Несмотря на очевидный и системный рост стоимости авиабилетов, Россия останется одной из самых летающих стран мира. Согласно Росстату, тарифы на авиаперевозку в стране выросли в 2023 году до 40%. Сохранится ли такая динамика, и останется ли Россия в ТОП-15 стран по авиационному пассажиропотоку?
Росстат зафиксировал рекордный рост цен на авиабилеты по России в январе-феврале 2024 года: от 33,9% до 42%. Средняя стоимость перелета в эконом-классе на из расчета на 1 тыс. км полета составила 7244 рубля, что приближается к пиковым летним значениям последних лет (а летом билеты традиционно становятся дороже).
С одной стороны, эксперты говорят об «аномально высокой прибыльности» перевозок для авиакомпаний. С другой, эта прибыль расходуется. Помимо инфляции, которая влияет на все сферы бизнеса, у авиаторов по экспоненте увеличиваются (и продолжат увеличиваться) расходы на поддержание летной годности и обслуживание самолетов, растут затраты на топливо и фонд оплаты труда. В условиях сокращения господдержки у авиакомпаний не остается иных вариантов, кроме как де-факто перекладывать эти затраты на пассажиров.
Напоминали и напомним еще раз – это в наименьшей степени связано с «желанием наживы», а в наибольшей – с прагматичным подходом: если авиаперевозчики не будут зарабатывать, то и летать они тоже не будут. За отсутствием экономического смысла. И лучше от этого пассажирам точно не станет.
БИЛЕТЫ БУДУТ ДОРОЖАТЬ МЕДЛЕННЕЕ, НО ЛЕТАТЬ В ПРАЗДНКИИ СТАНЕТ СУЩЕСТВЕННО ДОРОЖЕ
Но пока это единственная плохая новость. Хорошие же заключаются в том, что подорожание авиабилетов пока никак не сказывается на спросе. И, скорее всего, оно будет замедляться. ТО есть билеты вряд ли подешевеют, но дорожать будут медленнее.
В годовом выражении темпы роста цен будут уже не столь выдающимися. В частности, на средний чек повлияют распродажи, которые проводят перевозчики.
«Цены «год к году» будут расти медленнее, чем в январе-феврале, авиакомпании будут повышать доходность и очень аккуратно наращивать предложение», – предполагает исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Другие опрошенные эксперты прогнозируют средний годовой рост стоимости авиабилетов по России на уровне 10%. Правда, в пиковые периоды (майские, лето, каникулы) цены как раз могут повышаться гораздо сильнее – этими скачками перевозчики будут частично компенсировать последствия сдерживания тарифов в остальное время.
НА ТАРИФЫ БУДЕТ ВЛИЯТЬ ОБЪЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Кроме того, авиакомпании постепенно возвращают себе возможность летать за рубеж. А традиционно перевозчики зарабатывали именно на этих направлениях.
По прогнозу генерального директора туроператора FUN&SUN Владимира Рубцова, в 2024 году объем рынка международных авиаперевозок увеличится на 20% в сравнении с 2023 годом.
А вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян считает, что доля международных рейсов в маршрутной сети российских авиакомпаний может составить до трети.
И, вероятно, все это позволит авиакомпаниям «притормозить» рост стоимости билетов по России (так как авиакомпании будут зарабатывать основную прибыль на зарубежных маршрутах).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В 2024 ГОДУ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ РЕЙСЫ ЗА РУБЕЖ, А ДЛЯ ГРАЖДАН ПЯТИ СТРАН ОТМЕНЯТ ВИЗЫ В РОССИЮ АВИАПЕРЕВОЗКА В КИТАЙ ВЫРАСТЕТ В 4 РАЗА В 2024 ГОДУ, ПОЯВЯТСЯ РЕЙСЫ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ И ИНДОНЕЗИЮ ПЕРЕДЕЛ «АВИАМИРА»: КИТАЙСКИЕ ТУРИСТЫ ПОЛЕТЯТ В АРГЕНТИНУ ЧЕРЕЗ КАБО-ВЕРДЕ НА МАРОККАНСКОМ САМОЛЕТЕ?
Существенную роль в ценовой политике авиакомпаний могут сыграть и действия государства. Поскольку у авиакомпаний сейчас нет возможности масштабно расширять парк и сохранять его «на крыле» будет все сложней, с точки зрения собственных бизнес-процессов они могут принять решение не гнаться за пассажиропотоком, а просто сокращать предложение и «задирать» тарифы.
«Вот в этом случае и может вмешаться государство, если показатели по объемам перевозок пойдут вниз на фоне роста цен», – говорит г-н Пантелеев.
Правда, следует заметить, что в планах государства заложены довольно сдержанные темпы роста внутреннего пассажиропотока: всего на 2-4% ежегодно с 2022 по 2030 годы.
РОССИЯ ОСТАНЕТСЯ В МИРОВОМ ТОПЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ АВИАПАССАЖИРОВ
А теперь оставим внутреннюю «кухню» ради интересной детали, которая отражает, как при всей присущей российской авиации экономической турбулентности она выглядит на международной арене. Кстати, мы уже писали, что иностранные СМИ обратили внимание на живучесть отечественных авиакомпаний.
Согласно же прогнозу, сделанному в середине февраля 2024 года Международным советом аэропортов (ICA), в 2023 году Россия заняла 14 место в рейтинге стран по объемам пассажиропотока в мире. По этому же прогнозу, к 2042 она будет входить в мировой ТОП-10, занимая 9 место, а в 2052 году окажется на 12 месте – то есть даже выше текущих позиций.
Рейтинг стран-поставщиков авиатрафика в мире. Данные ICA
Совокупный годовой темп роста мирового пассажиропотока в авиации при этом составит 4,3% с 2023 по 2042 год и 3,6% с 2042 по 2052 год.
Также из этих данных следует, что расстановка сил в мировой авиации в принципе значительно изменится к 2052 году и ведущую роль станут играть, в частности, страны Юго-Восточной Азии, отношения с которыми у России в данный момент стабильные.
Не исключено, что этот фактор поспособствует расширению возможностей пассажиров за счет появления дополнительных прямых рейсов в эти страны.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР