Найти тему

Забудьте про мемы и фотостоки. 8 форматов иллюстраций, которые лучше донесут суть текста

Оглавление

Если хотите, чтобы иллюстрации не просто украшали ваш текст, а реально помогали понять его суть — эта статья для вас. Рассказываю, почему мемы, фотостоки и векторные картинки неэффективны, и какие варианты иллюстраций работают гораздо лучше.

Привет, меня зовут Егор Некрасов. Я редактор в веб-продакшне Wemakefab и Dprofile, отечественной площадке для дизайнеров. В Dprofile мы регулярно проводим обучающие лектории в разных городах России, чтобы продвигать нашу площадку.

На одном из лекториев я рассказывал молодым дизайнерам, с помощью чего можно иллюстрировать текст в статьях и на сайтах. Эта статья — ресайз моего доклада с лектория.

Рассказываю всё на конкретных примерах.

Что значит «иллюстрация» с точки зрения редактора

Часто, когда я общаюсь с коллегами и говорю слово «иллюстрация» или «иллюстрировать», меня понимают неправильно. Потому что в их представлении иллюстрация — это обязательно какая-то нарисованная картинка.

«Иллюстрация» для редактора — это любой информационный элемент, который помогает читателю лучше понять суть текста. Иллюстрация может демонстрировать, дополнять, раскрывать или доказывать основную мысль автора.

«Иллюстрировать» — подобрать такой информационный элемент, который поможет тексту лучше выполнить свою задачу. И необязательно это будет картинка.

Эта картинка — иллюстрация, она наглядно демонстрирует, о чём я говорю в тексте
Эта картинка — иллюстрация, она наглядно демонстрирует, о чём я говорю в тексте

Почему мемы, фотостоки и векторные картинки — плохие иллюстрации

Они не помогают лучше понять основную мысль автора, а просто разбавляют текст статьи или занимают пространство на сайте, чтобы не было пусто.

Подробнее на примерах:

-3

Сайт разработчика софта для брокеров. Картинки с фотостоков пытаются передать мысль, что эта компания — про серьёзный бизнес. Но они ничего не говорят о продуктах и услугах компании.

-4

Статья с полезной подборкой для маркетологов. Картинка с векторным человечком и книгами. Она лишь косвенно связана с темой статьи и не даёт никакой конкретики. Её можно использовать для любой другой статьи про книги.

-5

Статья про эффективную схему продаж. Здесь мем как бы говорит нам, какие эмоции мы должны испытывать от эффективности этой схемы. Но это навязывание. Эмоции должны возникнуть у читателя сами — от тех смыслов, которые закладываются в статью.

Мемы могут быть хорошими иллюстрациями, но для этого нужно их подредактировать под себя.

-6

Статья Паши Молянова о запуске одного из курсов. Здесь ребята поменяли текст мема под свою тему. Так мем дополняет мысль из заголовка и лид-абзаца — ребята сделали крутой курс, предвкушали высокую прибыль, но получили всего 12 продаж.

Плюс мем не говорит нам, какую эмоцию мы должны испытывать, а вызывает её сам.

Ещё раз про мемы:
Плохо — взять мем, никак его не менять, вставить в статью.

Хорошо — взять мем, добавить в него нужные смыслы: отредактировать на нём текст или как-нибудь перерисовать. И после этого вставить в статью.

Хорошие иллюстрации: живые фотографии

Многие думают, что фотографии для статьи или для сайта обязательно должна быть профессиональной. На самом деле, главное — чтобы фотография демонстрировала то, о чём вы говорите в тексте и чтобы читатель верил, что она реальная.

Фотография может быть кривой и нечёткой, но если она отражает реальность, она будет работать. Такое фото вызовет больше доверия у читателя, чем идеальное, но постановочное.

Пример с живой фотографией:

-7

Два варианта иллюстрации к тексту о том, что в онлайн-школе классные преподаватели, которые всегда помогут. Второе фото, пусть и любительское, работает намного лучше. На фотке плохое освещение и завален горизонт, зато на ней показана реальная ситуация, как преподаватель помогает студенту. Читатель скорее доверится второму варианту.

Вторая фотография реально используется на странице курса «Информационный стиль и редактура текста» от «Бюро Горбунова».

Когда стоит применять фотографии:

  • Нужно наглядно продемонстрировать что-то материальное: продукт, предмет, интерьер, людей.

Хорошие иллюстрации: скриншоты

Скриншоты — один из самых простых и эффективных видов иллюстраций, когда вы пишете о каких-то программах или сайтах. Если вам нужно показать, как выглядит интерфейс или написать инструкцию, как сделать что-то в программе — скриншоты будет незаменимы.

Также к скриншотам можно отнести фотографии или сканы каких-то печатных документов: сертификаты, бланки, приказы. Если в тексте вы ссылаетесь на документ, будет здорово показать его, а не просто написать название.

Примеры со скриншотами:

-8

Скриншот интерфейса сервиса на сайте Wazzup. Продукт ребят — сервис, который позволяет общаться с клиентами из телеграма и вотсапа прямо в CRM. На скриншоте наглядно показано, как это выглядит.

-9

Если первый пример кажется слишком простым, можно сделать покрасивее, — как сделали в «Тинькофф». Они вставили скриншоты своего торгового терминала в интересные мокапы.

-10

Это скриншот из моей промостраницы про статуэтку котика с камерой «Кото-око». Там я заявляю, что статуэтка прошла сертификацию и сразу доказываю это, показывая сам сертификат. Эта промостраница — домашка для «Школы редакторов», поэтому без ссылки.

Только что я проиллюстрировал раздел про скриншоты скриншотами)

Когда стоит применять скриншоты:

  • Нужно показать то, что у вас на экране компьютера или телефона.
  • Нужно показать то, что распечатано на бумаге: документы, ну или просто страница книги, журнала.

Хорошие иллюстрации: коллажи

Коллаж — это когда мы собираем на одном изображении несколько разных картинок, фотографий или текстовых блоков.

С помощью коллажа можно показать какой-то процесс, который проходит в несколько этапов. Каждый этап происходит в разных местах, с разными людьми или оборудованием. Объединить всё это в одной фотографии не получится. Но можно сделать несколько фотографий и собрать их в один коллаж.

Коллаж может передать больше информации и смыслов, чем одна картинка. Если поместить на коллаж несколько картинок, можно показать связь между объектами. Или прямо на картинку можно добавить какие-то поясняющие подписи.

Примеры с коллажами:

-11

Это коллажи из моей статьи про очистку овечьей шерсти. Каждый раздел статьи описывает один этап очистки шерсти. На коллажах показываю, с помощью какого оборудования проходит этап и как шерсть выглядит в конце этого этапа. С таким наглядным коллажом тут даже сам текст раздела читать не обязательно — достаточно прочитать заголовок, посмотреть на картинку и сразу всё становится понятно.

Тоже домашка из «Школы редакторов», поэтому без ссылки.

-12

Коллаж с промостраницы какой-то читалки. Показывается сама читалка и рядом прописываются её характеристики и цена. С помощью одного коллажа показали саму читалку и рассказали всё, что нужно о ней знать.

Чья-то домашка из «Школы редакторов». К сожалению, не помню чья, поэтому без ссылки.

Когда стоит применять коллажи:

  • Нужно совместить несколько визуальных элементов на одном изображении.

Хорошие иллюстрации: схемы

Схемы — это отличный инструмент проиллюстрировать что-то абстрактное. С помощью схемы можно наглядно показать связи между объектами, причинно-следственные цепочки, алгоритмы, структуру системы.

Важно, чтобы схема была простой. Читатель должен понять её смысл с первого раза, слишком сложная и перегруженная схема только запутает его. Лучше разбить большую схему на несколько маленьких, показывающих отдельные части системы.

Пример со схемами:

-13

Схемы из моего кейса про разработку сайта для одного финансового сервиса. На схемах показано как мы выстроили процесс взаимодействия двух команд — наш проджект напрямую общается с клиентом и сам руководит обеими командами. Также показываем, что если участники команд сами общались друг с другом, то получился бы полный хаос.

Здесь схема помогает быстро уловить смысл и позволяет не читать текст про то, как именно мы синхронизировали работу команд.

Когда стоит применять схемы:

  • Нужно продемонстрировать какой-то абстрактный процесс.
  • Нужно продемонстрировать связи между объектами.

Хорошие иллюстрации: инфографика

Когда у вас в тексте есть какие-то данные, цифры, статистика, лучший способ их подать — это инфографика. Таблицы, графики, диаграммы — все это помогает структурировать информацию и сделать её нагляднее.

Данные в инфографике должны быть достоверными и проверенными. Если читатель заметит ошибки и неточности, он может поставить под сомнения весь текст, даже если графики красивые.

Примеры с инфографикой:

-14

Таблица из какой-то статьи про ипотеку в «Т—Ж». Все важные данные по льготной ипотеке собраны в аккуратную таблицу, в которой можно легко и быстро разобраться.

-15

График роста пользователей Dprofile в кейсе по разработке площадки. Наглядно показывает, как увеличивалась аудитория каждый месяц — с декабря 2022 по октябрь 2023 года.

Когда стоит применять инфорграфику:

  • Нужно упорядочить и структурировать цифры или статистические данные.
  • Нужно выделить и обратить внимание на какие-то цифры или статистические данные.

Хорошие иллюстрации: видео

Видео — незаменимая иллюстрация, когда нужно наглядно показать, как что-то работает или происходит в динамике.

Также видео хорошо подходит для инструкций, когда нужно показать пошаговый алгоритм действий. Видеоролик будет нагляднее и понятнее, чем просто текст с описанием процесса.

Пример с видео:

-16

Компания Promobot использует на своём сайте видео, чтобы показать, как работают их роботы.

На видео наглядно видно, как робот-консультант взаимодействует с клиентом: отвечает на вопросы, сканирует документы, печатает талончик с номером очереди. Никакой текст или фото не смогли бы так наглядно передать, как работает робот.

Чтобы сделать качественное видео, конечно, требует больше времени, сил и денег. Но оно того стоит — видео может передать смысл гораздо эффективнее других форматов.

Когда стоит применять видео:

  • Нужно продемонстрировать рабочий процесс или алгоритм действий.
  • Есть ресурсы на то, чтобы купить или арендовать технику, снять и смонтировать.

Хорошие иллюстрации: аудио

Может показаться, что аудио — это вообще не про иллюстрации. Но как раз это я и имел в виду, когда писал, что иллюстрация — это любой информационный элемент. Аудио может отлично иллюстрировать текст: дополнять, раскрывать или доказывать основную мысль автора.

Только нужно учитывать, что аудио не должно быть слишком длинным. Читатель вряд ли будет готов слушать звуковую дорожку в несколько минут, в отличие от видео. Имеется в виду именно аудио внутри статьи или на сайте, а не трек или подкаст. Думаю, что оптимальная длина аудио до 30 секунд. Максимум минуту.

Примеры с аудио:

-17

На своём сайте компания Adobe использует аудио, чтобы показать возможности их нейросети для очистки звука.

Вместо того чтобы объяснять текстом, какие получаются результаты, они дают послушать аудиодорожку до и после обработки. Так пользователь сразу слышит разницу и понимает ценность продукта.

-18

Отзыв клиентов на сайте компании Wazzup. Здесь аудио помогают повысить доверие к этим отзывам. Когда мы слышим реальный голос человека, его интонации и эмоции, мы больше верим в искренность его слов. Голос передает гораздо больше нюансов, чем печатный текст.

Плюс такие отзывы сложнее подделать, чем текстовые. Можно, но сложнее.

Когда стоит применять аудио:

  • Нужно продемонстрировать что-то связанное со звуком.
  • Нужно доказать, что кто-то что-то сказал.

Хорошие иллюстрации: текст

Это мой любимый формат иллюстраций, потому что самый простой, действенный и супер неочевидный. Немногие подумают, что текст можно проиллюстрировать другим текстом.

Как это работает: сначала вы описываете что-то обобщёнными словами, а потом прописываете конкретный пример, который поясняет, что вы имели в виду. Такие примеры можно визуально выделять от основного текста, чтобы читатель обращал на него внимание.

Примеры, дополнения и пояснения к основному тексту можно прописывать в виде цитат и это тоже будет иллюстрацией. Главное, чтобы цитата вносила что-то новое, а не просто повторяла основной текст другими словами.

Ещё один приём — текстовые врезки. Это когда вы берёте какую-то ключевую мысль из своего текста и выносите её на отдельную плашку. Как и в цитате, ключевая мысль на плашке не должна повторяться с основным текстом.

Примеры с текстовыми иллюстрациями:

-19

Это часть статьи Максима Ильяхова про читательские границы. Здесь можно увидеть сразу два способа оформления примеров. В первом он просто выделил пример с помощью увеличенного отступа. Во втором он прописал пример и антипример и ставит их друг напротив друга в две колонки, чтобы их было удобно сравнить.

-20

Это раздел кейса по разработке Dprofile. Здесь цитата Head of PR Константина дополняет и поясняет основную мысль раздела. Плюс, из-за того, что этот текст оформлен как цитата, он выделяется от остальных абзацев и обращает на себя внимание.

-21

Это раздел кейса по разработке агрегатора экскурсий. Здесь как ключевую мысль взяли итоги по этому разделу и поставили на плашку. Читателю достаточно прочитать заголовок и текст на плашке — этого будет достаточно, чтобы уловить суть всего раздела.

Когда стоит применять текстовые иллюстрации:

  • Когда текста будет достаточно, чтобы проиллюстрировать вашу мысль.
  • Когда нет ресурсов на другие иллюстрации.

Подбирая иллюстрации, опирайтесь на свою задачу и ресурсы

Чтобы круто проиллюстрировать свою статью или текст для сайта, определитесь: какую задачу должна выполнить иллюстрация? Она должна показать продукт, продемонстрировать процесс, или доказать высказывание?

Поняв задачу, выберите подходящий формат, учитывая свои ресурсы. Например, вам нужно сделать инструкцию, как настроить какую-то программу. Если есть подходящий софт и навыки монтажа, снимите видео. Если нет — наделайте скриншотов.

Подписывайтесь на мой тг-канал, если вам интересна работа с контентом, в том числе для личного блога. Канал новый, постов пока мало. Планирую писать не просто какие-то советы по редактуре, а истории из личного опыта.

-22