Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Что происходит с польской экономикой и продолжится ли «экономическое чудо»?

Если верить данным Евростата, то по итогам работы за прошлый год польская промышленность продемонстрировала второй показатель роста в ЕС за год. Он составил 0,6%, уступив лишь Франции. Попытаемся разобраться, с чем это связано и каковы перспективы польской экономики в дальнейшем?

Всем известно, что до начала пандемии европейские компании в поиске дешевых расценок на логистику, относительно дешевой электроэнергии и дешевой рабочей силы стремились переместить свои производства в Китай и Индию. Но в настоящее время ситуация по известным причинам в корне изменилась, что сыграло на руку Польше.

-2

Сбои в логистике, вызванные локдаунами и остановкой экономики, привели к возникновению проблем с экспортом продукции западных компаний. Обозначенные проблемы вызвали к жизни необходимость поиска новых логистический маршрутов. Польша, находящаяся в индустриальном центре Европы, стала привлекательным местом для размещения там иностранных производств, а компании во избежание новых рисков сразу же начали инвестировать в свои новые предприятия именно здесь еще и потому, что они будут находиться в непосредственной близости к заказчику. Так в Польшу два года назад хлынули инвестиции непрерывным потоком, а производственные мощности достаточно серьезно расширились. И это при том, что еще до пандемии индустриальный потенциал Польши развивался более высокими темпами, чем в остальном Евросоюзе и США. Если говорить о Польше с точки зрения геополитики, то ей ничего не остается, как при любой власти сохранять ориентацию на Запад, потому что только в этом случае она будет иметь то, что имеет сейчас в плане инвестиций и расширения индустрии.

Показательны рекордные объемы прямых иностранных инвестиций за последние 10 лет, составившие без малого 200 млрд. евро. Их пик пришелся на последние три года.

-3

Немало зависело и от самих поляков, которые сумели таким образом диверсифицировать экономику, что нашли баланс между сферой услуг и производственной сферой. Последняя стала более разноплановой за счет размещения в Польше предприятий с зарубежным капиталом. Многие иностранные компании инвестируют в Варшаву, Вроцлав и Краков, потому что видят именно там благоприятное для себя соотношение цены рабочей силы и производительности труда, а развитию сферы услуг способствует достаточно высокий уровень образования и практических навыков соискателей новых рабочих мест в этой сфере.

Появление новых рабочих мест сказалось на снижении уровня безработицы, который в последние пять лет колебался на уровне 3% от общего количества трудоспособного населения. Своеобразным спасением для польского рынка труда стал приток в страну беженцев из Украины, который еще проявит себя на фоне падения чисто польской демографии.

-4

Нельзя сбрасывать со счетов и такой драйвер промышленного роста, как смена политического руководства страны. Благодаря этому есть шанс разморозить многомиллиардные дотации из фондов ЕС, которые не были предоставлены консерваторам из «Права и справедливости» из-за постоянных трений с Брюсселем. Средства, которые получит правительство Туска из фондов ЕС, уже в краткосрочной перспективе подтолкнут рост ВВП, который может вырасти в 2025 году.

Однако на фоне общей благоприятной для польской экономики ситуации можно увидеть несколько факторов, которые могут притормозить наметившееся «экономическое чудо». Во-первых, это деиндустриализация в Германии. Во-вторых, возрастающая конкуренция со стороны азиатских производителей, которая в комплексе с выросшим на 4% курсом злотого может отрицательно сказаться на внешнеторговом балансе Польши. В-третьих, уже наблюдавшийся в январе этого года промышленный спад, вызванный падением спроса на польскую продукцию внутри ЕС. И это самая главная угроза для экономики Польши.

Не меньшая угроза исходит и от иностранных инвестиций, которые, с одной стороны, будут стимулировать рост экономики, но с другой, — станут сдерживающим фактором для польских национальных производителей, которые просто не смогут конкурировать с иностранными компаниями, разместившими свое производство в Польше. В будущем это может привести к банкротству национального сегмента индустрии, как это уже случилось в Литве, Латвии и частично в Чехии. Уже сейчас именно зарубежные компании производят львиную долю польского экспорта, эксплуатируют польскую рабочую силу, но прибыль отправляют к себе на родину, а не продолжают инвестировать в производство, размещенное в Польше.

-5

Относительно невысокий по параметрам ЕС уровень безработицы в Польше также не имеет, по сути, ничего хорошего, потому что небольшое количество рабочей силы на рынке труда вынудит работодателей повышать зарплаты. Когда выйдут на рынок украинские беженцы и выйдут ли вообще, можно поспорить. Дополнительные издержки производителей, вызванные повышением стоимости рабочей силы, не добавят конкурентных преимуществ на мировых рынках для продукции, производимой в Польше.

В этом году польская экономика может показать слабый рост, но он будет не сравним с допандемийными годами, когда она росла примерно на 5% в год. Так что второго издания «экономического чуда», характерного для Польши в 1990-х и 2000-х годах, в среднесрочной перспективе точно ожидать не стоит.

Автор статьи: Александр Черный