После десятилетий процветания страна столкнулась с устойчивыми экономическими потрясениями.
Почти три десятилетия казалось, что у Австралии была своего рода карта выхода из тюрьмы, которая позволяла ей пережить крах доткомов и мировой финансовый кризис без рецессии, в то время как ее граждане в основном наслаждались высокими зарплатами, доступным жильем и блестящими перспективами.
Когда в 2020 году все-таки наступила рецессия, это произошло из-за пандемии ковида.
Но четыре года спустя Австралия так и не смогла избавиться от некоторых встречных ветров, включая высокую стоимость жизни (с 2021 года цены на хлеб выросли на 24 процента) нестабильный рынок труда и растущее неравенство. Хотя эти и подобные проблемы также беспокоят и жителей Великобритании и США, они особенно задевают многих в Австралии, которая долгое время считала себя ”счастливой страной".
Австралия является одной из самых богатых, наиболее богатых ресурсами и стабильных стран в мире. Но миллионы жителей испытывают трудности, невиданные за многие десятилетия. Они говорят, что изо всех сил пытаются прокормить себя, оплатить жилье и медицинское обслуживание и оплатить свои счета за коммунальные услуги. И многие молодые австралийцы сталкиваются с реальностью, с которой никогда не сталкивались их предки: они будут жить в худшем положении, чем их родители, бабушки и дедушки.
28-летняя Робин Нортхэм когда-то мечтала стать парикмахером. Но растущая арендная плата и непомерные расходы по уходу за двумя ее детьми сделали обучение ремеслу недоступным. Всего два поколения назад, по ее словам, ее бабушка растила семью в собственном доме в качестве родителя-одиночки, работая при этом медсестрой неполный рабочий день.
“Если вы среднестатистический австралиец, это практически невозможно, - говорит мисс Нортэм, создатель контента из Кэрнса, которая вместе со своим партнером платит 600 австралийских долларов, или около 400 долларов, за аренду в неделю. - Сейчас это совершенно другой мир”.
Австралийцы платят больше почти за всё. Пандемия привела к резкому росту инфляции, которая сейчас составляет около 4 процентов. Арендные ставки в некоторых районах Мельбурна выросли почти на 50 процентов в годовом исчислении, а доступность аренды находится на самом низком уровне по крайней мере за 17 лет. Настроения потребителей практически не изменились с момента резкого падения в 2020 году.
Домовладельцы также находятся под давлением. Австралийские ипотечные кредиты, как правило, фиксированы на несколько лет, и поскольку центральный банк пытался обуздать цены путем повышения процентных ставок, за последние годы ставки выросли втрое - до 6,7 процента.
Это напряжение привело к резкому росту числа работающих семей, обращающихся за поддержкой. За 16 лет, сказал Дэйв Макнамара, исполнительный директор Foodbank Victoria, “из-за лесных пожаров и пандемий я не видел ничего такого, с чем мы сталкиваемся в настоящее время, когда люди из всех слоев общества нуждаются в продовольственной помощи”.
“Ситуация намного хуже, чем была до начала пандемии, и у нас мало вдохновения для оптимизма, - говорит Никки Хатли, независимый экономист из Сиднея. - Всем приходится очень тяжело”.
Экономисты давно утверждают, что слишком много австралийского богатства связано с рынком жилья, даже несмотря на то, что дрянная политика, нехватка строительных материалов и высокая иммиграция довели и без того низкое предложение жилья до критической точки.
Опрос аналитического центра на душу населения в прошлом году показал, что менее одного из четырех австралийцев, у которых нет собственного дома, ожидали, что смогут это сделать. “Это не обязательно самое главное, если у вас действительно стабильная система аренды, - сказала мисс Хатли, - но у нас в стране ужасные законы”.
У австралийских арендаторов меньше гарантий, чем в большинстве других богатых стран. Хотя законы разных штатов различаются, арендодатели имеют относительно мало ограничений на то, насколько они могут повышать арендную плату; арендаторы сталкиваются с регулярными “проверками” своих домов; а правительство предлагает большие налоговые льготы для арендодателей.
Нехватка жилья также привела к резкому росту арендных ставок в некоторых районах, выталкивая молодежь все дальше и дальше из городов. В Сиднее массовый отток молодых семей, как предупреждалось в одном недавнем отчете, может привести к созданию “города без внуков”.
25-летняя Талита Вермюлен последние четыре месяца хотела переехать в этот город со своим партнером. По её словам, часто доступная недвижимость сдаётся в аренду еще до того, как могут состояться просмотры. “Просто было неприятно даже не получить возможности увидеть это место”.
Благодаря своему богатству, стабильности и природным ресурсам Австралия имеет больше преимуществ, чем большинство других стран — показатели ожидаемой продолжительности жизни и заработной платы по-прежнему одни из самых высоких в мире, при этом рост заработной платы опережал инфляцию в прошлом году. Фондовый рынок торгуется вблизи рекордных уровней.
Тем не менее, не очевидно, что страна реализует свой огромный потенциал, считает Джулианна Шульц, учёный и автор книги “Идея Австралии”. “Я все время возвращаюсь к тому, что могло бы быть намного лучше”, - сказала она, добавив: “Это своего рода отсутствие амбиций”.
Хотя австралийцы часто с гордостью называют себя “счастливой страной”, комментарий ученого и писателя Дональда Хорна изначально был задуман как упрек лидерам страны, которых он считал нелюбопытными и лишенными воображения.
И, несмотря на изобилие страны и ее часто заявляемую любовь к эгалитарным ценностям, богатство Австралии распределяется все более неравномерно, поскольку нация присоединяется к другим странам, сталкивающимся с растущим неравенством, экономическим спадом и напряжением поколений.
Согласно индексу благосостояния Australian Unity, экономическое неблагополучие привело к самому низкому уровню “удовлетворенности жизнью” с тех пор, как начались рекорды 22 года назад. Высокая стоимость жизни, тревожная глобальная политика и растущее неравенство - все это способствующие факторы, говорит Кейт Лайсетт, ведущий исследователь. “Огромное количество людей с трудом сводят концы с концами”, - сказала она.
Недавно, в понедельник утром, люди ждали у продуктового склада в церкви в Ричмонде, пригороде Мельбурна. Продовольственный банк помогает более чем 100 семьям, и спрос резко возрос за последние шесть месяцев, сказал Фрэнсис Флуд, координатор.
“Мы видели много людей, которые работают, но не могут дотянуть до конца месяца, - сказал он. - Мы определенно помогаем людям, о которых, если бы вы увидели их на улице, вряд ли подумали, что они стали бы пользоваться продуктовым магазином”.
Даже те, кто полностью владеет своими домами, испытывают трудности. 60-летняя Трейси Шепард живет в нескольких минутах ходьбы от пляжа, в прекрасном районе Серферс Парадайз в Квинсленде. Бывшая государственная служащая, у нее проблемы со здоровьем, из-за которых ей было сложно найти постоянную работу, и она живет на свои пенсионные сбережения, ожидая решения о выплате пособия по инвалидности.
Из-за высоких цен на продукты и увеличения платы за содержание ее квартиры жизнь кажется ненадежной, признаётся она. “Когда я была моложе, говорили, что мы счастливая страна. Сейчас всё не так".
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».