Найти в Дзене

Художник Анатолий Козиков. Тихая моя Родина

Анатолий Козиков принес в смоленское искусство прочные реалистические традиции, воспринятые от предшественников и учителей. В своем творчестве он воплотил своеобразный взгляд на мир, тонкое поэтическое восприятие русской природы, нашел самостоятельный живописный язык. Лариса Рыбакова. Анатолий Илларионович Козиков родился 25 марта 1931 года в деревне Боровики Пригорского поселения в крестьянской семье. Отец неоднократно избирался председателем колхоза. Мать занималась хозяйством, прекрасно пела и вышивала. Рисовать Анатолий любил с детства. Он был вторым ребенком в семье, его старший брат Константин тоже стал художником. В 1941 году отец и старший брат ушли на фронт, Анатолий с матерью попали в оккупацию. Когда Анатолий с мамой Пелагеей Архиповной вернулись в освобожденную деревню Боровики, увидев пепелище на месте своего дома, они уложили на телегу уцелевшие вещи и отправились к родственникам в Смоленск. В 1975 году Анатолий Илларионович написал автобиографическую картину «В родную
Анатолий Козиков принес в смоленское искусство прочные реалистические традиции, воспринятые от предшественников и учителей. В своем творчестве он воплотил своеобразный взгляд на мир, тонкое поэтическое восприятие русской природы, нашел самостоятельный живописный язык.

Лариса Рыбакова.

Анатолий Илларионович Козиков родился 25 марта 1931 года в деревне Боровики Пригорского поселения в крестьянской семье. Отец неоднократно избирался председателем колхоза. Мать занималась хозяйством, прекрасно пела и вышивала. Рисовать Анатолий любил с детства. Он был вторым ребенком в семье, его старший брат Константин тоже стал художником.

АНАТОЛИЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ КОЗИКОВ
АНАТОЛИЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ КОЗИКОВ

В 1941 году отец и старший брат ушли на фронт, Анатолий с матерью попали в оккупацию. Когда Анатолий с мамой Пелагеей Архиповной вернулись в освобожденную деревню Боровики, увидев пепелище на месте своего дома, они уложили на телегу уцелевшие вещи и отправились к родственникам в Смоленск. В 1975 году Анатолий Илларионович написал автобиографическую картину «В родную деревню».

В родную деревню. 115х120. Холст, масло. 1975.
В родную деревню. 115х120. Холст, масло. 1975.

В Смоленске Анатолий Козиков поступает в ремесленное училище на специальность полиграфиста.

Из воспоминаний дочери художника Веры Козиковой :

Папа рассказывал, что вырезал на занятиях какую-то фигурку из мела. Это увидел директор училища и попросил мальчика принести из дома и другие работы. Как раз тогда там была столичная комиссия, которая заинтересовалась его творчеством. А через некоторое время папе пришёл вызов из Московского художественного училища.

Он успешно сдал вступительные экзамены, но при училище не было общежития для иногородних и его направили в Ригу. По окончании Рижского архитектурно -художественного училища Анатолий Илларионович поступает на третий курс училища в Ельце, где его педагогом и руководителем дипломной работы становится художник Виктор Сорокин. В 1956 году оканчивает Елецкое художественное училище. По возвращении в Смоленск руководит городской студией изобразительного искусства при Доме народного творчества, много пишет, участвует в выставках.

В 1957 году картина «После смены» была отмечена дипломом молодёжной выставки, проходившей в Москве в рамках Международного фестиваля молодёжи.

После смены. Холст, масло. 78х108. 1957. Смоленский государственный музей-заповедник.
После смены. Холст, масло. 78х108. 1957. Смоленский государственный музей-заповедник.

В том же году Анатолий Козиков пишет и индустриальный пейзаж «Сафоновские шахты», который экспонируется на республиканской выставке «Советская Россия».

Сафоновские шахты. Картон, масло. 35,5х50. 1957. Смоленский государственный музей-заповедник.
Сафоновские шахты. Картон, масло. 35,5х50. 1957. Смоленский государственный музей-заповедник.

В 1960 году Анатолий Илларионович начинает работать художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР, пишет портреты и натюрморты, жанровые композиции.

Девчата. 69,5х92. Холст, масло. 1964. Смоленский государственный музей-заповедник.
Девчата. 69,5х92. Холст, масло. 1964. Смоленский государственный музей-заповедник.
Русская старина. 69х102.8. Холст, масло. 1965. Смоленский государственный музей-заповедник.
Русская старина. 69х102.8. Холст, масло. 1965. Смоленский государственный музей-заповедник.
Стогование. 68х100. Холст, масло. 1964. Смоленский государственный музей-заповедник
Стогование. 68х100. Холст, масло. 1964. Смоленский государственный музей-заповедник
Проводы зимы в Смоленске (Масленица).Холст, масло. 1965
Проводы зимы в Смоленске (Масленица).Холст, масло. 1965
Улица Большая советская. Холст, масло.
Улица Большая советская. Холст, масло.

В Союз советских художников Анатолий Илларионович вступает в 1965 году.

В 70-е годы формируется основная тема творчества художника — пейзаж Смоленщины.

Зима. Вязовенька. 1968
Зима. Вязовенька. 1968

С 1974 г. ежегодно работал в Слободе (посёлок Пржевальское). Постоянный участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок, автор трех персональных выставок в 1972, 1976 и 1981.

Серый день. 1964
Серый день. 1964
Озеро Сапшо. 1979
Озеро Сапшо. 1979

Незадолго до смерти Козиков задумал создать серию портретов знаменитых смолян. Пишет Юрия Гагарина, Сергея Конёнкова, работает над портретом Глинки.

Гагарин на охоте. Холст, масло. 60х80,5. 1981. Объединённый мемориальный музей Ю.А.Гагарина.
Гагарин на охоте. Холст, масло. 60х80,5. 1981. Объединённый мемориальный музей Ю.А.Гагарина.
Юрий Гагарин с пионерами. Холст, масло. 100х130. 1984. Смоленский государственный музей-заповедник.
Юрий Гагарин с пионерами. Холст, масло. 100х130. 1984. Смоленский государственный музей-заповедник.

Анатолий Илларионович Козиков ушёл из жизни 9 декабря 1986г.

Натюрморт с рябиной. Холст, масло. 80х70. 1976. Смоленский государственный музей-заповедник
Натюрморт с рябиной. Холст, масло. 80х70. 1976. Смоленский государственный музей-заповедник

Лариса РЫБАКОВА, искусствовед: ТИХАЯ МОЯ РОДИНА.

"Творчество Анатолия Козикова прервалось на высокой ноте, в тот момент, когда перед ним открывались новые перспективы, связанные с художественным обобщением, сжатым и цельным синтезом живописи. Художник тонкого поэтического дарования и «абсолютного» музыкального чувства цвета не успев раскрыться в полной мере, завершить начатых поисков новой образности и пластического языка. Не успел получить звание заслуженного художника РСФСР, к которому был представлен Смоленской организацией Союза художников РСФСР, и провести персональную выставку в Москве, к которой готовился...

Перед грозой. Холст, масло. 89х118. 1970.Смоленский государственный музей-заповедник.
Перед грозой. Холст, масло. 89х118. 1970.Смоленский государственный музей-заповедник.

При жизни у него не было ни званий, ни титулов. Он не занимал высоких постов и ответственных должностей. И вообще не стремился к ним, как всякий настоящий художник. Козиков начисто был лишен мелочной заботы о славе, официальном признании и поддержании их всеми доступными средствами. Он творил как жил, писал как дышал, свободно и естественно, признавал лишь одну — нравственную ответственность художника перед своим искусством — писать хорошо то, что знаешь и любишь. Для Анатолия Козикова это была русская природа, смоленская деревня, неприметные, но западающие в душу уголки его милой родины.

Покровское. Картон, масло. 48,5х70. 1979.Смоленский государственный музей-заповедник.
Покровское. Картон, масло. 48,5х70. 1979.Смоленский государственный музей-заповедник.
Деревня Рогачево. Холст, масло. 67,2х97,5. 1974 .Смоленский государственный музей-заповедник.
Деревня Рогачево. Холст, масло. 67,2х97,5. 1974 .Смоленский государственный музей-заповедник.

Анатолий родился в деревне Боровики на высоком живописном берегу Днепра вблизи Талашкино, где бывал он частым гостем. Вдвоем с братом, тоже будущим художником, подолгу рассматривали они расписной малютинский терем с причудливой островерхой крышей, резные сказочные украшения, часовню с таинственно мерцающей мозаикой Н. К. Рериха.

Аллея в Талашкино. Холст, масло.1975
Аллея в Талашкино. Холст, масло.1975

Не тогда ли он впервые почувствовал свое призвание, животворную силу народных традиций, пробудившую страстное желание рисовать. Рисовал, лепил, вырезал он с увлечением, не оставляя любимого занятия даже на уроках. Это и явилось причиной его перевода из ремесленного в архитектурно - художественное рижское училище по рекомендации Дирекции и комиссии из Москвы, заметившей способного юношу.

Закончив его, Козиков поступил в Елецкое художественное училище (во что бы то не стало хотел стать живописцем), которое вполне оправдало его надежды. Сложившиеся там художественные традиции привели молодого живописца в русло московской пейзажной школы. Козикову посчастливилось стать учеником своеобразного мастера реалистического пейзажа заслуженного художника РСФСР В. С. Сорокина. В раннем творчестве Козикова преобладает работа с натуры, основанная на пластической культуре этюда.

Мы не найдем в его живописи широких панорам природы, Козиков пишет камерные, по-домашнему уютные, обжитые пейзажи. Художник как бы выхватывает в случайном кадре отдельный предмет, мотив и подолгу любуется им, вплотную приближая к зрителю какие-то важные мелочи повседневной жизни деревни.

Колхозные амбары. Оргалит, масло. 57Х89,6. 1974 . Смоленский государственный музей-заповедник.
Колхозные амбары. Оргалит, масло. 57Х89,6. 1974 . Смоленский государственный музей-заповедник.
Март. Дом соседа». 1976. Оргалит, масло, 39×44,5 .Частная коллекция
Март. Дом соседа». 1976. Оргалит, масло, 39×44,5 .Частная коллекция

Пейзажи Козикова этих лет рисуют спокойные и ясные картины жизни человека в согласии с природой. Светлое гармоничное восприятие мира определяет в эти годы художническое видение, его палитру и стилистику.

Осенний мотив.Деревня Праники. Оргалит, масло. 57х89,6. 1975 .Смоленский государственный музей-заповедник.
Осенний мотив.Деревня Праники. Оргалит, масло. 57х89,6. 1975 .Смоленский государственный музей-заповедник.

Вместе с изменением мироощущения художника, ростом мастерства и приобретением жизненного опыта меняется живописная система, манера письма, образные концепции его произведений. Новый период приходится на 70-е годы. Это время поисков обобщенного образа природы, продуманного построения картинного пространства, лаконичной, емкой пластики.

Осенний мотив. Холст, масло.1975.
Осенний мотив. Холст, масло.1975.

На смену беглым, мимолетным впечатлениям приходит неторопливое, вдумчивое вживание в мир пейзажа, постижение «неисповедимого хода природы», ее законов и языка. Новые принципы привели художника к подлинным творческим достижениям в самых значительных, этапных произведениях десятилетия: «Пейзаж с сороками», «Околица», «Весна. Дорога».

Дорога.Март.Холст, масло. 85х135. 1969. Смоленский государственный музей-заповедник
Дорога.Март.Холст, масло. 85х135. 1969. Смоленский государственный музей-заповедник
-27
-28

Настойчиво повторяющийся в эти годы мотив дороги вносит в живопись Козикова тему разлуки, прощания с близкими сердцу местами, усиливая неизъяснимую печаль осиротевшей осенней природы.

Деревня. Холст, масло. 50Х100. 1983. Смоленский государственный музей-заповедник.
Деревня. Холст, масло. 50Х100. 1983. Смоленский государственный музей-заповедник.

Последние пять лет жизни художника — совершенно особенный период его творчества. Он окрашен в трагические тона. Быть может, это предчувствие художником своей собственной судьбы, но не в меньшей мере его нерадостные, горькие раздумья о смоленской деревне, опустевшей и заброшенной, о погибающей природе и основах народной жизни, о России.

Вяз Пржевальского. ДВП, масло. 70,5 смХ65,5. Смоленский государственный музей-заповедник.
Вяз Пржевальского. ДВП, масло. 70,5 смХ65,5. Смоленский государственный музей-заповедник.
Последние произведения Козикова отличаются необычайной силой художественного обобщения, духовной концентрацией образа, эмоциональной заряженностью живописи. Он создает концептуальные пейзажи и портреты. В портрете С. Т. Коненкова раскрывается духовная мощь и творческая воля великого ваятеля, народная мифопоэтическая природа его искусства.
Портрет С.Т.Конёнкова. ДВП, масло. 78х99. 1985. Смоленский государственный музей-заповедник.
Портрет С.Т.Конёнкова. ДВП, масло. 78х99. 1985. Смоленский государственный музей-заповедник.
Свои последние пейзажи Козиков пишет с высокой точки зрения, охватывая пространство как бы с высоты прошлых лет, подводя итоги, размышляя о смысле жизни, хрупкости и недолговечности земной красоты.
Овес колосится. Тропинка. Холст, масло. 34,5х49,0. 1982. Смоленский государственный музей-заповедник.
Овес колосится. Тропинка. Холст, масло. 34,5х49,0. 1982. Смоленский государственный музей-заповедник.
Деревня Глазково. Картон, холст, масло. 36х50. 1982. Смоленский государственный музей-заповедник.
Деревня Глазково. Картон, холст, масло. 36х50. 1982. Смоленский государственный музей-заповедник.
И наверное, сам художник мог бы с полным правом повторить признание Б. М.Кустодиева, что его единственным сюжетом была жизнь и все русское в ней.
Закат. Картон, масло. 46х79. 1981. Смоленский государственный музей-заповедник.
Закат. Картон, масло. 46х79. 1981. Смоленский государственный музей-заповедник.

По материалам:

Рыбакова Л.Н. Тихая моя Родина//Газета«Рабочий путь».— Смоленск, 1.06.1990 г.;

Ольга Суркова. Анатолий Козиков: негромкая мелодия любви//Смоленская газета. — Смоленск, 25.03.2021г.;

Анатолий Козиков. - Смоленск, 1972;

Аникеев В.М. Ангел за плечами.Книга о художниках //Часть 1—Смоленск, историко-литературный журнал «Странникъ», 2019;

Журавлева Л. Смоленщина моя // Художник, 1984. – № 4. – С. 28-29;

Край Смоленский, 1991. – № 3. – С. 52-53.;

Афанасий Бурных. Искренняя живопись в сюжетах малой родины//Рабочий путь.—11.01.2022;