Марина Абрамович последние полгода явно снизила свою активность. Раньше она переезжала с места на место с частотой пару раз в неделю. Виной всему мениск. С него все началось. После операции последовало осложнение, еще несколько операций и долгое восстановление, продолжающееся и сегодня. «Семь смертей Марии Каллас», поставленные художницей в опере, будто перекочевали со сцены в ее реальную жизнь. Абрамович действительно балансировала на грани жизни и смерти. Теперь она выздоравливает и через призму новых откровений, понятых ею во время болезни, глядит на окружающий мир.
Она считает, что ей предстоит совершенно новая жизнь, в которой она в своих будущих произведениях не будет возвращаться к теме смерти. Пережитое испытание дало ей новый шанс.
Все перформансы сербской художницы построены на ее способности терпеть. Терпеть боль, терпеть различные физические и моральные лишения. Кажущаяся простота произведений обманчива. Марина Абрамович в совершенстве освоила искусство выносливости. Главная тема ее творчества – взаимоотношение художника и аудитории, пределы умственных и физических возможностей человека. Для нее всегда была важна свобода самовыражения в обществе. Пусть это касается самых безумных идей. У человека не должно быть страха.
Абрамович предпочитает своим сверстникам молодежь. Она хочет привлечь в искусство «сверхмолодых» людей, потому что им предначертано дать «кислород» будущему поколению. Передавая свой опыт, начинающим перформансистам она под эгидой «Института Марины Абрамович» пару раз в год проводит курсы пятидневного обучения в разных точках мира. Курсы платные и обходятся неофитам примерно в 2 тысячи евро. С точки зрения бизнеса проект суперприбыльный. Ученики проживают в весьма скромных условиях. Без джакузи и бара с напитками. К тому же, первые три дня всем обучающимся придется голодать. Только вода или чай.
Абрамович декларировала свой курс, как развивающий качество стойкости характера, укрепляющий не тело, а дух. В голову сразу лезут мысли о «сверхчеловеке» Ницше. На самом деле занятия учат управлять внутренним состоянием индивида и концентрации внимания, что полезно не только художникам, но и обычному человеку.
На начальном этапе ученикам резко обрывают все связи с внешним миром. Они сдают на хранение телефоны и гаджеты. На руках остаются только блокнот и ручка для записи своих мыслей и ощущений, а их будет много. Человек возвращается почти в свое первобытное состояние. Только он один и окружающий его мир.
Голодание – популярная практика во многих учениях. Чувство голода обычно исчезает на второй-третий день. Наступает необыкновенная легкость, как физическая, так и эмоциональная. Связь с миром прервана. Ничто не отвлекает от главного. Все чувства предельно обострены. Можно приступать к тренингу.
Базовое упражнение системы Абрамович – повторение ее знаменитого перформанса «В присутствии художника». Иными словами это парная практика. Два человека садятся напротив и смотрят друг другу в глаза. Не меньше часа. Чем больше, тем лучше. Просто, но вместе с тем очень сложно. Сложность не в концентрации внимания, а в потоке эмоций и переживаний, которые неизбежно приходят. Они настолько сильны, что, зачастую, вызывают смех или слезы. Приходится терпеть. Этим простым упражнением начинается учеба и им же заканчивается.
Следующие упражнения гораздо сложнее. Целый день придется ходить спиной вперед. Оглядываться нельзя. Можно пользоваться только маленьким зеркальцем, будто водители зеркалом заднего обзора. Смысл упражнения – перенастройка нейронных связей организма. Вместо привитого жизнью автоматизма в привычных действиях следует продумывать и анализировать малейшее движение. Обучение не может обойтись без медитаций с закрытыми глазами на природе. Человек начинает ощущать себя частичкой огромного мира, обнаруживает в себе связь с ним. Настоящим экзаменом служит финальное упражнение – неподвижно просидеть несколько часов, смотря в одну точку. Без специальной подготовки его невозможно выполнить. Подробнее свою систему Марина Абрамович описала в своей книге «Пройти сквозь стену». Она, кстати, переведена на русский язык и весьма интересна. Ее перевод великолепен. Это откровенные воспоминания художницы о прожитой жизни. Жанр – мемуары.
Марина Абрамович готовит себе на смену молодые таланты? Возможно, хотя мэтра, несмотря на ее временное недомогание, никак нельзя списывать со счетов. Наверняка нас всех ждут новые творческие открытия. Искусство вечно. Оно должно подпитывать жизнь.