Встреча суперзлодея в железной маске MF DOOM (Дэниел Думил) и креативного продюсера Мэдлиба (Отис Джексон-младший) на альбоме 2004 года «Madvillainy» была случайной. «Мы хип-хоп издольщики», – сказал DOOM в песне «Rhinestone Cowboy», имея в виду их единомышленников.
Идеология D.I.Y. и инновационный подход двух музыкальных умов в конечном итоге сделали «Madvillainy» таким характерным. И Madlib, и MF DOOM были известны своим статусом аутсайдеров в музыкальной индустрии. ДУМ предпочитал работать с независимыми лейблами, а не с мейджорами, и слушал джаз, фанк и инструментальную музыку. Мэдлиб работал с небольшим количеством оборудования; его студия представляла собой переоборудованное бомбоубежище 1950-х годов.
«Madvillainy» просочился в сеть за несколько недель до его первоначально запланированного релиза и это настолько расстроило MF DOOM и Madlib, что заставило их создателей заняться другими проектами до официальной даты релиза. DOOM использовал время с умом, перезаписав свой вокал и сделав его более непринужденным и хрипловатым. На ранних записях его голос звучал моложе и был наполнен энтузиазмом и живостью. Изменение тембра голоса повлияло на всю запись сильнее, чем ожидалось: DOOM звучал уверенно, идеально соответствуя своей суперзлодейскому амплуа. То, к чему вернулись DOOM и Madlib после утечки релиза, превзошло время и оставило след в наследии хип-хопа на два последующих десятилетия.
Глядя на альбом с современной точки зрения, важно отметить упорство продюсера Мэдлиба, который в глубине души настоящий «crate-digger» (прим.: тот, кого интересует редкая старая музыка). Он слушает всё подряд и даже упоминает о том, как сильно ему наскучил жанр хип-хопа за несколько лет до этого, в 2001 году. Малоизвестные записи, которые он обнаружил и которые позже сэмплировал во время поездки в Бразилию, стали основой для того, с чем его мейнстримовые коллеги по хип-хопу просто не могли сравниться. В нем смешались искаженные элементы джаза, фанка, блюза и общего экспериментаторства, без особых усилий собрав воедино треклист из безостановочных инструменталов, слов, рэпа и рассказов, в котором ритм и флоу стали двумя главными героями.
В то время как «Accordion» – это всего лишь один пример зацикленного сэмпла, использованного Madlib и взятого у американского продюсера Daedelus, сэмпл – открытая возможность для MF DOOM использовать сложные схемы рифмовки, чтобы покорить слушателей. Его плотный, многослойный вокал таит в себе множество смыслов, которые только подчеркиваются глубоким погружением в лирику. В то время как человек за маской, DOOM, представлял притягательную силу, его внешность создавала загадочность. Она обеспечила чистый холст для его лирики и позволяла ему быть тем, кем он хотел. Ему не нужно было привязываться к сознанию или реальности. Сложные стихи MF DOOM захватывают даже при поверхностном прослушивании. Если вы хоть немного потеряете концентрацию, то можете пропустить что-то замечательное.
ДУМ часто называл себя и Мэдлиба суперзлодеями, его имя вольно или невольно основано на персонаже комиксов Marvel, Докторе Думе. Хотя казалось, что МС выступает не от себя, а от кого-то другого, он также мог резонировать, ссылаясь на смертность и мимолетность славы в «Madvillainy». DOOM не боялся идти глубже, раскрывая больше себя. Дополненный обширной коллекцией мультиинструментальных лупов Мэдлиба, он также продемонстрировал свое остроумие, неправильно написав слово «марихуана» в «America's Most Blunted», что придало записи юмористический эффект.
Зимой 2004 года MF DOOM выпустил свой второй альбом «MM... FOOD» на независимом хип-хоп лейбле Rhymesayers Entertainment, который в основе содержит кулинарные концепции и метафоры, связанные с едой и напитками. На «MM...FOOD» музыкант экспериментировал с изобретательным продюсированием, на этот раз в основном самостоятельно, за исключением трех треков, в которых он взял на себя обязанности продюсера. DOOM смешал сэмплы мультфильмов, детского телевидения, соула, джаза и фанка с непонятными ритмами и неожиданными переходами. Живые, оживлённые и не слишком серьезные усилия MF DOOM над «MM... FOOD» включали в себя ранее использованные отсылки к суперзлодеям и восстановление хип-хопа в игривом ключе.
Источник: Clash Magazine