День добрый! Ранее Я уже рассказывал о гужевых насосных системах, а сегодня пришел момент поговорить об ещё одном ушедшем в прошлое объекте водоснабжения - системах заправки водяных баков паровозов. Статья сформирована по моей любимой схеме, теоретическое вступление, а потом интересные фотографии с комментариями.
Как известно для работы паровоза необходимо одновременно два элемента: 1-е это ВОДА, а 2-е, то, что может гореть и греть воду, превращая её в пар, который и делает всю полезную работу, приводя локомотив и состав в движение. Вопросы поставки горючего топлива мне принципиально не интересны.
В практике использовались три варианта (компоновки) водозаправочных систем, каждая из которых была хороша для своих условий использования. Это схемы: с заправкой напрямую от резервуара, с паровозной колонкой и с колонкой, совмещенной с малым резервуаром.
1-й вариант. Заправка напрямую с резервуара.
Данный тип является наиболее простым в организации и наименее затратным по прокладке трубопроводных систем. Суть его заключается в организации около путей крупного заправочного резервуара, накапливающего воду и оборудованного краном подачи воды и направляющим заливным трубопроводом. Вода при заливке поступает напрямую с резервуара, а высота его установки обеспечивает требуемое давление. Минусы системы очевидны, занимает много места, что при высокой густоте сетей уже проблема, подвержена промерзанию, что в северных широтах создает проблемы в эксплуатации, требует много строительных материалов если для каждого пути-двух требуется возводить отдельные резервуары. Такие системы особенно прижились на территории США, с высокой протяженностью путей по пустой территории. Устройство наглядно видно на схеме:
Устанавливались такие баки обычно на бетонное или кирпичное основание. В центральной части или по краю устанавливались заливной и переливной трубопроводы. На боковой поверхности устанавливалась уровнемерная шкала с поплавком. В нижней точке устанавливалась задвижка, которая выпускала воду. Устройство поворотных труб на шарнирах в этом случае вещь бессмысленная, поэтому ставились подъемные заливные трубопроводные патрубки. При постановке локомотива под залив, патрубок опускался, открывался кран и вода поступала в резервуары поезда.
2-й вариант. Паровозные гидроколонки.
При построении крупных транспортных узлов использование резервуара с краном в каждой точке заправки является нерациональным. Более разумно построить единую систему водоснабжения с крупными резервуарами на несколько точек заправки, объединив из системой напорных трубопроводов. Это позволяет сократить расстояние между точками заправки и не выполнять дополнительное расстояние между путей, повысив компактность и плотность коммуникаций. Также гидроколонки более приспособлены для северных регионов, как например Россия и Скандинавия, при условии правильного сброса воды с верхнего узла колонки. В отличии от резервуарных, изливы выполняются на поворотных шарнирах, так как высота колонки не значительно выше локомотива поезда. Подающие трубопроводы прокладываются под землей, а шток управления задвижкой выводится наружу.
3-й вариант. Гидроколонка с резервуаром.
По факту это просто модификация простой гидроколонки, но с регулирующим баком наверху. Питание таких систем происходит из напорной сети, а резервуар необходим в случае если давления или подачи насосов недостаточно, а пропускную способность транспорта обеспечивать нужно беспрекословно.
Фото 1. Заправочный резервуар. На железной дороге Southern Pacific, где-то между западной Невадой и южным Орегоном. Классическая для США круглая форма резервуара, собранного по бондарной схеме, из досок скрепленных стальными обручами.
Фото 2. Отреставрированный заправочный резервуар в Колорадо, США.
Фото 3. Старая, замотанная гидроколонка на Английской части севера Ирландии. Гидроколонка с резервуаром, стоящая как раз на смычке путей, что позволяло выполнять заправку по двум параллельным путям.
Фото 4. Схема узла подачи воды. Запорный клапан находится внутри резервуара, а подъемный излив, управляемый цепью, состыковывается с заправочной горловиной бака.
Фото 5. Крупный заправочный резервуар для одновременной заправки двух поездов на параллельных путях. Территориально, где-то в Техасе.
Фото 6. Использование гидроколонки вместо душа. На фото видно, что излив колонки сделан из листового металла и предназначен для ручной установки персоналом. Если приглядеться виден человек справа от ствола, который крутит маховик задвижки, расположенной под землей. Где-то в восточной Европе.
Фото 7. Пример обледенения резервуара в холодном климате. Штат Миннесота, США. Обледенение всегда большая проблема и решалась в зависимости от места и климата, резервуары прогревались, делались системы циркуляции и т.д.
Фото 8. Шкала с уровнем объема воды в баке локомотива.
Фото 9. Самая милая заправка паровоза, какую Я видел.
Фото 10. Заправка паровоза с колонки, расположенной прямо на насосной станции. СССР.
Фото 11. Заправка паровоза через специальную навесную воронку, кропившуюся на изливе колонки, низ опускался в бак, что снижало утечки в процессе заправки.
Фото 12. Заправка паровоза в стационарную воронку, тут, к сожалению утечки она особо не снижает.
На этом доклад Я заканчиваю. Надеюсь статья Вам понравилась! Наши учебные курсы Вы можете найти на сайте: http://hydreducation.tilda.ws/.
Ссылка на наш telegram-канал t.me/HYDReducation.
Подборка статей по строительству! // Подборка статей о новых проектах в России!, Наша Подборка статей по гидравлике и конечно Подборка по водоснабжению