В России сейчас бытует несколько мнений о ленд-лизе. Первое: СССР мог бы справиться с Германией самостоятельно, без помощи союзников. И второе: если бы не американцы, то нашей Родины бы уже не было. В этой статье я хочу дать свой ответ на вопрос: а нужен ли был этот самый ленд лиз и стоил ли он тех последствий? Напомню, что долги по нему выплачивать закончила уже Российская Федерация только в 2006 году.
Что же такое "ленд лиз"?
Ленд Лиз (от английских lend - давать в займы, одалживать и lease - сдавать в аренду). Такое обозначение получила программа, по которой Америка поставляла своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, а также стратегическое сырье, включая нефтепродукты. По ней помощь можно было оказать ЛЮБОЙ стране, оборона которой была важна для США.
Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. И первыми, кто получил эту помощь стали англичане. Они оказались в критическом положении, практически в осаде на своих островах. И как и все осажденные очень сильно зависели от импорта разного рода продуктов и вооружения. Оружие и военную технику англичане и раньше заказывали в основном в Соединенных Штатах, но денег для оплаты поставок становилось все меньше. В какой-то момент все золотовалютные ресурсы Великобритании были исчерпаны. Британцам даже пришлось продавать доли в американских компаниях, чтобы получить доллары и платить ими американцам. Тогда премьер министр Великобритании У. Черчилль обратился за помощью в решении головоломки к Ф. Рузвельту. Ему вместе с командой удалось придумать схему, по которой союзники могли получить необходимые средства здесь и сейчас, а вопрос оплаты отложить на потом.
2-го января 1941 года Оскар Кокс из Министерства финансов подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января законопроект передали в Сенат и Палату представителей. А уже 11 марта закон был принят обеими палатами.
В тот же день, 11 марта 1941 года, президент подписал первые указы о поставках Великобритании и Греции, которая воевала против Италии. Чуть позже в списке получателей помощи от США появился и Китай. А вот Советский Союз не получал помощь по ленд-лизу до ноября 1941 года. Хотя американцы с самого начала войны Германии против СССР заявили о том, что они будут нам помогать. Но обещание помочь Советскому Союзу они ограничили целым рядом обстоятельств: если это не помешает поставкам в Великобританию, если будут свободные производственные мощности и т. д, и т.п.
1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, срок действия ограничили 30 июня 1942. В течение войны было подписали еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, с они продлили поставки были до конца войны.
Первое время Советский Союз платил за поставки валютой или золотом. Чащего всего вспоминают судьбу крейсера "Эдинбург", который в мае 1942 года в Баренцевом море потопили англичане. Он вез 5,5 тонн золота; можно предположить, что это как раз (по крайней мере, частично) была оплата поставок, которые получил СССР до включения в ленд-лиз. Кстати, англичане раньше американцев начали оказывать помощь Союзу по условиям ленд лиза, первые поставки из Британии начались уже в сентябре 1941. Есть точка зрения, что Соединенное Королевство тогда выступало просто в качестве посредника для помощи из-за океана.
Что поступало в СССР из-за океана?
В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У большинства наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника. Танков поставили аж 12 199 штук, но в РККА они не особо ценились, кроме, пожалуй, М4А2 “Шерман”. Различных самоходный артиллерийский установок получили 23 100 единиц.
Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; Англия передала 4171 "Спитфайеров" и "Харрикейнов" и еще 813 самолетов других типов. В общей сложности 13% парка самолетов ВВС РККА предоставили Союзники.
По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом, то доля иностранных орудий тут составит лишь 2,7%.
В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.
Самый заметный вклад ленд-лиза был в автомобилях. Их поставили 480 тыс. штук (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.
Помогали союзники с горючим. Если доля автомобильного топлива была сравнительно не велика - 2.7% от общего количества бензина в СССР, то авиационного - 40%.
Около 36% железнодорожных рельсов тоже пришли к нам из-за океана. Но еще более впечатляющей будет доля паровозов, которые передали нам союзники - 72%, получается только каждый четвертый (примерно) был советским, остальные все импортные, и примерно половину вагонов тоже ввезли из США.
По ленд-лизу Советский Союз получил и 328 тыс. тонн алюминия. Есть данные что поставки составили 55% от общего количества металла. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства. Было доставлено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек. Отгрузили еще 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса.Доля иностранных станков в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и других товаров народного потребления.
Каки маршруты поставок?
Для поставок помощи организовали 5 маршрутов:
- арктическими конвоями в Мурманск;
- по Черному морю;
- через Иран;
- через дальний Восток;
- через советскую Арктику.
Самый известный - через Мурманск. У многих сограждан сложилось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Это чистой воды заблуждение. По нему шло менее четверти всех грузов. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев.
Использование иранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска вступили на территорию Ирана. Уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран и стал частью поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур.
В этих портах устроили авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки:
- он был слишком долгим. Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а еще время уходило на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию.
- судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. Только в октябре и ноябре она потопила и повредила 32 судна с грузами. Кавказ тоже был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17 513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути стали использовать черноморский маршрут.
Наиболее безопасным и удобным маршрутом был тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток, 46% от общего объема поставок, или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США морем. Большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом - АлСиб. Но и на этом пути были свои трудности,связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты "Каменец-Подольский", "Ингул" и "Ногин" - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты "Кречет", "Свирьстрой", "Майкоп", "Перекоп", "Ангарстрой", "Павлин Виноградов", "Лазо", "Симферополь" - потопили японцы. Транспорты "Ашхабад", "Колхозник" и "Киев" потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.
Оплата.
Это главная тема для спекуляций теми, кто пытается как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство противников закона считают своим долгом заявить, что СССР, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это не более чем заблуждение (ну или сознательная ложь). Ни СССР, ни кто-то другой, получивший помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом во время войны за эту помощь не платили ни цента. Более того, они не обязаны были платить и после войны за материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи.
СССР действительно отправлял в США различные товары (на пример 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Поставки шли это в рамках программы обратного ленд-лиза. В нее же входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. Доля "обратного ленд-лиза" в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, из Великобритании в США шло 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между ними.
Счета американцы выставили странам-получательницам помощи только после войны. Великобритании осталась должна США $4.33 млрд., Канаде - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) провели 29 декабря 2006. Долг Китая определили в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.
Долг СССР определили только в 1947 году и он составил 2,6 млрд. долларов. Уже в 1948 году эта сумма снизили до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. В 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн, но СССР снова с ней не согласился и платить отказался. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между Советским Союзом и США было подписано только 18 октября 1972 года (сумма долга опять снизили до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году произвели два платежа на общую сумму 48 млн. долларов. После введения в 1974 году поправки Джексона-Веника к торговому соглашению от 1972 года выплаты остановили. В июне 1990 г. США и СССР вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. Советский долг за поставки по ленд-лизу был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчётов с "Парижским клубом" 21 августа 2006 года.
Мнение.
В 1941–1942 годах поставки были гораздо меньше, чем в 1943–1945 годах. Получается, что в 1941, 1942 и в начале 1943 года, в самый тяжелый для нас период, поставки хоть и были, но по сравнению с потребностями этого было явно недостаточно.
Важно прежде всего не то, что американцы поставляли оружие. Важнее другое – то, что американцы поставляли огромное количество промышленного сырья и промышленного оборудования и очень много продуктов питания. Они поставили СССР несколько миллионов тонн продовольствия, что в те голодные годы было очень существенно. Взять знаменитую американскую свиную тушенку, которую советские люди с иронией называли «Второй фронт».
В целом же доля ленд-лизовских поставок в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и прочего обычно оценивают в 4%. Основываясь на этой не большой цифре можно с определенной долей уверенности заявить, что ленд-лиз не оказал решающего влияния на возможность СССР вести войну. Советский союз вполне мог перераспределить усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в цене такого решения. Не будь ленд-лиза, у СССР было 2 пути решения проблемы дефицита:
- просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии был бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда техники и оборудования. Это конечно бы ослабило армию.
- увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции путем привлечения к производству дополнительной рабочий силы. Силу эту можно было взять только с фронта, и этим опять же ослабить армию.
Получается, что при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны, лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!