Закажите книгу здесь: https://eduexport.ru/book-agents
Очевидно, что дистанционное образование предназначено для массового обучения и можно предположить, что вузы, где эта работа хорошо налажена, претендуют на престижный статус мега-университетов. Продолжая наш материал о нужности дистанционного образования в России, хотим дать вам понимание о ситуации в соответствующем сегменте российского образования и рассмотреть ситуацию в мире, чтобы ответить к концу статьи на вопрос: какие вузы являются самыми крупными в мире? Впереди всех, конечно, крупнейшие азиатские державы, а вот дальше - СЮРПРИЗЫ.
Что известно о рынке дистанционного высшего образования России?
Сегодня Россия уже является признанным лидером в развитии дистанционного образования на постсоветском пространстве, а большие территории и низкая плотность населения предопределили активный рост этого рынка. Согласно исследованию Инвестиционной компании ПКР (июль 2022г.) отечественный рынок дистанционного образования насчитывал на тот момент около 110 тысяч человек, а его емкость составляла около 13,6 млрд. рублей. Авторы этого исследования предполагают, что к 2030 году количество граждан, получающих высшее образование дистанционно, составит более 200 тысяч человек.
Мы, однако, предполагаем, что отрасль достигнет этого показателя точно быстрее:
- устойчивый спрос на дистанционное обучение сохраняется в регионах России;
- для ряда категорий граждан и членов их семей дистанционное образование является единственным реальным способом получения высшего образования: военнослужащие по контрактам, служащие гражданских флотов, работники Российских железных дорог, сельскохозяйственных предприятий, проектов прорыва, проживающие в действительно отдалённых регионах страны;
- тренд на дистанционные образовательные программы на иностранных и национальных языках;
- наличие определенного отложенного спроса, который может быть удовлетворен с появлением ответственного оператора, реализующего программы в дистанте и/или в формате смешанного обучения.
На российском рынке программ высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий работают достаточно много университетов. Не будем перечислять всех, однако нужно отметить, что наиболее активные и крупные игроки представляют сектор негосударственных высших учебных заведений.
А что за границей?
Поддержка вузов, реализующих дистанционные образовательные программы по мере развития информационных технологий и средств коммуникаций, является за рубежом одной из основных тенденций формирования политики продвижения национальных интересов для многих государств уже более 20 лет. Дистанционное образование позволяет зарубежным вузам быстро и эффективно заполнять ниши, которые существуют в сфере образования иностранных государств, и распространять ценности и интересы своего государства.
Наличие в стране крупного заочного (дистанционного) вуза – прерогатива ведущих государств с мощным политическим, культурным и экономическим влиянием. Как правило, это государственные вузы (Германия, Испания, Великобритания), но в отдельных случаях они могут быть и частными, получающими финансирование от государства в виде целевой оплаты обучения отдельных, наиболее массовых категорий граждан (США).
Дадим сводку данных с официальных сайтов университетов и от их национальных статистических бюро для «звёзд» рынка. Исходные данные представлены весьма неоднородно, поэтому аккуратно показать их аналитики, в т.ч. по уровням образования, возможным не представляется. Однако, мы даем ссылки на сайты университетов, чтобы вы при наличии интереса могли провести дополнительное исследование самостоятельно.
Ссылки на сайты университетов:
Indira Gandhi National Open University
Следует оговориться, что в последние пару десятилетий в мире возникает большое количество новых открытых университетов в странах, где остро стоит вопрос о массовой подготовке специалистов с высшим образованием. Поэтому приведенная таблица, где представлены вузы государств с устойчивыми образовательными традициями, будет пополняться по мере нашего изучения систем образования Бангладеш, Индонезии, Малайзии и других динамично развивающихся стран.
Пост подготовлен по материалу РГСУ, где можно найти более подробные сведения о рассмотренных вопросах https://rgsu.net/about/activities/press_centre/life/platform/rgsu-life_23.html
Ставьте ЛАЙК, если вам понравилась тема про мега-университеты, чтобы мы писали об этом больше, и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования!
Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!