Найти в Дзене
Ирек Муктасаров

Таежный агент башкирской разведки.

Известный уфимский публицист Камиль Зиганшин прожил интересную жизнь путешественника, охотника и бизнесмена. 1975 год. Удивительная история. Являясь благополучным служащим, богатой компании «Башнефть» он оставляет работу, семью и преисполненный таежной романтикой, едет в Хабаровский край бить пушнину и стрелять дикого зверя. Старики его родного села Кандры сказали бы, что в Камиля вселился Шайтан. Тут невольно, вспомнишь загадочные рассказы о том, как второе «я» просыпается в человеке и вытесняет первое. Сын офицера, детство и юность Камиль провел на Дальнем Востоке. Плавал матросом китобойного судна, все лето пропадал на стойбище удэгейцев. Вот и проснулась в человеке любовь к природе и приключениям. Участок тайги, размером с Чишминский район охотник-соболятник делит с уссурийским тигром. В просветах между кедрами, косыми полосами лежит солнечный свет. Лыжи скользят весело. Чудесно жить, особенно если ты молод и любишь тайгу. Новизна дела занимает его. На стенах лесной избушки, шкурк

Известный уфимский публицист Камиль Зиганшин прожил интересную жизнь путешественника, охотника и бизнесмена. 1975 год. Удивительная история. Являясь благополучным служащим, богатой компании «Башнефть» он оставляет работу, семью и преисполненный таежной романтикой, едет в Хабаровский край бить пушнину и стрелять дикого зверя. Старики его родного села Кандры сказали бы, что в Камиля вселился Шайтан. Тут невольно, вспомнишь загадочные рассказы о том, как второе «я» просыпается в человеке и вытесняет первое. Сын офицера, детство и юность Камиль провел на Дальнем Востоке. Плавал матросом китобойного судна, все лето пропадал на стойбище удэгейцев. Вот и проснулась в человеке любовь к природе и приключениям. Участок тайги, размером с Чишминский район охотник-соболятник делит с уссурийским тигром. В просветах между кедрами, косыми полосами лежит солнечный свет. Лыжи скользят весело. Чудесно жить, особенно если ты молод и любишь тайгу. Новизна дела занимает его. На стенах лесной избушки, шкурки соболя, норки, белки. Два года мотался по тайге башкирский Дерсу Узала. За это время кругозор любителя природы расширился и, набравшись ярких впечатлений, он возвращается домой. В Уфе все приходилось начинать с нуля. О том, чтобы вернуться в «Башнефть» нечего и думать, там при увольнении предупредили: «предателей, обратно не берем». Хоть скобы надевай и лезь монтером, образование связиста, на столб, крутить лампочки. Шагая по Советской площади, Камиль завернул, поздороваться к своим бывшим коллегам. Навстречу шагает Рафаат Булатов. Начальник управления связи, улыбается Камилю и готов его обнять будто родного человека после долгой разлуки. Да, чудесам нет предела. Вряд ли в истории «Башнефти» было еще одно столь же триумфальное возвращение. Два года назад, большинство коллег Зиганшина, его побег в тайгу оценили как помешательство. Начинаешь задаваться вопросом, что так начальство радуется возвращению этого сумасшедшего? Сам черт ничего не поймет? Но понял все, всего один человек.

Курирующий нефтяную отрасль, полковник КГБ Ибатуллин, был глуп, как баран. Надо думать, от скуки и безделья, за двадцать лет ни одного нефтяного шпиона, он свихнулся окончательно. И его осенило! Старший инженер связи Камиль Зиганшин никакой не мечтатель романтик, «а я еду за туманом и за запахом тайги..», а выехал в Китай с важным государственным заданием. Секретной новостью, которую можно назвать ошеломляющей, он поделился с руководителем «Башнефти», Евгением Столяровым. Директор потрясен, что среди его подчиненных есть фигура равная Штирлицу или Джеймсу Бонду. Понятное дело «Агента 007», после завершение заграничной операции руководители «Башнефти» не могли наградить орденом или именным оружием, но на работе, что мы не понимаем, восстановили и зарплату прибавили. Директор многозначительно улыбается и Камиль таинственно улыбается в ответ. Опытный «шпион» быстро сообразил, что при сложившихся обстоятельствах лучше не разочаровывать начальство. Скоро его повысил в должности. Смех, да и только. Было просто непостижимо, что все поверили в эту несусветную чепуху. Многие писатели были и разведчиками. Дефо, Моэм, Грин Грим, не избежал этой участи и Камиль Зиганшин. Минута триумфа! Во многих отношениях он оказался самым законспирированным и удачливым шпионом в истории мировой разведки.

Однако судьба Камиля Зиганшина больше схожа с жизнью Джека Лондона. Ну как тут не вспомнить. Джек Лондон вернулся из Аляски без унции золота, но заработал на золотой лихорадке, своими рассказами о Севере, больше чем любой удачливый золотоискатель. В творчестве писателя Зиганшина различаются два течения: документальная и художественная. «Огненный пояс Земли». «Щедрый Буге». Путевые и охотничьи заметки представлены, достоверно, основаны на личном опыте и читаются с интересом и являются самой сильной стороной его творчества. А вот впечатление, от его художественной прозы носит оттенок разочарования. Хорошо под старость быть писателем. Трудолюбие просто невероятное. «Золото Алдана» он переписывает шестнадцать раз, он пишет и пишет. Можно быть путешественником, директором, охотником, но художник положение особое. Это не трудно понять. Язык его книг банальный, фразы вымучены, характеры односторонни и бесцветны. Посудите сами: «Мороз крепчал…», «Афиша на заборе гласила…». «Крепчал». «Гласила». Ох уж это пристрастие, к малоупотребительным глаголам. Загнем, саркастический конец. «Меня будут читать лет семь с половиной, а потом забудут», говорил Чехов. Многие сочтут сравнение с великим классиком преувеличением, поэтому внесем равновесие. Писателя Зиганшина будут читать семь с половиной минуты, а потом - вздох читательского разочарования и книжку спрячут в шкаф. Именно так. Печально. Факт остается фактом, книги не покупают. И перед этой беспощадной ясностью, стоит жизнь самого писателя Камиля Зиганшина. Уфимский «Виталий Бианки» во многом настоящий мужчина. Высокий и привлекательный, любящий природу и животных, честный и благородный, непримиримый враг браконьеров и любой несправедливости. Настоящий джентльмен. Жизнь самого Камиля Зиганшина путешественника, охотника, бизнесмена, писателя, одна шпионская история чего стоит, куда занимательнее его художественных книг. То есть, черт знает, как больше увлекательнее и интереснее.

-2

Зиганшин Камиль Фарушинович родился 15 марта 1950 года в поселке Кандры Туймазинского района Башкирии, в семье кадрового офицера. Детство и юность прошли на Дальнем Востоке, где полюбил природу и путешествия, трудился в геологических партиях. Работать начал в «Башнефти», в 1991 году открыл малое предприятие в области радиосвязи. В 2001 года возглавил Уфимское предприятие «Шок». С 2008 года посвящает себе литературе и путешествиям, участвует в кругосветной экспедиции. Печатает книги о природе и диких животных. Лауреат множества литературных премий. Председатель отделения русского географического общества Республики Башкирия.

Ирек Муктасаров.