1,2K подписчиков

ЭСТЕТИКА СНОВИДЕНИЙ или ЭКСТЕТИКА СПЯЩИХ ч.2

В первой части мы поговорили о сновидениях. С этой статьей можно ознакомиться здесь.

Но художников интересовали не только сны, но и просто спящие люди. Об эстетике спящих людей на картинах и пойдет речь.

Джон Кольер «Спящая красавица» 1929 г.
Джон Кольер «Спящая красавица» 1929 г.

Мы выяснили, что в сновидениях человек перемещается в иной мир, где так же проживает жизнь, но уже другую. Часто мы встречаем во сне людей, с которыми общаемся наяву. Но действительно ли мы общаемся именно с этими людьми, или это некие фантомы, принимающие облик наших знакомых, а на самом деле вовсе не они? Тогда кто? И зачем они даны нам? Единое ли это пространство, или каждый попадает в свой собственный мир? Чжуан-цзы предполагал, что «у спящих души сообщаются друг с другом». Но почему мы тогда не идентифицируем себя в чужом сне? И почему те, кого мы видели во сне, не могут этого подтвердить?

Виктор Габриэль Гилберт "Отдых" 1890 г.
Виктор Габриэль Гилберт "Отдых" 1890 г.

Пифагор утверждал, что весь мир это всего иллюзия, реальны лишь цифры. С ним был солидарен Парменид и его ученик Зенон Элейский, основатель скептицизма Пиррон сомневался в истинности и доказуемости мира, об иллюзорности мира говорят многие восточные мистические и религиозные учения, особенно эта концепция нашла широкое развитие в буддизме и его течениях. В 1641 году Рене Декарт написал: «Я допускаю, что все видимое мною ложно. Я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память. Я полностью лишен чувств. Мои тело, очертания, протяженность, движения и место — химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного». ХХ век внес свои философские наработки в теорию иллюзорности мира. Развитие цифровых технологий послужило появлению новой теории - Гипотеза симуляции. Неопифагерейцы-ХХI пришли к выводу, что мы все проживаем не в реальном мире, а в симуляции, причем еще и компьютерной к тому же. То есть мы - это всего лишь исходный код компьютерной программы. Эту теорию разработал шведский философ из Оксфорда Ник Бостром[1], и она немедленно получила широкое распространение. Даже физики не смогли пройти мимо и рьяно взялись за доказательства и опровержения этой теории. Пока безрезультатно. Не доказали ни то, ни другое. Трансгуманизм продолжает шагать по планете.

Артур Хьюз "Дневной сон в лесу" 1861 г.
Артур Хьюз "Дневной сон в лесу" 1861 г.

Так что представим себе, что все, что мы видим вокруг, это созданная неким разумным существом виртуальная реальность. То есть по мнению Бострома и согласных с ним, Бог это и есть тот самый Великий программист, который за 6 дней написал эту программу: в первый день создал небо, землю и свет, и отделил свет от тьмы, а человека вложил в эту игру на 6-й день. Лично у меня возникает по этому поводу много вопросов, ну например, если мы всего лишь симуляция, наделенная сознанием, почему мы чувствуем боль? Почему наше тело подвержено болезням? Почему симуляция не может восстановить ампутированную руку или ногу? Почему мы страдаем, влюбляемся, радуемся, грустим? Получается, сны это часть этой симуляции, то есть реального отличия бабочки от Чжуан-цзы нет. Но зачем Великий программист написал программу «сновидения»? Для чего ему понадобилось так усложнять этот компьютерный мир? Зачем симуляции, наделенной разумом, спать и видеть сны? На это Бостром дает ответ: именно во сне как раз и формируется эта виртуальная реальность. Как в трилогии «Матрица». То есть, погружаясь в сон, мы становимся соучастниками творческого процесса, где и создается наша личная вселенная и аватары, которые потом, после пробуждения окажутся уже в так называемой реальности. Хотя, если разобраться, эта реальность такая же симуляция, как сон. Тогда понятно, почему люди, обитающие в реальности, не помнят себя в наших снах. Они же там еще пока не настоящие:)

Джордж Уильям Джой "Спящая Жанна д`Арк" 1895 г.
Джордж Уильям Джой "Спящая Жанна д`Арк" 1895 г.

Однако, отвлечемся ненадолго от философии и вернемся к нашим баранам, то есть к искусству. Большие исследователи снов художники изображали не только сновидения, но и просто спящих людей. Чем интересен художнику спящий человек? Ведь у него нет эмоций, глаза закрыты, черты лица расслаблены, тело безвольно. В этих картинах нет действия, нет событий. Само событие – это сон. Но что происходит во сне, художник не видит. И все же ему это невероятно интересно. Почему? Спящий герой ничем не отличается от спящего негодяя. Спящие бывают эстетичны, а бывают безобразны. Но все они беззащитны. Может быть эта беззащитность и притягивает пытливый взгляд художника? Именно во сне человек становится самим собой и обретает то выражение лица, которое и является естественным, а не маской. Отправляясь в пространство сновидений, человек оставляет свое тело, он снимает его, словно одежду. В том, сонном, пространстве у него будет другая «одежда», а эта пока временно становится не востребованной. Зато ее можно спокойно и детально рассматривать, и даже сравнить с той, которой спящий пользуется в реальности, чтобы затем перенести на холст. Потом, когда человек вернется из мира снов, он снова станет прежним и оденет привычное выражение лица. Творец художник наблюдает за процессом творчества своего подопечного, хотя сам процесс ему и не доступен, он может только догадываться, что там происходит. Но в данном случае его интересует не сновидение, а сам творящий.

Амосов Илья Иванович "Спящая девочка" 1869 г.
Амосов Илья Иванович "Спящая девочка" 1869 г.

Во время сна с телом человека происходят существенные трансформации: мышцы расслабляются, меняется дыхание – оно становится не таким глубоким, притупляется обоняние (человек практически не чувствует запахов), более того, примерно на 20 минут нейроны, отвечающие за движение, отключаются и происходит временный паралич, как правило, это происходит перед пробуждением и сразу после засыпания. Замедляется кровоток и сердцебиение, и даже температура тела слегка понижается. Вот такой натурщик или натурщица предстает перед художником.

Джон Лавери "Зеленая софа"
Джон Лавери "Зеленая софа"

В общем, можно смело сказать, что испокон веков художники подглядывали за своими героями. Так кто же интересовал художников больше всего и почему? Какие чувства двигали ими, когда они выбирали спящую натуру?

Прежде всего, вероятно, любовь. Это чувство вообще является двигателем прогресса, а вовсе не научные открытия. Без любви просто некому будет двигать науку. Поэтому больше всего художников интересовали спящие девушки. А вдруг в сонной симуляции она напишет и его?

Амедео Модильяни "Обнаженная" 1917 г.
Амедео Модильяни "Обнаженная" 1917 г.

Таких картин великое множество. Девушек художники изображали самых разных, независимо от статуса и богатства. Ведь вряд ли какая-нибудь знатная семья заказывала парадный портрет графини или герцогини спящими. Объектами таких полотен становились случайные девушки, такие как, например, домработницы, или члены семьи художника – жены и дочери.

Гюстав Курбе "Спящая прядильщица"
Гюстав Курбе "Спящая прядильщица"

Далеко не всегда они были красавицами. Но что-то вдруг приковывало взгляд художника к расслабленной позе вышивальщицы, или к заснувшей на стуле кухарке, или к собственной жене, дремлющей на диване в гостиной.

Пабло Пикассо "Сон" 1932 г.
Пабло Пикассо "Сон" 1932 г.

Не меньший интерес вызывали спящие дети, и крестьянские, и соседские, и свои собственные. Здесь в художниках просыпались самые разные чувства, от любви и сострадания до любопытства. Вот маленький Бинька с игрушечным зайкой в плетеном кресле на картине Зинаиды Серебряковой, наигрался и уснул.

Зинаида Серебрякова "Так заснул Бинька Женя Серебряков"
Зинаида Серебрякова "Так заснул Бинька Женя Серебряков"

А вот девочка и мальчик в старенькой одежде спят на соломе в сарае на картине Василия Перова «Спящие дети». Мы видим их натруженные ножки, вероятно не очень знакомые с обувью, и понимаем, что в отличии от Биньки они спят не потому что заигрались, а потому что устали после тяжелой работы. О особенно трогательно смотрится не шее девочки тоненькая ниточка дешевеньких бус.

Василий Перов "Спящие дети" 1870 г.
Василий Перов "Спящие дети" 1870 г.

Следующая категория спящих, которая интересовала художников, это уснувшие рабочие и крестьяне, как мужчины, так и женщины. Это были люди из другого социального сословия, не из тех, кто заказывал семейные портреты.

Питер Брейгель старший "Жатва"
Питер Брейгель старший "Жатва"

Жизнь этих людей состояла из ежедневного тяжелого труда и выживания. Они не носили красивых нарядов, не делали элегантные прически, часто выглядели грязными и измученными. И тем не менее художников интересовали эти типажи. Что хотели они увидеть на лицах заснувших после тяжелого труда людей? Какие чувства испытывали к ним? Презрения? Благодарности? Уважения? Или просто любопытство? Наверное, все по-разному.

Адриан Браувер "Спящий крестьянин"
Адриан Браувер "Спящий крестьянин"

Однажды принц Сиддхартха Гаутама в сопровождении возницы Чанны выехал на колеснице из своего дворца, который до этого никогда не покидал. Было ему к тому моменту уже 29 лет. Он жил в роскоши, был женат на прекрасной принцессе Яшодхаре, имел сына Рахулу, и все у него было в шоколаде. И вот, покинув дворец, Сиддхартха вдруг с удивлением обнаружил, что мир вовсе не так прекрасен, как за стенами его дворца. И первое, что он увидел, это нищего старика. Надо сказать, вид старого человека почему-то потряс Будду до глубины души. И старик ему явно не понравился. Точнее не старик, а старость.

Рембрандт Харменс ван Рейн "Спящая Старуха" 1635 г.
Рембрандт Харменс ван Рейн "Спящая Старуха" 1635 г.

Возможно, такие же чувства испытывали художники, отображая на полотнах спящих стариков и старух – морщинистых, уставших, часто не красивых. Старость неизбежна, миновать ее может лишь тот, кто умирает молодым. Никто не хочет стареть, с древних времен человек пытается найти элексир если не бессмертия, то хотя бы вечной молодости. Легенды об источнике вечной молодости или живой воде со времен Геродота существуют у всех народов. Алхимики пытались получить его при помощи философского камня, не оставляют попыток и современные ученые.

Иван Куликов "Спящий старик" 1898 г.
Иван Куликов "Спящий старик" 1898 г.

Однако победить старость пока так и не удалось. И художники своими полотнами показали бесплодность этих попыток. Эти состарившиеся девушки и юноши, ослабевшие, покрытые морщинами, как наглядный пример бесперспективности спора с природой и Творцом, и напоминание, что все бренно и мимолетно в этой жизни, и молодость тоже. «Спокойствие. Молодость - это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону», - говорил Костик из фильма «Покровские ворота». Старость, как завершение очередного цикла проекта под названием «жизнь».

Габриель Метсю "Спящая старуха" 1662 г.
Габриель Метсю "Спящая старуха" 1662 г.

Так что же хотели увидеть художники на лицах спящих людей? Эту загадку она оставили нам, предложив ответить на это вопрос самим.

А теперь еще раз вернемся к гипотезе симуляции. У этой гипотезы на сегодняшний день есть масса аргументов и контраргументов. В 2001 году в журнале «Journal of Evolution and Technology» вышла статья Робина Хансона «Как жить в симуляции». В статье Хансон дает советы тем, кто уверовал, что живет в симуляции. Как, например, наш незабвенный Илон Маск. «Если вы, возможно, живете в симуляции, то при прочих равных условиях кажется, что вам следует меньше заботиться о других, больше жить сегодняшним днем, создавать видимость того, что ваш мир в конечном итоге станет богатым, ожидать и стараться участвовать в ключевых событиях, быть интересным и заслуживающим похвалы, а также делать так, чтобы окружающие вас знаменитые люди были счастливы и интересовались вами». Видите, как все просто, если Бог – это всего лишь программист, хоть и великий, значит все позволено.

Жан -Франсуа Милле "Полуденный отдых" 1866 г.
Жан -Франсуа Милле "Полуденный отдых" 1866 г.

Сон – это еще и возможность полноценного отдыха и восстановления. Спят все: млекопитающие, птицы, рыбы и даже насекомые. Интересно, что видят во сне они? Наблюдая за своим котом, могу утверждать, что сны он видит точно. Без сна человек не сможет выжить. Так что спите, спите с удовольствием, удобно устроившись на кровати или положив голову на сложенные на столе руки, спите и смотрите сны, иногда они бывают намного увлекательнее, чем любые фильмы – ведь это же фильмы о вас. Спите, спите, спите….

[1] Статья Ника Бострома «Доказательство симуляции» была опубликована в 2003 году (первая редакция — в 2001 году) в журнале «Philosophical Quarterly»

Пабло Пикассо "Спящие крестьяне" 1919 г.г
Пабло Пикассо "Спящие крестьяне" 1919 г.г