Мы зачастую считаем наши замыслы слишком утопичными для осуществления, так как они выходят за рамки реальности, и поэтому отказываемся от их воплощения. Однако это может быть заблуждением. В действительности, многие идеи могут быть исполнены при определённых обстоятельствах. Нужно только начать анализировать то, что кажется нам невозможным.
Существует методика под названием «Золотая рыбка», созданная Генрихом Альтшуллером в рамках концепции РТВ (Развитие творческого воображения), которая демонстрирует, что даже самые фантастические идеи могут быть осуществлены. Этот метод основывается на логическом подходе, хотя сам Альтшуллер, возможно, не был в курсе этого и разработал его интуитивно.
В Мастерской промт-инженеров ТОТА написан промт для «искусственного интеллекта», который способен разделить любую идею, даже самую фантастическую, на две категории: ту, которая может быть реализована в определённых условиях, и ту, которая невозможна в любых обстоятельствах.
Рассмотрим логическую основу метода «Золотая рыбка».
Как отделить фантазию от реальности?
Фантастика — это прекрасный способ убежать от реальности и погрузиться в мир невозможного. Но что, если бы мы могли использовать фантастические допущения для того, чтобы находить новые идеи и решения в реальном мире?
Как это работает
- Выберите фантастическое допущение. Например, телепортация, путешествие во времени или чтение мыслей (или ваша мечта).
- Проанализируйте, почему это кажется невозможным. Каким законам физики, биологии или другим научным принципам противоречит данное допущение?
- Выделите аспекты, которые возможны в реальности. Например, телепортация физических объектов пока невозможна, но мы можем мгновенно передавать информацию через интернет.
- Определите, что действительно невозможно. Например, путешествие в прошлое противоречит принципу причинности и вряд ли когда-нибудь станет возможным.
Зачем это нужно?
- Развивает критическое мышление. Этот метод заставляет нас задуматься о том, почему некоторые вещи кажутся нам невозможными, и искать альтернативные решения.
- Помогает отделить фантазию от реальности. Он учит нас видеть разницу между тем, что возможно в принципе, и чего точно не может быть.
Логическая основа метода
Логическая основа метода критического анализа фантастических допущений — это дедуктивное рассуждение.
Дедуктивное рассуждение — это тип логического мышления, при котором мы делаем выводы на основе общих принципов и правил.
В данном методе мы используем следующие дедуктивные приемы:
- Анализ противоречий. Мы анализируем, каким законам физики, биологии или другим научным принципам противоречит фантастическое допущение.
- Выведение следствий. Мы делаем выводы о том, что возможно или невозможно в реальности, на основе наших знаний о мире.
Например, мы можем сказать, что телепортация физических объектов невозможна, потому что она противоречит закону сохранения энергии. Или мы можем сказать, что путешествие в прошлое невозможно, потому что оно противоречит принципу причинности.
Помимо дедуктивного рассуждения, в этом методе также используются следующие логические приемы:
- Аналогия. Мы можем сравнивать фантастическое допущение с тем, что уже существует в реальности, чтобы определить, насколько оно реалистично.
- Абстракция. Мы можем отделить суть фантастического допущения от его конкретной формы, чтобы увидеть, может ли оно быть реализовано в другой форме.
Например, мы можем сказать, что телепортация физических объектов невозможна, но передача информации со скоростью света — это вполне реальная вещь. Или мы можем сказать, что путешествие в прошлое невозможно, но мы можем изучать прошлое с помощью исторических документов и археологических находок.
В целом, метод критического анализа фантастических допущений — это логически обоснованный метод, который помогает нам отделить фантазию от реальности и найти новые возможности для решения проблем.
Если вы хотите узнать, как создавать творческие промты для нейросетей, а также получить готовые творческие промты, то приглашаем вас в Мастерскую промт-инженеров идей ТОТА.
P.S. ТОТА (Теория общего творческого алгоритма) объясняет творчество с логической точки зрения.