Найти тему

70-летняя история Анапы без железнодорожного вокзала и причем здесь Сукко

Историю о которой я решил Вам поведать сегодня я нашел на просторах сети Интернет. Повествует история о том как несбыточные мечты через годы могут стать реальностью. Постоянные подписчики канала поймут о чем я. И так, приступим.

Фото из сети интернет не имеющее отношение к нашей истории
Фото из сети интернет не имеющее отношение к нашей истории

Первый поезд прибыл в Анапу 28 мая 1978 года. То были долгожданные гудки, которые разносились по всей округе, объявляя о начале новой эпохи. С тех пор железнодорожная дорога к морю стала одной из самых посещаемых в регионе.

События, предшествовавшие открытию железнодорожного пути, восстановила Татьяна Хоменко, бывший сотрудник Анапского археологического музея.

В начале ХХ века Анапа уже начинала превращаться в курортный городок. Летом сюда приезжали отдыхать и лечиться, но добраться до него было непросто. Гости города сначала ехали на поезде до станции Тоннельная, а оттуда на перекладных до Анапы.

В 1909 году инженер-технолог Глеб Кржижановский предложил проект электрической железной дороги между Анапой и Тоннельной. Однако проект не был реализован, и еще много лет отдыхающие продолжали долгий путь к морю.

Через почти 70 лет после первого предложения железная дорога, правда, пришла в Анапу, но уже с севера и на тепловозах. Этот участок был открыт в 1977 году и соединил Анапу с узловой станцией Крымская.

Поезда начали прибывать в Анапу в преддверии курортного сезона, и в 1979 году был построен железнодорожный вокзал. С 2002 года вокзал работает круглогодично, принимая поезда из разных частей страны.

Тут очень важно отметить что автор этой истории забыл упомянуть о двух важных персонажах и их труде, который очевидно в своё время оказал влияние на принятие высочайшего решения.

1. Лорис-Меликов, Михаил Тариэлович (граф; 1825-1888).    

Дело о соединении г. Анапы со станцией Тоннельной, Владикавказской железной дороги, ширококолейным подъездным путем и об устройстве в г. Анапе порта.

(Железнодорожная ветвь, проходящая через имение графа М.Т. Лорис-Меликова "Сукко" [Дело] : [Ноябрь 1913 г.]. - 1913. -9 л. ; 36,5x26 см. - (Фонд Лорис-Меликов Михаил Тариэлович, граф (1825-1888). Опись № 1) .Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: РГИА. Ф. 866. Оп. 1. Д. 173.

2. Меркулов Владимир Александрович.
О соединении города Анапы со станцией Тоннельной Владикавказской железной дороги ширококолейным подъезным путем и устройстве в Анапе порте
/ [Д. чл. Имп. рус. георг. общ., Имп. Общ. судоходства и Терек. обл. стат. ком., почетный чл. Кавк. горн. общ. в Пятигорске и Крымско-Кавк. горн. клуба В.А. Меркулов]. - Анапа : тип. А.Д. Басанько, [1913]. - [8] с. ; 36 см.

Я предполагаю, что Меркулов Владимир Александрович, автор документа "О соединении города Анапы со станцией Тоннельной Владикавказской железной дороги ширококолейным подъезным путем и устройстве в Анапе порте", по совместительству так же являлся главным управляющим имения графа Михаила Тариэлович Лорис-Меликова, либо являлся полным теской главного управляющего имением.

Тут так же нужно отметить что сам граф по данным сети Интернет Сукко и Анапу не посещал. Его имение приносило ему доход и этого было достаточно. Работа не давала такой возможности.

И вот тут интересный момент, причастный к делу Глеб Максимилиа́нович Кржижано́вский (12 (24) января 1872, Самара — 31 марта 1959, Москва) — деятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель, один из создателей плана ГОЭЛРО; учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ, Герой Социалистического Труда; наиболее близкий друг В. И. Ленина. Член ЦИК СССР 1—7-го созывов, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва, член ЦК ВКП(б) (1903—1905, 1924—1939).

Так получилось, что инженер-технолог Глеб Максимилиа́нович Кржижано́вский, в перерыве своей революционной деятельности, временно покинув Центральный Комитет ВКП(б), предложил в 1909 году проект электрической железной дороги между Анапой и Тоннельной.

Таким образом проект
Глеба Максимилиа́новича Кржижано́вского от 1909 года является продолжением идеи Лорис-Меликова Михаила Тариэловича, умершего 1988 году и Меркулова Владимира Александровича. Нужно отметить, что Глеб Максимилиа́нович Кржижано́вский с 1907—1909 годах — монтёр, инженер, заведующий кабельной сетью «Общества электрического освещения 1886 г.» в Санкт-Петербурге, хранитель партийной казны.

Наверное следует еще раз обратить внимание что речь шла именно об электрической железной дороге, а не о дороге в принципе.

Такая вот интересная история получается.

Новое Направление: Объединяя Историю и Будущее — Путь От Тамани до Анапы, Соединяя Два Берега и Две Эпохи

Железнодорожная ветка в районе Анапы расширяется новой линией Аэропорт Анапа – Тамань Пассажирская – ст. Анапа. Это важное событие представляет собой не просто расширение транспортной сети, а связующее звено между двумя ключевыми транспортными маршрутами - железнодорожным и авиационным, обеспечивая более удобный доступ к Азовскому морю и оттуда в Крым.

В данный момент активно ведутся работы по созданию этой новой транспортной линии. Железнодорожники уже приступили ко второму этапу строительства.

В 2023 году была завершена строительство железнодорожной станции в Витязево, она представляет собой высокую пассажирскую платформу длиной 260 метров, способную принимать и отправлять электропоезда максимальной длины, включая электропоезда "Ласточка" на 10 вагонов. Также был построен металлический железнодорожный мост длиной 165 метров, а также обустроено земляное полотно и верхние строения пути.

ЖД Путь От Тамани до Анапы
ЖД Путь От Тамани до Анапы

Однако существует давняя мечта о соединении Анапы со станцией Тоннельная. Эта задумка существует уже более ста лет и была поддержана многими жителями региона. Планируется прокладка железнодорожной линии через станицу Раевскую и Гай-Кадзор, чтобы обеспечить более удобный доступ к этим населенным пунктам и облегчить транспортное сообщение между ними и Анапой.

Предварительная схема новой линии включает в себя не только строительство пассажирского терминала с выделенной зоной и дополнительной платформой, но и многочисленные "искусственные сооружения", такие как мосты.

Разработка этого проекта позволит не только улучшить транспортную связь между аэропортом Анапы и Таманью, но и существенно расширит возможности пассажирских перевозок в Крым. Ожидается, что новая железнодорожная линия от Анапы до Тамани будет построена уже к 2025 году.