Найти тему
Никита Иванов

О милостивом Боге

Мои заметки

Милостивый Бог

Не раз встречался с такими людьми, которые оправдывают свои немощи «милостивым Богом», вот мол Господь наш милостив, очень, а мы все грешные, очень, чего напрягаться, переживать, можно и слабину дать, и расслабиться, все не так важно, важно только милость к нам. Увы, таких христиан становится все больше, не напряженных, а правильнее сказать, расслабленных. Раньше в славянском языке слово расслабленный обозначало парализованный, я думаю это точное определение духа таких христиан. И они чувствуют это, а потому часто причащаются, не всегда постятся, не всегда вычитывают все правило перед причастием, да и зачем напрягаться, Бог же милостив. Таким парализованным душам и помочь очень трудно, они точно знают какой Бог, а потому в помощи особо не нуждаются, живут и верят в свое удовольствие, и я не ошибся, именно верят в удовольствие, потому как им живут.

Не буду употреблять резких слов по их поводу, время наверняка каждому покажет их правоту, только поговорить об этом надо. Главный вопрос - а причащаемся мы зачем, для чего? Если для удовольствия, то есть для получения благодати, здоровья, благополучия, тогда все так и есть, и Бог милостив, и поститься не обязательно, и правило читать можно «наискосок». А вот если мы причащаемся для борьбы с грехом, для внимательной молитвы, для победы над гордостью, самолюбием, эгоизмом, а самое главное для соединения с Самим Богом(!), тогда и пост, и правило, и причастие становятся на свои места. Как встретиться с Господом в грязной одежде нашей души, стыдно ведь, для этого очищения необходим и пост, и молитва, и строгость, и исповедь. Да, мы не становимся другими, но мы смиренно склоняемся перед милостью Божией. Святые Тайны не средство для здоровой и радостной жизни, они Сам Господь, страдавший и умерший за нас на Кресте, нам ли не готовиться благоговейно и со страхом к встрече с Ним. А потому опытные духовники, такие как отец Кирилл Павлов, предложили нам причастие дважды в месяц, чтобы не терять благоговения и иметь силы на должную подготовку к причастию. Он и на Светлой седмице рекомендовал день поста перед причастием, и понятно почему, для внимательной молитвы, благоговения и покаяния.

Да, есть подвижники, которые под руководством опытного духовника причащаются ежедневно, но не о них речь, мы говорим о простых прихожанах, живущих обычной мирской жизнью. Конечно Бог милостив, и многое нам прощает, но вот святые отцы единодушны, что невнимательная духовная жизнь и отсутствие благоговения перед дарами Христовыми является тяжким грехом и всегда имеет печальные последствия. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвою и жатвою определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию». Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия тайн, не видя над собою немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение!»

Глядя на некоторую «легкость» с которой иные христиане позволяют себе разные слабости, оправдывая их «милостью Божьей», мне всегда больно понимать, что достучаться до их огрубевшего сердца почти невозможно. Но одно дело их собственный суд, а другое дело соблазн для других, ведь эта «легкость» весьма заманчива. Живут же, не умирают. Увы, а как живут, семьи распадаются, дети забываются, жить в свое удовольствие это зачастую жить для себя, трудная это жизнь, поверьте, хоть и может показаться кому-то легкой. А про «милостивого Бога» лучше всего сказано в притче о богаче и Лазаре, кто подзабыл, полезно будет перечитать.