Имя Эрика Никитича Сапаева (04.03.1932 – 25.02.1963) широко известно на его родине – Республике Марий Эл. Э. Сапаев – марийский композитор, с именем которого связано рождение национальной оперы «Акпатыр» (опера написана по драме Сергея Чавайна «Акпатыр», либретто Г. Матюковского, И. Осмина, М. Якимова). А.Б. Луппов (сокурсник Сапаева в музыкальном училище, автор первого марийского балета) назвал его марийским Моцартом. Он первым из марийских композиторов, не считая Андрея Эшпая, написал скрипичный концерт (1962), открыл новую страницу в камерно-инструментальной музыке, создав струнный квартет (1961), первым использовал новый тип варьирования в вариациях для фортепиано (1956) и первым применил в песнях средства эстрадной музыки. Судьба будущего композитора была не из лёгких. Эрик Никитич Сапаев родился 4 марта 1932 года в г. Йошкар-Оле. Его отец, Никита Никифорович, будучи вторым секретарём Марийского обкома партии, был репрессирован в 1937 г. (осуждён на 10 лет), и умер в заключении (в мае 1941 года в Караганде), когда мальчику исполнилось 9 лет. Рано потеряв отца, испытывая не только материальную нужду, но и неприятие семье «врага народа», Эрик с матерью уезжает на её родину – в деревню Чобыково Новоторъяльского района, где в глубинке и прошли его детские и юношеские годы. Здесь мальчик самостоятельно научился играть на гармони, гуслях, балалайке и скрипке и в школе был известен виртуозным гармонистом. От матери он узнал много мелодий и с юных лет стал ценить марийскую песню, ставшую впоследствии кладезем его творчества. Находясь в поисках своего призвания, Э. Сапаев уезжает в 1948 году в Йошкар-Олу, где поступает в Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С. Палантая в класс скрипача В.Н. Яшмолкина. Музыкальное образование композитор получил лишь в 1952 году, проучившись в училище «лишний год». Дело в том, что многие ученики принимались в училище без музыкальной подготовки и начинали обучение либо с подготовительного отделения, либо по решению специальной комиссии им продлевали обучение на один год с целью повышения их профессионального мастерства. Поэтому Э. Сапаеву, который должен был окончить училище в 1951 году, продлили срок обучения, и он окончил училище уже в 1952 году. Но тяготение к композиции оказалось сильнее скрипичного искусства, и Э. Сапаев поступает в Казанскую Государственную консерваторию в класс профессора А.С. Лемана. Будущему композитору пророчили большие творческие высоты. Э. Сапаев обладал большими музыкальными данными. Природа щедро наделила его музыкальностью, умением наблюдать и впитывать ощущения. Обладая при этом удивительным трудолюбием, композитор смог за свою короткую жизнь претворить многие творческие замыслы. Ещё в музыкальном училище Э. Сапаев пробует писать собственные сочинения. Тогда вышли в свет такие песни, как: «Нежно, очень нежно», «Огонёк», «Торъяльская дорога», «Колыбельная». Ведущую черту в музыкальном искусстве Э. Сапаева приобрела протяжность и танцевальность мелодии, лиричность композиции. Именно лирика стала основным жанром творчества Э. Сапаева, сформировав его композиторский почерк. В стенах Казанской консерватории он пишет вокальную музыку на тексты современных марийских поэтов, участвует в студенческих конкурсах на лучшее вокальное произведение. Систематическая работа над вокальными произведениями приблизила Э. Сапаева к воплощению давней мечты – написанию оперы на национальный сюжет. В качестве дипломной работы он представляет Государственной комиссии наряду с Симфониеттой отрывок из только что начатой оперы «Акпатыр». Успешное окончание консерватории в 1958 году открыло перед Э. Сапаевым широкую дорогу. Вернувшись в Йошкар-Олу, он развивает большую творческую активность в ССК МАССР и в музыкальном училище, где становится преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. С особым рвением он работает над оперой «Акпатыр» и параллельно пишет струнный квартет, Концерт для скрипки с оркестром, «Торъяльскую сюиту». В последней композитор разрабатывает торъяльские народные мелодии, которые по своему строению отличаются от музыки большинства других районов МАССР. 5 апреля 1963 г. объединёнными усилиями артистов драматического театра, вокальной студии при театре, Марийского государственного ансамбля песни и пляски, учащихся и преподавателей музыкального училища им. И. С. Палантая, а также некоторых участников коллективов художественной самодеятельности города состоялась долгожданная премьера первой марийской оперы «Акпатыр» Э. Сапаева. Этот день был оценён как выдающееся событие в истории марийского музыкального искусства, значение которого, однако, вышло далеко за рамки такого важного культурного события. Оно имело, кроме того, и общественно-политическое значение: к этому времени почти все республики Поволжья имели национальные оперы и балет. Факт постановки первой марийской оперы стал стимулом для творчества марийских композиторов. За заслуги в развитии марийского профессионального искусства Э. Сапаев первым среди коллег-музыкантов был удостоен звания лауреата Марийского комсомола им. Олыка Ипая (посмертно, в 1968 году), а за оперу «Акпатыр» – звание лауреата Государственной премии МАССР (1970). Э. Сапаев трагически ушёл из жизни в 1963 году. Похоронен на Марковском кладбище. Его имя носит Марийский государственный театр оперы и балета (с ноября 1994); Новоторъяльская детская школа искусств (1997). Текст и фотографии, хранятся в фондах музея. Фото МИГ КП 2475_140 Э. Сапаев – автор оперы Акпатыр, М.И. Якимов – либретист, К.А. Смирнов – композитор. 1963 г Материал подготовлен Музеем истории города Йошкар-Олы. Наши соцсети: ВК: https://vk.com/ggyola Одноклассники: https://ok.ru/gazetayoshkarola Телеграм: https://t.me/gazeta_yoshkarola Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что в “Авангарде” г.Йошкар-Олы стартовал слёт военно-патриотических объединений Республики Марий Эл Также рассказывал о том, что в Йошкар-Оле будет открыт класс по направлению «Журналистика и медиа» Кроме того годовая инфляция в Марий Эл в феврале 2024 года немного замедлилась
Родоначальник марийской оперы Эрик Никитич Сапаев
27 марта 202427 мар 2024
38
5 мин