Найти тему
Бешеный Бабкин

Наши матери, наши отцы — немецкий фильм о войне

Оглавление

В комментариях к обзору на 20/22 посоветовали посмотреть немецкий мини-сериал о Второй Мировой — "Unsere Mütter, unsere Väter."

Я вспомнил, что когда сиё произведение вышло на немецком центральном госканале, у нас его обсуждали на работе в курилке. И у всех от него бомбило.

Украинцам не нравился образ бандеровцев. Полякам — образ Армии Крайовы. У россиян, понятно, подгорало из-за образа советских военнослужащих.

Немцы вообще помалкивали, потому что там достаточно подробно показывается, какие мерзкими, в основном, были их предки. Фильм, конечно, дарит им робкий аргумент — "ну, не все же поголовно". Но не более.

Даже у американца из нашего Technical Writing были претензии, хотя там всего в одном эпизоде длиной 20 секунд показан только один американец. Но их там реально за это время успели подколоть, спору нет...

МИД РФ даже протест тогда запилил, мол, порочите образ советской армии и всё такое. Не рекомендован к просмотру.

В общем, я премьеру тогда смотреть не захотел. А вот сейчас напомнили, и я подумал: постойте-ка, а чего там МИД РФ вообще возмущался-то? Я тогда вообще считал отечественное телевидение и кинематограф абсолютно безнадёжным сборищем антисоветчиков и русофобов.

"Сталинград" Бондарчука и прочее третьесортное тошнилово, случайно, ничего не порочили? Или вот такое?

А сами-то что снимали про себя? Лучше, что ли?
А сами-то что снимали про себя? Лучше, что ли?

Из приличного помню фильм "Пепел" с Машковым в главной роли — и то, про бандюгана в советскую форму переодетого.

Ведь примерно тогда Шалёпа и начал собирать деньги через краудфандинг на "28 панфиловцев". Я охотно участвовал в сборах, потому что обрыдли эти пресловутые жуткие "политруки", которых так органично играл Роман Мадянов. И обязательные заградотряды в каждом новом фильме.

Так чего к немцам-то пристали, если сами себя с ног до головы поливали помоями в то же самое время, спрашивается?

В общем, подумал и решил, что гляну начало, а там видно будет. Всё равно, как правило, 90% моих попыток что-то посмотреть прерываются в первые же 10 минут и потом не возобновляются.

Но, удивительное дело, смотреть не бросил и недавно таки досмотрел. Не скажу, что прям не мог оторваться. Просмотр трёх серий по полтора часа в итоге занял у меня пару недель. Чукча — не зритель, однако, чукча — писатель.

Замечу, что в нормальной русской озвучке сериала нет. Я начал смотреть на ютубе с каким-то кустарным переводом, но после 10 минут заметил, что слова как-то не слишком логично кладутся на картинку. Тут как раз кстати вспомнил, что я вообще-то немецкий знаю.

На ютубе обнаружилась версия на немецком языке. Вот её и рекомендую к просмотру. Для незнающих язык там есть субтитры на русском. Лучше смотреть в оригинале, потому что непрофессиональный перевод убивает кучу нюансов, которые сильно сказываются на восприятии.

Сюжет

1941-ый, Германия напала на СССР.

В подсобке берлинской пивнухи поздно ночером встречаются пятеро закадычных юных друзей, чтобы отметить отъезд на фронт троих из их компашки.

Они нажираются вдрызг, танцуют и слушают запрещённую американскую музыку, а также торжественно клянутся собраться снова на этом же месте сразу после победного завершения войны, то есть, к ближайшему Рождеству.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Почему-то во многих рецензиях место действия пьянки называют "кафе". Хотя там много раз показана барная стойка. Это — пивная.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Почему-то во многих рецензиях место действия пьянки называют "кафе". Хотя там много раз показана барная стойка. Это — пивная.

Но вскоре в помещение вламывается проверка на вшивость и вечеринке приходит конец.

Далее нас ждёт драматичная история двух штурмовиков, медсестры, еврея и певички, которым война готовит всякое разное, от всенародной славы и героических свершений до ужасов концлагерей и страшной гибели.

Вроде как даже по реальным событиям. Но это не точно.

Понятно, что смотрел я весьма скептически и ждал подвоха. Но, на удивление, фильм оказался хорошим. Первая и вторая серии — достойные. Да и третья первый час тоже не совсем отстой.

А вот последние полчаса, конечно, лучше смотреть в противогазе, если не хотите заплевать монитор или повредить себе лицо фейспалмом.

Под конец сценарист пытается пропихнуть в форточку Овертона скромненькие тезисы размером с мамонта и такие же вонючие, так что смотрится это противно и нелепо одновременно. Но...

Повторюсь, каких только фильмов не выпускалось... У Тарантино так вообще еврейские диверсанты войну выиграли в одно лицо, лично расстреляв Гитлера. Всем можно искажать историю в свою пользу, а немцам нельзя, что ли?

Так что давайте с пониманием отнесёмся ко всем этим мемам типа "вообще-то мы тоже жертвы" и "миллионы изнасилованных немок". Не в том смысле, что надо их понять. А в том смысле, что мы же понимаем, почему они это так показывают.

В конце концов, это — немецкое художественное произведение. Ну, да, немцы решили немного обелить образ молодёжи сороковых годов прошлого века в глазах нынешнего поколения. Понимая, что целевая аудитория — не мы, а они, фильм смотреть можно. Не шедевр, но достойно.

Далее куча спойлеров, до просмотра лучше не читать.

Главные герои

Всем пятерым основным персонажам веришь и сопереживаешь. Актёры играют убедительно.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Великолепная пятёрка.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Великолепная пятёрка.

У каждого героя своя драма. Как и положено молодым людям, живущим в лихие исторические периоды, их мировоззрение, проходя через тяжёлые испытания, кардинально меняется. Эти изменения и делают фильм интересным.

Вильгельм и Фридгельм Винтеры

Братья-штурмовики начинают и заканчивают фильм, как полные противоположности друг друга.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Братья Винтеры в русских снегах. Winter по-немецки — зима.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Братья Винтеры в русских снегах. Winter по-немецки — зима.

Вначале командир взвода штурмовиков Вильгельм предстаёт харизматичным воякой, лихим командиром. У него нет никаких сомнений в правильности всего происходящего. Всё, что его интересует — это чёткое выполнение поставленных боевых задач с минимумом потерь.

Смотришь на него и думаешь — да, именно такие немецкие отморозки и откинули наших дедов до Москвы и Сталинграда.

Вильгельм не то чтобы фанатик, но явно убеждённый последователь идей фюрера. И его борьба — это разубеждение в своих идеалах.

А его младший брат — сопляк и размазня, трусливый маменькин сынок. Кто его вообще взял в штурмовую роту? Не иначе, как братец-герой составил протекцию. Фридгельм борется со страхом смерти.

Но хорошо заметно, что из всего взвода бойцов он там один такой начитанный неженка. Только у него возникают какие-то сомнения относительно верности идей построения третьего рейха и выбранных для реализации этих планов методов. Остальные — верные солдаты фюрера, псы войны, уверенные, что впереди только победа. Или смерть.

Отдельное спасибо за эпизоды, показывающие действия штурмовиков в бою. Запредельно реалистичные, практически документальные съёмки. Видно, что авторы старательно показывали ужасы, и именно с целью напугать. Это у них хорошо получилось.

Советские воины в этих боях показаны схематично. Примерно, как немцы в наших фильмах.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Какие-то орки в роли советских солдат.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Какие-то орки в роли советских солдат.

Кроме одного эпизода. Первый бой на мельнице, где Вильгельм едва не погибает в рукопашном бою с комиссаром и последующая сцена расстрела.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Комиссар перед расстрелом. За этот взгляд можно давать Оскара.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Комиссар перед расстрелом. За этот взгляд можно давать Оскара.

Эх, вот бы в российском фильме так уважительно сняли политрука, который грамотно организовал оборону, бился до последнего в безнадёжном неравном бою и погиб, не сказав на допросе ни слова.

Вообще, советские граждане в фильме показаны достойно. Они ожесточённо сопротивляются. Морочат немцам голову, заводя в болота с минами. Взрывают колодцы. Партизанят. Один из героев произносит: "Мы не ожидали после Франции, что попадём в такой ад". И никаких тебе толп коллаборантов, кроме украинских полицаев, почему-то, в Смоленске...

Но вернёмся к нашим героям. Их персонажи связаны, словно Инь и Янь. Каждый проходит через точку сомнений и точку невозврата.

Вначале Вильгельм, осуждаемый младшим братом, не без рефлексии расстреливает пленного комиссара.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Вильгельма смутила глупая ссылка командира на неподписание Женевской конвенции со стороны СССР. Ведь Германия-то конвенцию подписала и как бы обязана соблюдать в отношении всех военнопленных.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Вильгельма смутила глупая ссылка командира на неподписание Женевской конвенции со стороны СССР. Ведь Германия-то конвенцию подписала и как бы обязана соблюдать в отношении всех военнопленных.

В него словно вселяется червь сомнений, который гложет его под Сталинградом и окончательно догрызает под Курском. Вильгельм ломается, когда теряет вверенное ему подразделение в бессмысленном со стратегической точки зрения бою. И бросает воевать. За что попадает в штрафную роту.

Далее он убивает отморозка командира и дезертирует, в итоге спасая себе жизнь.

В целом, его линия понятна. Каким бы ты не был отморозком, всегда имеешь шанс снова стать человеком. Но вот если бы война действительно закончилась в 1941 взятием Москвы? Духовного перерождения явно бы не случилось...

А интеллигентный брат Фридгельм, напротив, постепенно звереет. Вроде вот только что он был чуть ли не пацифистом и готов был умереть, прихватив с собой соратников, когда не стал тушить сигарету ночью, демаскируя позицию. Но вот он уже подаёт идею разминировать проход в болоте взятым в заложники гражданским населением.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". В начале войны Фридгельм делился провиантом со старушками, чтобы они постирали ему мундир.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". В начале войны Фридгельм делился провиантом со старушками, чтобы они постирали ему мундир.

Он тоже теряет свои убеждения. Война всё также кажется ему бессмысленной. Но вместо того, чтобы бросить воевать, он отрешённо отдаётся в волю обстоятельств.

В том же бессмысленном бою, где сломался духом его брат, Фридгельм теряет всякий страх перед смертью и отчаянным броском через простреливаемую часть улицы решает исход перестрелки в пользу своего подразделения. Он военный герой, но его героизм некому зафиксировать. Преодолев свой страх смерти, он теряет смысл жизни.

Но на его глазах погибает (как ему кажется) брат и почти все сослуживцы, а затем от меткого выстрела советского снайпера умирает только-только обретённый друг. С этого момента он уже мертвец, который ещё долго ищет свою смерть и в конце концов находит, попутно совершая кошмарные преступления.

Человек, который в начале войны с СССР возмущался казнью военнопленного и защищал еврейскую девочку, спустя 3 года служит в СС и собственноручно казнит гражданское население в Польше, чем обрекает себя на казнь в случае поражения.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Сложный выбор: убить друга или непосредственное начальство.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Сложный выбор: убить друга или непосредственное начальство.

Фридгельм тоже убивает своего командира, но не с целью спастись самому, а с целью спасти Виктора. А в конце войны он жертвует собой, чтобы спасти едва знакомых юнцов от неминуемой гибели.

В итоге, неверующий в нацистские идеалы Фридгельм до самого конца качественно и самозабвенно воюет за нацистов. А убеждённый нацист Вильгельм дезертирует и каким-то чудом спасается от смерти.

Бесстрашный вояка выживает через крах своих идеалов. А трусливый пацифист, никаких идеалов не имея, в итоге, выполняя чужие приказы, превращается в монстра и гибнет.

Серьёзная история, почти притча. За судьбой братьев и метаморфозами их личностей наблюдать действительно интересно.

Виктор Гольдштейн

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Виктор, который всё понял раньше всех.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Виктор, который всё понял раньше всех.

Фридгельм решает убить командира-людоеда не по зову сердца, а когда встаёт перед выбором: застрелить друга и потерять последние капли самоуважения или перестать подчиняться злу. Что-то человеческое в нём ещё остаётся. Он выбирает друга Виктора.

Молодой еврей работает портным в ателье отца в Берлине. Он слишком рано всё понял, но не смог убедить родителей бежать из Германии. А когда решает бежать сам, становится уже поздно. С ним случается то, что случилось со всеми евреями в Германии в годы войны.

На каком-то этапе он бежит через проделанную дыру в вагоне поезда вместе с полячкой. Далее следует серия чудесных спасений, в ходе которых он примыкает под видом немца к польским партизанам Армии Крайовой.

Здесь он сталкивается с антисемитизмом похлеще, чем у истинных арийцев. Но, благодаря милости командира партизан, выживает.

Его история, в общем-то, банальна: крах надежд, арест, концлагерь, побег, чудесные спасения, партизанство. Но тем и драматична. Совершенно не герой по натуре, он взрослеет во время войны и заканчивает её совершенно опустошённым.

Через всю войну он проносит любовь к Грете, надменной певице, не сумевшей совладать со своими страстями. Виктор борется за любовь.

Грета

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Грета попалась на крючок Дорна.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Грета попалась на крючок Дорна.

Пожалуй, единственный главный герой, которого совсем не жалко. Зацепившись на крючок медных труб, Грета ничтоже сумняшеся становится подстилкой для настоящей твари.

Да, ею движет, в том числе, желание спасти Виктора. Но в итоге она, наоборот, привлекает к нему внимание и фактически подставляет.

Если смотреть поверхностно, то вырисовывается образ мерзкой и непутёвой женщины. Предать любовь ради славы...

Став звездой благодаря протектору любовника, она моментально теряет связь с окружающим миром и витает в облаках. Откуда её смачно скидывает разочарованный её норовом сожитель.

Судьба Греты печальна, но не вызывает сожаления. Она пуста. Даже певицей стала по блату.

Но можно заглянуть в душу Греты чуть глубже. Любовь с евреем в Рейхе ей всё равно бы не причинила ничего хорошего. Она была уверена, что спасла Виктора, что он благополучно уехал в США. Что ей оставалось делать?

Однако, в тюрьме Грета тоже перерождается и, наконец, осознаёт, что жизнь ценна мгновениями тепла любящих сердец, а не песенками и шампанским. Пустота заполняется болью и отчаянием.

Шарлотта

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Медсестра-вредитель: усугубляет ранения бойцов, чтобы их не отправили на фронт.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Медсестра-вредитель: усугубляет ранения бойцов, чтобы их не отправили на фронт.

Линия медсестры максимально драматична. Нескладная девушка, испытывающая комплекс неполноценности, хранит в сердце трогательную любовь к Вильгельму.

Он вроде тоже питает к ней чувства, но не стремится их раскрывать, чтобы не обременять себя и её. Командир штурмовиков может погибнуть в любой момент. Лучше оставить всё на потом.

В итоге Шарлотта теряет веру в будущее с любимым и отдаётся, фактически. первому встречному.

Медсестра борется с отвращением. И её связь с главврачом — тоже этап этой борьбы. Как и едва не случившееся изнасилование.

Прочие персонажи

В хороших фильмах всегда есть второстепенные герои, которые, порой, цепляют не меньше, чем главные.

Дорн

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Дорн смотрит на всех, как на то, чем сам и является.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Дорн смотрит на всех, как на то, чем сам и является.

Этот истинный ариец с неподвижным взглядом удава напомнил мне одного немецкого коллегу на заре моей карьеры в Германии. Просто один в один.

Такой же мир и покой на лице, скупость на эмоции, ясный взгляд голубых глаз, благообразный облик, аккуратно причёсанные белёсые волосы. В общем, сразу понятно — садист.

Актёр сыграл блистательно. Каждое появление на экране Дорна вызывает желание раздавить гада. Он куда более омерзителен, чем отморозки на фронте. И даже более мерзок, чем командир карателей СС. Даже ротный штрафников, настоящая скотина, просто ребёнок по сравнению с Дорном, потому что примитивен.

А Дорн — хитрое, изворотливое чудовище. Словно паук, спеленал и высосал кровь у Греты. Подло избавился от Виктора, не вызвав ни тени подозрений. Сделал любовницу звездой, но с явным удовольствием оставил её гнить в тюрьме.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Дорн работает под надзором американца.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Дорн работает под надзором американца.

А концовка его линии — просто шедевр. Да, именно это и делали американцы со средним звеном мерзавцев рейха — заставляли их служить себе, надёжно прищемив хвост.

Лиля

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Врач Лиля работает в немецком госпитале, прикинувшись медсестрой.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Врач Лиля работает в немецком госпитале, прикинувшись медсестрой.

Еврейка Лиля, помогавшая Шарлотте в госпитале, чтобы обеспечить медикаментами партизан, напротив, зацепила не реалистичной игрой, а, наоборот, небрежным сценарным ходом.

Нет, то что еврейка служила немцам и работала на партизан ещё ничего. Но когда в финале она появляется в каком-то наряде африканского вождя и "строит" насильников, вызывает недоумение. Там шок от превращения хорошего фильма в дешёвый треш нагнетается с каждой секундой.

Жаль, что никто не забрал у сценариста топор, которым он тесал эти сцены. Всё можно было бы сделать куда изящнее.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Да, советский врач— она такая! Врывается в горящий госпиталь в парадной форме, в орденах, осаживает озверевшую штурму, расстреливает соотечественницу и отпускает немку.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Да, советский врач— она такая! Врывается в горящий госпиталь в парадной форме, в орденах, осаживает озверевшую штурму, расстреливает соотечественницу и отпускает немку.

Как спаслась Лиля? Почему она в форме с наградами "под НКВД"? Она же врач, зачем ей в первых рядах врываться во вражеский госпиталь? Зачем спасает Шарлотту, которая сдала её, но убивает русскую медсестру Соню? При том, что сама занималась точно тем же самым — помогала лечить немцев?

Нелепый, глупый сценарный ход. Неужели нельзя было дать Шарлотте выжить как-то иначе? Ведь её любовник дал ей пропуск в Берлин, зачем она его выбросила?

Алина

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Полячка Алина.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Полячка Алина.

Полячка, помогающая сбежать Виктору. По сценарию, её присутствие вполне логично. Без неё бы еврей в Польше просто не выжил.

Этот дуэт нагнетает саспенсу не только своими злоключениями, но и испытанием любви Виктора к Грете. Кажется, что вот-вот и он сломается, предав свои чувства и память. Ведь Алина, действительно, прелестна и заслуживает счастья куда больше Греты.

Конечно, странно, что режиссёр не счёл нужным должным образом оформить финал их отношений. Лично я этот момент не совсем понял.

Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Алина поняла, что Виктора сейчас расстреляют. А погибнет вскоре она.
Кадр из фильма "Наши матери, наши отцы". Алина поняла, что Виктора сейчас расстреляют. А погибнет вскоре она.

Даже если Алина не испытывала ничего к Виктору, но её поведение в моменте, когда командир поляков повёл его на расстрел, кажется странным. Виктор ей жизнь спас, в конце концов. Она его тоже не раз спасала. Неужели никакой воли не осталось, чтобы попытаться спасти товарища снова?

И вообще, разве сложно было зафиксировать как-то, что с ней всё-таки случилось? А вдруг выжила? Режиссёр просто выбросил эту героиню из сюжета.

Резюме

Если бы сцену в госпитале и явление Лили в финале просто вырезали из сценария, фильм от этого только выиграл бы. А режиссёр думал, что вырезать, потому что сняли метража ещё на пару серий. Например, убрали изрядный кусок про Виктора во Франции.

Но с художественной точки зрения, картина достойная. Не сказать, чтобы я в восторге от фильма. И пересматривать точно не стану никогда. Но за разовый просмотр времени не жалко. Точно лучше, чем многие российские фильмы десятилетней давности.

Однако, надо чётко осознавать, что это часть вражеской пропаганды и учитывать это при просмотре.

Для обложки
Для обложки