Императрица Елизавета Петровна осталась в памяти поколений как известная модница и красавица. Рассуждения о подлинном количестве ее платьев и тому, сколько раз она носила каждое из них, не прекращаются до сих пор. На протяжении всей своей жизни государыня старалась оставаться молодой и прекрасной, что порой переходило в настоящую манию. Бывали случаи, когда на балы, которые также любила устраивать царица, приходили дамы, чем-то затмевающие наряд самой Елизаветы. Судьба их была незавидной - императрица могла сразу на месте взять ножницы и испортить сопернице наряд. Исходя из этого, уже совсем не удивляет история, как, испортив себе волосы, Елизавета Петровна приказала остричься и всем находившимся при дворе фрейлинам. Что же тогда произошло?
С детства Елизавета славилась роскошными белокурыми волосами. Французский посол, описывая еще юную цесаревну, указывал на яркие детали: курносый нос (который считали скорее минусом) и «волосы, отдающие рыжиной». Отмечал это и голландский резидент: «…очень прелестна и могла считаться совершенной красавицей, если бы цвет волос ее не был немного рыжеват, что, впрочем, может измениться с летами».
Но не только волосы обращали на себя внимание окружающих: миловидное лицо, высокий рост, стройные ноги,- все это придавило внешности императрицы непередаваемое очарование. И сохранялось оно с ней долгие годы, ведь даже после тридцати лет (что тогда уже считалось возрастом приличным) Елизавета затмевала юных фрейлин при дворе.
Взойдя на престол, она ввела в моду стиль французского барокко. Стало привычным менять наряды по несколько раз в день: к завтраку, приему гостей, на прогулку и т.д. И Елизавета следила, чтобы все соответствовало признанным тенденциям. В указаниях она писала: «Дамам — кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папильон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам — кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные ж, небольшие».
Особое внимание Елизавета всегда уделяла прическам. В 1748 году она велела дамам приходить на бал так, чтобы «волос задних от затылка не подгибали вверх, а ежели когда надлежит быть в робах, тогда дамы имеют задние от затылка волосы подгибать вверх». Чаще всего она носила простую прическу: открытый лоб, поднятые вверх волосы и несколько длинных завитых локонов. Укладывал ее чаще всего камердинер, а по приказу государыни ей докладывали о самых последних трендах в мире моды.
Важным атрибутом Елизавета Петровна считала украшения. При ней стали популярны так называемые трясульки - массивные украшения с пружинками, на которых крепились драгоценные камни. При малейшем движении головы они отбрасывали блики на прическу.
Сама императрица, естественно, всегда была наряднее остальных и с удовольствием принимала комплименты. Например, ее любимую «яйцевидную» укладку с закрепленной вверху миниатюрной короной могла носить только она, придворные дамы не смели подумать даже о чем-то похожем.
Но все же годы брали свое: на коже стали появляться морщины, фигура располнела… Замечая все это, Елизавета Петровна приходила в уныние, доходило даже до затяжных депрессий, когда она целыми днями не вылезала из постели.
Но императрица пыталась удержать красоту как можно дольше, для чего прибегала к разного рода ухищрениям. Например, по моде того времени, наносила пудру на волосы. По консистенции своей это средство скорее напоминало клей. Однажды Елизавета (или ее парикмахер) так перестаралась, что вечером не смогла смыть с головы нанесенную туда утром пудру. В ход шло все: мыльный раствор, щетки, отмачивание в горячей воде. И ничего не помогало. Пудра была настолько качественной, что буквально въелась в волосяной покров. Говорили, что, пытаясь исправить положение и хотя бы как-то сделать менее заметной проблему, Елизавета перекрасилась в черный цвет. Но и это не дало результата: уже слипшиеся волосы висели клоками и выглядели ужасно, а сама краска легла неравномерно.
Тогда наступило время решительных действий. Собрав волю в кулак, императрица остригла свои когда-то шикарные волосы под корень. Чтобы не выходить в свет в таком виде, она приказала доставить парики, которые носила затем продолжительное время. К слову, к парикам она прибегала и до этого, современники говорили, что императрица любила их менять время от времени.
Но страдать одной ей не хотелось. Так в 1747 году вышло «Волосяное установление». В этом указе императрица велела всем фрейлинам побриться наголо и ходить в «черных взлохмаченных париках». Только самым важным при дворе особам разрешалось не отрезать волосы, но тщательно их прятать под те же самые парики.
И указу этому следовали. Пусть и с неохотой. Несколько месяцев все дамы в окружении государыни действительно ходили в черных париках, что привело к моде в Петербурге на брюнеток.
Ходили слухи, что никакой пудрой Елизавета себе волосы не портила. Якобы она просто позавидовала прическе одной из фрейлин и решила таким образом отомстить сразу всем. Похожие случаи ведь и правда происходили: однажды царица увидела у жены обер-егермейстера Нарышкина будет и лент на платье и сама срезала его ножницами, а в другой раз выдернула розу прямо у дамы из волос. Однако все это еще не дает оснований утверждать, что Елизавета Петровна была настолько злым человеком, что была способна испортить волос всем своим приближенным.
Помимо прочих эпитетов, время ее правления называют «тиранией моды». И описанный выше случай - одна из причин.