Найти в Дзене
Святополе

Играющий в бога

Смерть Сметаны для меня до сих пор кажется чем-то… абсурдным. Да-да, именно так. Не потому, разумеется, что я ожидала, что она, появившаяся у нас почти с момента возникновения и самого Святополя, будет жить вечно. Просто такая смерть – от застревания головой в кормушке и от повреждения, нанесенными конями, с которыми она столько лет жила бок о бок – кажется мне и впрямь какой-то неправдоподобной.

Но как и любое сильное потрясание, эта ситуация заставила не только в очередной раз задуматься о ценности – и хрупкости – жизни, но и навела на определенные размышления. Например, о нашей человеческой иллюзии контроля.

Мы, люди, научились излечивать многие болезни, проводить какие-то немыслимые операции по замене органов, покорили волны, воздушное пространство и даже выбрались за пределы собственной планеты, где пока даже не обнаружили иные формы жизни. И все эти успехи, кажется, не просто наградили нас уверенностью в себе (порой излишней), но и внушили иллюзию контроля, заставили поверить в то, что нам многое подвластно – вплоть до спасения жизни (собственно, как и непонятно откуда взявшееся право распоряжаться жизнями других). И мы ведь постоянно пребываем в этой иллюзии, окруженные врачами, инженерами, учеными… Мы думаем, что разгадали многие загадки этого мира (хорошие ученые, кстати, наоборот, лишены такого заблуждения, что, однако, тоже не спасает их от некоторых когнитивных искажений. Не говоря уже о том, что далеко не все ученые могут быть признаны «хорошими» и профессионалами своего дела. Впрочем, как и любые другие специалисты из прочих сфер).

Мы верим, что видим мир таким, каков он есть. Но не задумываемся о том, что, например, те же птицы или насекомые различают гораздо больше цветов и световых волн, которые просто физически недоступны нашему глазу. А уж про другую информацию, которую мы не можем принять, потому что у нас банально нет даже органов чувств, подходящих для этого (например, те же электрические поля, которые существуют, но недоступны для нас без специального оборудования), я и не говорю. Как и не говорю про то, что «объективно» воспринимать мир вообще не может ни один человек (хотя большинство уверены в том, что вполне неплохо справляются с этой задачей).

И все это еще полбеды (примерно как и то, что человек смертен, если вспоминать слова Воланда из «Мастера и Маргариты»). Беда в том, что мы уверены, что можем контролировать себя, свои желания, мысли, действия, но… Пожалуй, это одна из самых больших и любимых наших иллюзий, за которую мы цепляемся всеми силами и которая, возможно, из-за этого и становится весьма опасной. Многие нейробиологи (то есть люди, которые непосредственно заняты изучением работы нашего мозга и поведения и знают об этом намного больше, чем все остальные) и вовсе говорят сейчас об отсутствии свободы воли. Но мы продолжаем верить, что не просто можем выбирать что-либо, но делаем это рационально и «объективно».

Вот и получается (если доводить эти мои размышления до некоего апогея), что мы мним себя практически богами и даже искренне верим в этом (а скорее, просто не задумываемся, что же на самом деле в нашей власти). А на самом деле не можем с уверенностью сказать, что будет с нами через час, и полностью зависим от случайностей, действий других и игр молекул (в том числе и находящихся внутри нас), проследить которые (не то чтобы предсказать их исход) не могут сегодня даже суперумные ученые с суперсовременных оборудованием.

Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости!