Найти тему
BibleBiker

Как запомнить декалог?

Оглавление

Декалог - буквально «десятословие», имеется ввиду десять заповедей Ветхого Завета.

На деле их, конечно, не десять, а более шестисот. Но в европейской культуре закрепились десять, как самые значимые.

И самые десять приводятся в Торе дважды – в книгах Исход и Второзаконие.

Причём формулировки тут и там немного отличаются.

Нетрудно заметить, что формулировки более позднего текста – Второзакония – более подробные

Особенно это видно на примере четвёртой и пятой заповедей. В четвёртой заповеди изменяется мотивация, по которой нужно соблюдать покой в субботу: мотив, указанный в книге Исход – почтение дня покоя, в который Бог закончил творить мир. А в книге Второзакония – предписание всеобщего отдыха, государственный выходной, в качестве воспоминания освобождения от работ в Египте.

В пятой заповеди в версии Второзакония добавляются обещания благ на земле обетованной. Это логично: ведь первый раз, в книге Исход, эти заповеди получают люди, только вышедшие из Египта; никто из них не будет жить в Ханаане, только их потомки. А вот второй раз, во Второзаконии, упоминание земли и благополучной жизни на ней уже более актуально.

То же самое – упоминание земли – появляется и в десятой заповеди, когда речь идёт о запрете на зависть. В версии Второзакония среди запретов появляется «поле ближнего», которого нельзя желать наравне с другими соседскими благами.

Как их запомнить?

Тут нужно обратить внимание на внутреннюю логику, содержание заповедей.

В самом общем приближении десять заповедей распадаются на две части. Первые четыре регламентируют отношения человека к Богу, остальные – отношения людей друг с другом.

При этом четвёртая, пограничная между этими двумя блоками, на самом деле пограничная и по содержанию: она говорит о соблюдении субботы – это предписание касается одновременно и отношений с Богом, и отношений с окружающими людьми. Её можно взять за опорную точку. Итого у нас остаётся для запоминания: три первых заповеди о богопочитании, шесть последних об отношениях с людьми.

О том, что заповеди декалога распадаются на два таких блока, заметили давно. Например, в евангелии, когда Христа спрашивают о наибольшей заповеди в законе, Он отвечает:

«первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк 12:29-30).

Первый блок заповедей о богопочитании содержит всего три тезиса: 1) Бог – один; 2) нельзя делать никаких идолов; 3) нельзя напрасно произносить имя Бога.

Второй блок, регламентирующий отношения с людьми, имеет свою внутреннюю логику.

Пятая заповедь – о почтении к родителям: родители – те, от кого мы получили жизнь, так что первая заповедь по отношению к ним.

Шестая заповедь – запрет на убийство. Если в предыдущей говорится о начале жизни, то тут о её конце. Пятая заповедь охраняет достоинство тех, кто дал жизнь, шестая – достоинство самой жизни.

Седьмая, восьмая и девятая: последовательный запрет на прелюбодейство, кражу и лжесвидетельство. Это три типа посягательства на чужое: в сфере половой жизни, в сфере владения имуществом и в сфере чести и достоинства. Логика в них – постепенное удаление акцента преступления от человека. Прелюбодеяние – это об интимной жизни, то есть о чём-то очень близком, личном. Кража – это об имуществе, о владении какими-то предметами. Близкое, но не совсем уж прикасающееся к человеку. Тем более – совершаемое обычно втайне, не публично. А вот последнее, лжесвидетельство: это о публичном. О вынесении приговора на суде, во всеуслышание. О свидетельстве перед другими людьми.

Последняя, десятая заповедь – запрет на зависть: она как бы подытоживает предыдущие, фиксирует, что нельзя не только поступать против имущества или брака другого человека, но даже и желать чего-то из этого.

Итак, схема, которая поможет запомнить десять заповедей:

-2

Три заповеди о богопочитании – пограничная заповедь о субботе – две заповеди об охранении жизни – три заповеди, охраняющие права другого человека – последняя заповедь, запрещающая даже в мыслях посягать на чужое.

Легко заметить, что в самом центре находятся две заповеди, охраняющие жизнь: пятая и шестая. Эта деталь тоже поможет восстановить схему по памяти.

Пишите, если у вас есть схемы получше.