Сегодня в мире образования нередко звучат термины "Ресайклинг" и "Апсайклинг" как ключевые методы обновления педагогической практики, а откуда взялись эти термины и что они обозначают мы с вами сейчас разберем в данной статье.
Понятия ресайклинг и апсайклинг пришли к нам из сферы экологии, а если сказать более конкретно, то и возникли они в контексте утилизации отходов производства.
Два этих термина имеют англоязычное происхождение, давайте по порядку, проанализируем сначала терминологию, раскроем суть этих понятий и рассмотрим применимость терминов ресайклинг и апсайклинг к педагогике.
Ресайклинг (recycling)
Ресайклинг (recycling) обозначает процесс вторичной переработки материалов с целью повторного использования, этот термин заимствован из английского языка, от слова "recycle", которое означает "переработка, вторичное использование".
Понятие ресайклинга используется для описания процесса сбора, сортировки и переработки отходов для того, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду и сохранить природные ресурсы.
Апсайклинг (upcycling)
Апсайклинг (upcycling) представляет собой процесс преобразования отходов или ненужных материалов в продукты, имеющие большую стоимость или функциональность, этот термин также заимствован из английского языка, от слова "upcycle", которое означает "повышение ценности через переработку".
Понятие апсайклинга направлено на создание новых продуктов без потребления новых ресурсов и снижения количества отходов.
Идею апсайклинга впервые предложил немецкий философ Майкл Браун (Michael Braungart) и американский архитектор Уильям Макдона (William McDonough) в своей книге "Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things" (2002).
Авторы призывали к созданию процессов и продуктов, которые были бы безопасны для здоровья человека и окружающей среды, и поддерживали бы регенеративные процессы.
Оба термина, ресайклинг и апсайклинг, играют важную роль в современном обществе, помогая сократить количество отходов, сохранить природные ресурсы и снизить негативное воздействие на окружающую среду, они способствуют созданию более устойчивой и экологически ответственной модели потребления и производства.
Ресайклинг и апсайклинг в педагогике
Ресайклинг в педагогике подразумевает переосмысление и повторное использование устаревших или уже имеющихся методов обучения, с целью их улучшения и актуализации.
Апсайклинг, в свою очередь, предполагает творческую трансформацию устаревших и ненужных ресурсов во что-то новое и ценное.
В современном обществе, где технологии развиваются стремительно, образование стоит перед вызовом обновления методов обучения и воспитания, одними из таких методов стали ресайклинг и апсайклинг, которые в педагогике представляют собой инновационные подходы, способствующие развитию личности обучающихся, а также повышению эффективности учебного процесса.
Использование ресайклинга и апсайклинга в педагогике не только способствует оптимизации обучения, но и позволяет привнести элементы устойчивого развития в образовательную среду, например, педагог может пересматривать старые учебные материалы и методики, добавляя в них элементы актуальных тем и примеров из современной жизни, тем самым делая их более привлекательными и понятными для обучающихся.
Не менее важно и применение апсайклинга, который позволяет педагогам преобразовывать неактуальные или уже использованные ресурсы во что-то новое и ценное, например, старые книги или материалы из учебных кабинетов могут быть переработаны и использованы для создания креативных образовательных проектов, развивающих обучающихся как личностно, так и интеллектуально.
Заключение
Ресайклинг и апсайклинг – это не просто термины из мира экологии, но и мощные инструменты для развития педагогической практики, их использование способствует формированию современного, инновационного и устойчивого образования, способного отвечать вызовам современности и при этом сохранять ценность традиционных подходов.
Педагоги, использующие эти методы, могут стать настоящими архитекторами образования будущего, создавая уникальные и эффективные образовательные практики.
Вопросы по теме
Вопрос 1: "А если взять фольклор. Не общеизвестный, а конкретного малочисленного этноса (например, вожан), написать на его основе программу патриотического воспитания и внедрить в работу. Можно этот процесс назвать ресайклингом или апсайклингом?"
Ответ: Процесс, описанный в вашем вопросе, можно назвать скорее ресайклингом, поскольку он подразумевает использование элементов фольклора малочисленного этноса для создания программы патриотического воспитания, ресайклинг в данном контексте означает переделку или модернизацию традиционных элементов культуры этноса с целью привлечения внимания и вовлечения аудитории в процесс воспитания.
Для успешной реализации программы необходимо провести глубокое изучение фольклора данного этноса, выявив его ценности, символику и особенности, затем следует адаптировать эти элементы для создания целенаправленной программы, направленной на патриотическое воспитание аудитории.
Внедрение такой программы в работу может способствовать сохранению и распространению уникальных культурных традиций этноса, а также способствовать формированию чувства гордости и принадлежности к своей культуре и наследию, однако важно учитывать особенности и чувства самих представителей этноса при разработке и реализации подобной программы, чтобы не искажать их традиции и символику.
Таким образом, использование фольклора малочисленного этноса для разработки программы патриотического воспитания через рестайлинг может быть эффективным способом сохранения и продвижения культурного наследия и ценностей этнической группы.
Вопрос 2: "Если написать программу патриотического воспитания и внедрить в работу, при этом не называть этот процесс ресайклингом или апсайклингом, будет такое воспитание считаться патриотическим?"
Ответ: Патриотическое воспитание может охватывать различные аспекты, связанные с любовью и преданностью к своей стране, важными аспектами патриотического воспитания могут быть уважение к истории, традициям и культуре своей страны, а также готовность защищать ее интересы и участвовать в общественной жизни.
Если написать программу, которая направлена на формирование этих ценностей и внедрить ее в работу, не используя термины "ресайклинг" или "апсайклинг", это все равно может считаться патриотическим воспитанием, поскольку важнее не сами термины, а содержание и цель программы.
Следует помнить, что успех патриотического воспитания зависит от методов, подходов и материалов, используемых в программе, а также от того, насколько эти ценности будут внедрены в повседневную жизнь участников программы, таким образом, главное - это создание эффективной программы, способной донести патриотические ценности до целевой аудитории, независимо от того, как она называется.