Есть заблуждение, что выхлоп это исключительно элемент экстерьера мотоцикла, но это совсем не так, и чем больше изменений в моторе, тем критичнее становится качество выхлопной системы.
Если интересно или планируете тюнинг - не лишним будет просмотреть статью до конца.
Не буду занудствовать на тему скорости и плотности потока, колебаний давления и т.д. и на примере нескольких недавних проектов покажу разницу.
Поехали!
- Dyna Twin Cam 88, заводской карбюратор.
Дано: живой мотор, впуск S&S классическая капля и Vance & Hines Short Shots.
Сделано: заменили «выхлоп» на заводской коллектор с глушителями Screaming Eagle II и настроили заводской карбюратор. + 10 л.с. и 11Нм. Причем прирост больше 10 Нм в широченном диапазоне с 2+ тыс. и за 5 тыс. оборотов.
Круто? Так это только эффект от настройки, на Short Shots мотор показал всего 48!!! л.с. (к сожалению график не сохранился).
Но и это не всё. Эффект на частичных открытиях ручки еще значительнее.
- HD Dyna Street bob 2013 103 Stage 1.
Дано: мотор еще в США был расточен с 96 до 103, пробег значительный, выхлоп - 2-в-2 заводской, катализатор, выпотрошенные глушители.
Сделано: изготовлены глушители и модернизирован выпускной коллектор под объем 103 и заводские распредвалы, настройка.
Всего 3 л.с.?!, да но ездим то мы на моменте))) 10Нм в пике и 15Нм с 1.5 тыс. оборотов вплоть до 3.5…
Следущий…
- HD Softail Fat Boy 114 Stage 2+
Дано: На этом мотоцикле мы год назад делали Stage 1: глушители Vance & Hines, настройка.
Сделано: в этот раз к глушителям V&H добавили детали от S&S: Chest kit S&S с 465 распредвалом, впускной коллектор серый, впуск.
Слайд 1: «Зеленые кривые» это «великий» V&H. Низкое плато на уровне СТОКА и потеря 10 л.с. наверху.
«Синие кривые» это модернизированный выхлоп.
«Зеленый» это классический пример «эффекта R1» (Для справки: мы так называем моторы, которые не едут - не едут, а потом как поедут, но чуть-чуть :) Создается ощущение мощного мотора, но это всего лишь «спецэффекты»)
Слайд 2: «Синие кривие» - V&H на сток коллекторе, мотор идентичный первому слайду. -20Нм при 2.5 тыс. оборотов.
«Красные кривые» - после модернизации выхлопа.
Справедливости ради надо заметить, что такого негатива от этих глушителей на Stage 1 не было, но это заслуга инженеров Harley Davidson, которые (судя по всему) понимая, что над их моторами будут издеваться прикручивая к ним всякий ужас, изначально заложили в ГРМ некоторую степень пофигизма. Но при тюнинге всё вылезет наружу :)
А это тот же мотор, но с выпуском 2-в-1 S&S донастроенный нами.
С холостого хода и 4.5 тыс. оборотов так любимый нами МОМЕНТ!
А теперь о грустном…
Покупка S&S, Bassani или большинства других выхлопных систем не исключает проблем при тюнинге от Stage 2 и выше…
На слайд-шоу ниже будет «путь самурая». Возьмем всё тот же M8 114 Stage 2. Для наглядности разделил графики крутящего момента (нижний) и мощности (верхний).
Слайд 1: заводской S&S Super Street без db killer.
Слайд 2: заводской S&S Super Street с db killer.
Слайд 3: модернизированный S&S Super Street первых версий.
Слайд 4: финальный вариант модернизации.
Слайд 5: «результат на лицо»
П.С. подкину немного на вентилятор…
К сожалению мы, мотоциклисты, сами виноваты в том, что нам продают водопроводные трубы. Мы их покупаем. И поэтому стало возможным то, что любая «фирма» со сварочным аппаратом и гальванической ванной начинает выпускать «перформанс экзост».
Да, я техническая зануда, но по моему мнению (и по мнению нашего динаметрического стенда, Race box'а, «пятой точки» и т.д.) чтобы ПОПЫТАТЬСЯ начать выпускать выпуск, нужен не только сварочный аппарат, но и как минимум нагрузочный динамометрический стенд, программный комплекс, способный моделировать газодинамические процессы, а так же парочка инженеров. Но зачем?! и так купят.
Всем момента.