Ежегодно 17 июля в России отмечался День этнографа. Дата выбрана не случайно – в 1846 году в этот день родился великий русский этнограф, антрополог и путешественник, член Императорского Русского Географического общества Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Научный интерес для этнографов представляют элементы материальной культуры и духовного наследия народа (одежда, жилище, утварь, оружие, фольклор, язык, верования, особенности быта, традиции и др.). Расцвет этнографии внутри нашей страны самым естественным образом совпал с периодом расширения русского государства за счет присоединения новых территорий в Закавказье, Сибири и Дальнем Востоке.
Территория Богучанского района в современных границах также не осталась без этнографического изучения. И это неудивительно. При освоении дикого таежного края первопроходцы встретились с народами, доселе им неведомыми. А со временем, лет эдак через двести-триста, уже потомки первых переселенцев становились предметом изучения специалистов-этнографов: обособленные природными условиями, практическим отсутствием транспортного сообщения с внешним миром, они сформировали совершенно особенный тип старожильческого населения.
Сегодня расскажем о некоторых представителях этнографической науки, чья деятельность была связана с изучением коренного и старожильческого населения обширной территории бассейнов рек Ангара и Чуна.
Александр Петрович Ермолаев (1886-1919), сотрудник Красноярского краеведческого музея.
В 1911 году возглавил Ангарскую экспедицию, организованную на средства Переселенческого управления. С января по середину марта 1911 года была проделана огромная работа, собран богатый фактический материал. Более 680 предметов материальной культуры ангарцев экспедиция передала в фонды Красноярского краеведческого музея. Но, наверное, самый яркий результат того путешествия – фотографии наших земляков в их повседневных заботах, предметов обихода, охоты и рыбалки.
В Богучанском краеведческом музее половина площади на втором этаже предоставлена выставке фотографий Александра Петровича. Кстати, на одной из них позирует он сам в праздничном костюме удачливого приискателя со щегольской трубочкой в зубах. Фотография сделана в селе Богучанском, т.е. Богучанах. Казалось бы, где Богучаны, а где ближайший золотой прииск... Вот как раз по Ангаре, с остановками в попутных деревнях, сплавлялись и проезжали за год до пяти тысяч завербованных или вольных старателей из восточных губерний. Их называли олекмачи, по названию поселка Олекма в нынешнем Тындинском районе Амурской области. А в селе Каменском (наша деревня Каменка) была, говоря современным языком, перевалочная база для дальнейшего движения на удерейские прииски к легендарным россыпям тунгусов, со всеми атрибутами разбойной и разгульной старательской жизни, хорошо знакомой нам по рассказам Джека Лондона. Только куда там заокеанским салунам с их картонными распашными дверками! Масштабы другие! Все-таки, как мало мы знаем землю, на которой живем. К слову, на некоторых приисках за сезон намывали до ста пудов золота, а все прииски Енисейской губернии к середине XIX века давали больше 80 процентов российской золотодобычи.
Алексей Алексеевич Макаренко (1860-1942), сотрудник этнографического отдела Русского музея.
За участие в народническом движении отбывал ссылку сначала в селе Ужурском (1886-1893), а затем в селе Казачинском Енисейской губернии (1894-1997). В ссылке началось становление его как этнографа и фольклориста. Собранной коллекцией старинной одежды и украшений старожильческого населения доказал тесную связь Енисейской губернии с северными губерниями европейской России. В 1907 и 1908 годах при поддержке Императорского Русского Географического общества предпринял экспедиции по изучению расселения, образа жизни и обычаев эвенков (тунгусов). Экспедиция 1908 года стартовала из Богучан.
Его самая крупная работа – «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния». Согласно выводам Макаренко, сибирский народный календарь является вариантом общерусского, «развившим локальную спе-цифику по причине трехсотлетней изоляции сибиряков» от других русских губерний, сближения с местным коренным населением и адаптации к сибирскому климату.
После освобождения из ссылки Макаренко еще два года оставался в Сибири, работал конторщиком на предприятии Министерства путей сообщения, изучал проходимость енисейских и ангарских порогов. Результатом его наблюдений стала книга, отпечатанная в 1902 году по распоряжению Департамента земледелия Министерства земледелия и Государственных имуществ «Промысел красной рыбы на р. Ангаре». Советую прочитать, тем более что ее электронный вариант есть в открытом доступе.
В этом издании фотографии, иллюстрации сделаны самим автором с приложением карт-лоций отдельных участков Ангары. Станут понятны способы добычи того времени красной рыбы – выставка и побойка, в чем отличия переметов от самоловов, адуры от остроги. Описания смертельно опасной рыбалки в период ледостава на открытой воде Ангары ниже бурлящих порогов просто завораживают. Прочитаешь, и становится понятным, почему после таких «рыбалок», в которых участвовали все желающие, имеющие лодки и необходимые снасти, а немудренные правила регулировали только сроки начала, но не количество улова, не смогло сохраниться до наших дней поголовье ангарских осетров и стерлядей.
Глафира Макарьевна Василевич (1895-1971), выдающийся этнограф-тунгусовед.
С марта 1925 года, когда закончила Географический институт, и непрерывно всю жизнь, исключая только военные годы, находилась в экспедициях, в которых объездила районы расселения эвенков (тунгусов) от Енисея до Охотского моря.
В своих работах рассказала и об особенностях жизненного уклада эвенков, исторически проживавших на территории Богучанского района (правые притоки Ангары и Чуна с притоками). Вопреки укоренившемуся представлению, эвенки (тунгусы), проживавшие на этих территориях, не имели верховых оленей, а только небольшое стадо для перевозки тюков и для осеннего забоя на мясо. Направления кочевок всегда определялись охотой и рыбалкой, а не потребностью оленя в подножном корму. На тамге (родовом фамильном знаке) тунгусов «нашей» местности изображали лук или человека в отличие от тамги эвенков орочонского типа (Забайкалье, Дальний Восток), т.е. оленных, на которых в виде пиктограммы изображался человек верхом на олене.
Выпускникам Географического института того времени ставилась задача помогать представителям малочисленных народов адаптироваться к жизни в современном обществе, быть его полноправными членами. С этой задачей Глафира Макарьевна справилась в полной мере. Результатом ее исследований в ходе трудных экспедиций стали: эвенкийско-русский (тунгусо-русский) диалектический словарь, учебник эвенкийского (тунгусского) языка, очерки грамматики и диалектов эвенкийского (тунгусского) языка, русско-эвенкийский (русско-тунгусский) словарь на 20000 слов. Кстати, можно попробовать с помощью ее словарей узнать значение эвенкийских названий наших местностей, рек и ручьев. Это не так сложно, как кажется.
Какой все-таки интересный у нас район, какая у него богатейшая история! Приходят совершенно другие ощущения, когда тебе известно, как зовется неприметный лесной или полевой цветок, в летней птичьей многоголосице определяешь имена всех исполнителей, а название на информационном дорожном знаке открывает для тебя прошлое, заставляет оценить настоящее, задуматься о будущем. Ощущения Человека на своей родине.
Сергей КАВЕРЗИН.