен быть защищён и утверждён, должны решиться остальные организационные вопросы. Если всё пройдёт без существенных заминок, то строительство начнут только в 2026 году.

Известно, что рассматриваются два варианта расположения стартового комплекса на Восточном: в первом случае он будет находиться в пяти километрах от местного аэропорта, а во втором — недалеко от стартового комплекса тяжелой ракеты «Ангара-А5». Пусковой комплекс «Союз-СПГ», как и космодром «Морской старт», предполагает размещение основного технологического оборудования, необходимого для запуска ракеты, в рамках единой конструкции.

«Мы пытаемся распространить данный подход на реалии космодрома Восточный и разработали концепцию создания пусковой платформы как объекта машиностроения с оптимальным размещением в ней максимально возможного объема технологического оборудования взамен создания множества отдельных строительных сооружений», — уточнил генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Николай Николаевич Нестечук.