Первые взаимодействия с игрушкой у ребенка бывает приблизительно когда ему 3-4 месяца. Такие игрушки как в нашем примере: розовая рыбка, желтая лошадка, зеленая обезьянка, погремушки и т.д. Если у вас появился новорожденный, то повесите игрушки на спинку кровати, а не прямо над ребенком, так как малыш устает их лицезреть и это вызывает недовольство и капризы у него. Независимо от того, понимает вас малютка или нет, мама с ним разговаривает спокойным и приятным голосом, показывает и говорит об игрушках в форме доступности 4-х месячного младенца, ласково с ним обращается.
Что нужно делать, чтобы дети не ломали игрушки?
1. Необходимо научить маленького человечка бережно обращаться с игрушками, аккуратно пользоваться ими. Представьте себе: 6-месячный ребенок устал сидеть на кровати, игрушки раскидал вокруг себя, пробовал на вкус, и ему надоело все это, и он начал хныкать и ерзать. Мама берет его на руки, показывает на валяющиеся инструменты и предлагает их убрать: «Давай, уберем игрушки. Мишка устал играть, лошадка набегалась и тоже устала, обезьянка на хочет уже прыгать, все они хотят отдохнуть. Мы их кладем в коробку, и там они будут спать. А машинку в гараж поставим, кладем в следующую коробку». Превращая в игру простое занятие, родитель собирает игрушки, а малыш за ним наблюдает, учится так же как мама собирать. Он неспроста их разбросал, изучал положение игрушек в разных вариациях. Попробовал на вкус, – твердый, не жуется; кинул от себя подальше, – узнать, как игрушка падает и что с ним делается. Изучил земное притяжение на деле. Еще не раз папа или мама демонстрируют пример хорошего обращения игровыми вещами. А когда он начинает ходить, то вы вместе располагаете эти безделушки. При таком аккуратном отношении к любимым предметам ваша дочь или сын вряд ли будут их уничтожать.
2. Малышам не нужно давать много игрушек, достаточно в количестве 6-7 штук, потому что со всеми играть не сможет, а внимание концентрируется на 2-3 предметах. Чтобы малое дитя не ломал их, купленную игрушку необходимо показывать просто включая ее самим придуманную игру, поговаривая, например: «Птичка поет, трактор едет, кошка мяукает, и т.д.» После ваших уроков (несколько раз проведенных мамой) ребенок будет понимать функции предметов, они закладываются в его сознании, поскольку они интересны в игровой форме. Это вызовет мотивацию у ребенка не ломать, а играть.
3. С возрастом, допустим, 2-3- летнему малышу желательно иметь игрушки для сказочных сюжетно-ролевых игр. Если папа или мама покупают такого рода предметы, то попробуете показывать и рассказывать их ролевые возможности, как на самом деле это работает, нравится ли вашему малышу, попытаетесь вместе поиграть, ставить маленькую сценку из сказки, преображая голоса, подражая персонажам. Это будет действительно притягательно вашей дочке или сыну. Такой интересный подход не способствует ломке игрушек, а просит продолжения, скажем, сюжета из мультика и дальше.
4. Следующая причина, по которой некоторые детишки разбирают игрушки – это любопытство. Разложив по частям предметы, 2-х летний мудрец хочет узнать, что внутри находится, например у машинки. Удаляя деталь за деталью, оставляя только каркас, ребенок понимает, что внутри ничего нет, ему совсем становится неинтересно дальше копаться, и оставляет игрушку. А собирать обратно, отремонтировать уже не получится, не хватает сообразительности. Разве что папа поработает механиком и восстановит прежний вид. Не нужно ругать за это «всезнайку». Разъясняете ему ситуацию: «Играть теперь с машинкой невозможно, она разобрана. А я хотела с тобой на песочнице проложить дорогу машинкой, поехать в Москву, Санкт-Петербург, посмотреть города. Может папа соберет машинку и поездка состоится. Игрушки нельзя ломать или разбирать, без них играть не сможем». Примерно так скажете вы. После такого события ребенок более чутко будет относится к своим игрушкам, ведь игра всегда ему нужна.
5. Бывают и такие моменты, которые я замечала, игрушки, предметы выступают как мишень для привлечения внимания матери или отца. Допустим, родитель беседует с другим человеком. Он так увлечен предметом разговора, что не замечает своего малолетнего любимца. А тот дергает его руку, что-то говорит, А если ноль внимания со стороны взрослого, то для большего давления на маму пускается в ход игрушка, он кинет его подальше, и все. Наконец-то, мама обратила внимание.
6. Ребенок плохо обращается с игрушками неспроста. Посмотрим такой пример. Вы крикнули на него, вы не согласны с его поступком. Что ж, игрушка долетела до стены, отскочила и разбилась. Не хватило терпения папе или маме спокойно среагировать на разбросанные вещи в комнате. И тут мальчик не растерялся, попал в «десятку». Такое положение дел возможно, когда неблагоприятный семейный климат или кто-то из взрослых пришел с работы уставший и сорвался на ребенке. Хотя раскиданные вещи ребенком того не стоили. Научите убирать за собой регулярно. Пусть собирает конструктор, Лего. Полезные игры в смартфоне должны быть у вас для мальчика, девочки. Но только соблюдая границы во времени по возрасту. Понимаю, на обдуманные решения нужны время и терпение, старайтесь поступать так, чтобы не поддаваться скоропалительным эмоциям. Родитель тогда не только сам умело и достойно выходит из ситуации, но и своего дошкольника научит этому. Чтобы по мере взросления ваше чадо знал, что делать в подобных случаях.
7. В некоторых семьях пока еще сохраняется физическое наказание детей. Если что-то натворил ребенок в культуре семьи не принято разъяснять ситуацию сыну или дочке, взрослые прибегают к осуждению, ругани и физически ущербным действиям. Часто можно услышать в адрес детей: это нельзя, то нельзя, слишком много запретительных норм. Их должно быть меньше, чем слова поощрения. Они сковывают ребенка, в результате ребенок не знает – что делать. Некоторые ребятишки впадают в ступор, в растерянность. Это не способствует развитию чадо. В таких ситуативных сценах тоже возможны «полеты игрушек в космос», их безжалостное уничтожение. Хотя это не самоцель ребенка, происходит протестное отношение к родителям. Здесь не приходится говорить о проявлении чувства любви и понимания к беззащитному малышу. Я не говорю о поддакивании безобидным шалостям и проказам детей, нет, а призываю разобраться в каждом конкретном случае спокойно, взвешенно.
Вы, как родитель, будете правы, если сумеете находить с сынишкой или дочкой в ситуациях необходимую взаимосвязь.