Найти тему
Кириллица

Абхазские негры - четыре версии их появления

Пути миграций народов иногда бывают поистине удивительны и представляют для науки настоящую загадку. В полной мере это касается нескольких сел современной Абхазии, население  которых обладает черным цветом кожи и, по свидетельству некоего путешественника В. Тьебо, абиссинским типом лица.

Считают себя абхазами

Сейчас чернокожие абхазцы живут в селениях Кындыг и Адзюбжа, в Реке, в Елыре, в Тамыше, в Тхине, а в XX веке они жили в Сухуме, в Меркуле, в Анчадаре и в некоторых других населенных пунктах. Пропитание себе добывали и добывают выращиванием мандаринов, винограда и даже кукурузы, работали на шахтах, фабриках, в Сухумском порту; многие в XX веке говорили по-русски.

Известный государственный деятель Российской империи Илларион Иванович Воронцов-Дашков, назначенный наместником на Кавказ в 1905 году, составил себе из местных чернокожих жителей личный конвой. Известно, что негры были одеты в черкески и сопровождали наместника в поездках.

Согласно свидетельству советского партийного деятеля Андрея Максимовича Чочуа, в XIX веке абхазские негры искренне считали себя настоящими абхазами, говорили по-абхазски, носили национальную абхазскую одежду и женились на местных девушках. Например, в селении Адзюбже жила целая семья чернокожих: мать и дети. Сыновей звали Ква-ква, Амбер и Черин. У всех у них были жены-абхазки.

При этом среди чернокожего населения не сохранилось никаких преданий о том, откуда они, и каким образом они очутились вдали от жарких стран. Поэтому среди филологов и этнографов возникли разные версии появления негров на территории Российской империи

Население древней Колхиды

Самой популярной является версия о том, что это потомки древнего государства Колхида (около II тысячелетия до н. э. – 164 г н. э.), которое располагалось на восточном побережье Черного моря и простиралось от Сочи до западной оконечности Грузии, включая Аджарию и Абхазию.

Поэт из Древней Греции Пиндар, живший на рубеже VI и V веков до нашей эры, любил путешествовать и, видимо, бывал на Кавказском берегу Черного моря. Он называл местное население чернокожим. О том, что колхи чернокожи и курчавы, свидетельствовал историк Геродот, практически современник Пиндара. Он думал, что колхи – потомки воинов египетского фараона Сезостриса, который ходил на Кавказ войной. Геродот считал, что во время этого похода часть чернокожих африканских воинов могла остаться жить на черноморском берегу.

И даже Ветхий Завет повествует о Колхиде (страна Хавила), как о стране, населенной чернокожим потомством Хама – кушитами, которые имели черную кожу.

Тем не менее, современная наука считает версию происхождения негроидного населения Кавказа от колхов недостаточно доказанной.

Потомки эфиопов

Абхазский историк и писатель Дмитрий Иосифович Гулиа в книге «История Абхазии» выдвигает версию происхождения чернокожих жителей Абхазии от эфиопских абиссинцев. В доказательство этой версии он приводит схожие названия населенных пунктов. Например, существуют две Багады – одна в Абхазии, другая в Эфиопии, два Гумма, а Табакуру соответствует Дабакуру. При этом Гулиа ссылается на труды того же Геродота как на доказательство исстари существования на Кавказе чернокожего населения.

Писательница русской эмиграции Алла Кторова (Виктория Ивановна Кочурова) в своих публикациях высказывала идею, что абхазские негры – не просто потомки черного населения Эфиопии, а потомки чернокожих иудеев. То есть тех евреев, которые по каким-то причинам не последовали за Моисеем, остались в Египте, где, очевидно, приобрели темный цвет кожи. Даже пращура Александра Сергеевича Пушкина писательница считала эфиопским иудеем, указывая на его имя – Ибрагим (то есть Абрам или Авраам). В пользу этой версии Кторова приводит воспоминания современников о том, что они встречали на Кавказе чернокожих людей, исповедовавших иудаизм.

Если такое и случалось, то это было, скорее, исключением из правила, так как дочь Сталина Светлана Иосифовна Аллилуева писала, что абхазские негры живут в мусульманских деревнях, а путешественник Тьебо в 1913 году опубликовал в газете «Кавказ» заметки, где он рассказывал, как нанял чернокожего слугу, который оказался очень преданным. При этом слуга был католиком. Есть среди чернокожих жителей Кавказа и православные.

Случайный «элемент»?

Есть версия, что негры появились на Кавказе совершенно случайно. Они могли быть привезены сюда турками, которые установили здесь свое владычество в XVI—XVII вв. Наверняка наместники, которые следили на захваченных территориях за порядком, привозили с собой немало слуг и рабов, которые могли бежать, которых могли дарить местной знати, а самых преданных могли оставлять на Кавказе для выполнения работ – например, торговли.

Возможно, неподалеку от побережья Абхазии мог потерпеть крушение попавший в бурю корабль османов, перевозивший невольников, среди которых были и обитатели Африканского континента. Они могли спастись и обосноваться на берегу.

Любопытно, что именно эту версию считал одной из основных советский адмирал Иван Исакович Исаков. В своей докладной записке секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву он обосновывал именно ее.

«Арапчата» Петра Великого

Четвертая версия «винит» в появлении в Абхазии негров императора Петра Великого, который завел моду привозить в Россию негритят. Якобы некоторым из них было настолько плохо в холодном и сыром Санкт-Петербурге, что сжалившиеся над ними владельцы отправляли их на юг. Это кажется слишком фантастичным – ведь при Петре Абхазия еще не принадлежала Российской империи, да и знать была не настолько гуманна к слугам, чтобы отправлять их «подлечиться» к Черному морю.

Тем не менее рациональное зерно в этом есть, ведь Российские императоры вплоть до 1918 года держали при дворе «арапов». Например, генерал Александр Александрович Мосолов в своих мемуарах «При дворе последнего императора» свидетельствовал, что перед Первой Мировой войной на великосветских балах гости проходили сквозь внушительный строй арапов. После революции чернокожие слуги должны были куда-то деться, возможно, некоторые из них действительно уехали на юг.