Также 28 марта День рождения стиральной машины, День больших перемен, Александров день, День образования службы дежурных частей МВД РФ и Всемирный день историка, а также в этот день в 1776 году в Москве был основан Большой театр¸ в 1857 году в Санкт-Петербурге была открыта первая в России женская гимназия, а в 2020 году в России представили препарат для лечения коронавируса.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день выдающемся отечественном режиссере Александре Митте, которому 28 марта исполняется 91 год.
Александр Наумович Митта - известный советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер. В 2004 году он был отмечен почетным званием народный артист Российской Федерации.
Митта считается одним из самых прославленных и талантливых кинорежиссеров отечественного кинематографа. На его счету такие яркие картины времен СССР, как «Друг мой Колька» (0+), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (6+) и легендарный «Экипаж» (18+), а также популярный российский телесериал «Граница. Таежный роман» (18+).
Режиссер является автором нашумевшей книги «Кино между адом и раем…», лауреатом многочисленных российских и международных премий.
Получил профессию строителя, с которой в лагере уж точно не пропадешь
Александр родился 28 марта 1933 года в Москве, в семье инженера автозавода Наума Яковлевича Рабиновича (позже Александр сменил фамилию) и Ливши (Липы) Израилевны Каплан.
Во время сталинских репрессий Лившу Израилевну оговорили коллеги. Женщина провела десять лет в лагере на Колыме. В одном из интервью Митта сообщил: «Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она была беременной. Мать не выдержала и свела счеты с жизнью. Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице».
Мальчик испытывал тягу к творчеству. Он записывался во все кружки, которые только были в местном Доме пионеров. Любимым занятием Александра стало рисование. После окончания школы юноша поступил в художественный вуз, однако вскоре кардинально сменил будущую профессию, перейдя на архитектурный факультет МИСИ имени Валериана Куйбышева.
Много лет спустя сын режиссера пояснил, что двигало его отцом: «Дело в том, что отец поступил туда потому, что в сталинские времена была реальна угроза посадки. Его мама сидела десять лет на Колыме. Людей из его окружения, многих родственников расстреляли или посадили, поэтому вся родня посоветовала отцу получить профессию строителя, с которой в лагере уж точно не пропадешь. То есть это была возможность выжить при неблагоприятном развитии событий».
По одной из версий в качестве псевдонима Митта взял фамилию одного из родственников со стороны матери; по другой — взял фамилию своей однокурсницы по Московскому строительному институту Нарспи Митты, дочери чувашского поэта Василия Митты.
Александр окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. В. Куйбышева (1955), где его учителем был архитектор К. С. Мельников, однако по специальности он работать не стал.
Не растратив свой талант к изобразительному искусству, молодой человек работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.
В 1956 году Митта добился возможности поступить в институт кинематографии. Дело в том, что по окончании МИСИ он был обязан отработать по распределению три года, но терять время ему не хотелось.
Александр собрал свои рисунки и принес их во ВГИК, чтобы показать самому Михаилу Ромму. Режиссеру подборка понравилась, и он написал письмо в Министерство просвещения, чтобы Митте разрешили в качестве исключения сдавать вступительные экзамены во ВГИК.
Режиссерская карьера
В 1960 году Александр окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Первая же картина Митты, созданная им в тандеме с однокурсником Алексеем Салтыковым, стала событием в отечественном кинематографе. Несмотря на то, что фильм «Друг мой, Колька!» (1961) был дипломной работой ребят, он стал необычайно популярным и завоевал премию на Международном кинофестивале в Лондоне.
Следующая волна популярности пришла к режиссеру вместе с молодежной драмой по сценарию Александра Володина «Звонят, откройте дверь» (1965, 6+). Главную роль в фильме сыграла юная дебютантка Елена Проклова.
Ярким и незаслуженно забытым стал фильм Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969, 12+). По словам режиссера, фильм был задуман как «монтаж аттракционов Эйзенштейна, изложенный языком Станиславского». В нем были задействованы все виды искусств: кино, театр, музыка и живопись Лишь усилиями Олега Табакова, который снялся в главной роли, картину стали показывать, но сначала только в Москве и с условием: не возить фильм на фестивали и не публиковать положительных отзывов.
Зато очередной детский фильм «Точка, точка, запятая…» (1972, 12+), в котором Александр Митта выступил в качестве режиссера и сценариста, принес ему очередные награды фестивалей в Сорренто, Салерно и Белграде. Также Митта был удостоен премии Ленинского комсомола и получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Заметными картинами Митты стали «Москва, любовь моя» (1974, 12+) и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976). В последнем главную роль сыграл Владимир Высоцкий. На его кандидатуре настаивал именно режиссер, поясняя, что для создания образа ему необходим поэт. В итоге экранизация исторического романа Александра Пушкина стала очередной удачей Митты.
«Экипаж»
Огромный успех имела легендарная картина Митты «Экипаж», снятая в новом для советского кинематографа жанре фильма-катастрофы: «...В те годы у нас фильма-катастрофы еще не было. Подобное кино считалось коммерческим, значит буржуазным, и СССР такие картины не покупал, и мы их не знали. Так что «Экипаж» я задумал «в темную», шел на ощупь, пытаясь найти путь, как работать. Никакой катастрофы у нас даже в замыслах не было! Идея была, что должно произойти что-то похожее на катастрофу, но на самом деле мы делали сказку. Вот, мол, в реальности у этих людей жизненные поражения, а в сказке они побеждают! И подобная метафора давала нам свободу говорить о неудачах», - вспоминал режиссер.
Фильм «Экипаж» стал лидером проката за всю историю советского кинематографа. К слову, Александр Митта лестно отзывался об одноименном фильме-катастрофе Николая Лебедева, снятом в 2016 году и даже появился на экране в одном из эпизодов: «В новом «Экипаже» я увидел не банальный ремейк, а творческое развитие идеи фильма. Было ощущение возникшей связи поколений, словно картина-отец и картина-сын. Для меня это очень важно, тем более, незадолго до этого мне делали операцию на колене, и у меня случилась клиническая смерть - оторвался тромб, хорошо врачи успели быстро среагировать. Отхаживали меня неделю, и я вернулся. Так, за спиной у меня была смерть, а тут возникло ощущение жизни – фильм, который сейчас возродится. Тем более, меня приглашали помочь с традиционными съемками. Теперь же кругом компьютерные технологии, а реальные съемки все равно «живее»».
«Граница. Таежный роман», новые проекты и личная жизнь
Новый виток режиссерского творчества Митты зрители оценили в 2000 году, когда на экраны вышел телесериал «Граница. Таежный роман», к которому он также написал сценарий. Картина получилась слегка ностальгической и необыкновенно правдивой, Митта был удостоен Государственной премии России.
В 2006 году Александр Митта основал киношколу, в которой любому желающему за короткий промежуток времени давался максимум практических знаний. Профессиональные мастера кинематографа ежегодно открывали секреты создания сценариев, операторского искусства, продюсерского мастерства.
Со своей единственной женой и музой, художницей Лилией Майоровой, режиссер прожил более шестидесяти лет (Лилии не стало в 2022 году). Они познакомились во время хрущевской «оттепели» в книжном издательстве «Малыш», где работала Лилия Моисеевна, и Александр сразу понял, что влюбился на всю жизнь.
Последние новости шоу-бизнеса России читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости шоу-бизнеса
#Новости шоу-бизнеса в России
#Последние новости шоу-бизнеса