В сентябре 1911 -го, к началу войны между королевской Италией и Османской империей Италия имела 22 самолета Nieuport и Bleriot-2 французского производства, 6 единиц Etrich Taube и Bristol, два аэростата - Р1 (объем 4200 куб. м., скорость 50 км/час) и Р2 (объем 4700 куб. м., скорость 54 км/час).
Противник не имел авиации вовсе.
Подготовка аэроплнов к вылетам знимала продолжительное время, т.к. своим ходом добраться до места боёв (территория сегодняшней Ливии) они не могли, а потому доставлялись на африканский континент пароходом.. Далее, требовалось организовать место базирования , то что позже назвали аэродромом. И это было не просто место, где разместили бочки с бензином, маслом, запасными частями, нужно было сделать ровную площадку для взлёта и посадки этих , пока ещё, очень капризных аппаратов.
Вероятно именно по этим "техническим" причинам, первый разведывательный полёт был выполнен капитаном Пиаццо (Piazza) на самолете "Блерио" только 22 сентября 1911 года.
Затем к полётам подключился и капитан Моиццо (Moizo) на "Ньюпре."
Кроме воздушной разведки, пилоты начали корректитровать артиллерийский огонь. Легко сказать - "корректировать"! Ведь никакой связи с землёй пилот не имел! А потому изобретались всякие экзотические способы передчи информации. От покачивания крыльями, до размахивания флажками. Второй способ, впрочем, был менее удобен в аэроплане с одним пилотом и применялся на двухместных машинах, где . флажным семафором пользовался наблюдатель.
Разумеется турецким солдатам летющая над головами "птичка" не нравилась, а потому по ней начали стрелять, благо летали в то в ремя не высоко и не очень быстро, а сам аэроплан состоял из тряпок, дерева да фанеры. Азарта и гнева стрелкам добавило и то, что итальянцы уже не просто тарахтели в небе, но и начали швырять всяческие вредные предметы на головы пехотинцев. Так, уже в ноябре 1911 Джулио Гавотти , сбросил 15 килограммовую бомбу на турецкую кавалерию. И, хотя, первые бомбардировки были не очень успешными в материальном плане, они весьма сильно влияли на, моральный дух противника.
Первым сбитым лётчиком стал капитан Рикардо Моиццо. Ему дважды не повезло в 1912 году. 13 марта он был ранен, а 12 сентября совершил вынужденную посадку своего Ньюпора, пострадавшего от ружейного огня.При этом. он попал в плен к арабам, где ему был оказан хороший приём. Даже была направлена телеграмма его сестре: мол жив-здоров, чего и всем желаю.
Вскоре был сбит и второй итальянский самолет, но в этом случае пилоту повезло больше, он посадил самолет на своей территории.
Забегая вперёд хочу рассказть о том, как в 1918 году первым "воздушным десантником" стал также итальянец, лейтенант из корпуса "Ардити" Алессандро Тандура.
Помнится в нашей стране имел хождение такой анекдот: иностранная разведка докадывает, что в СССР есть такие войска -"стройбат"! Так они такие
звери, настолько отчаянные, что им даже автоматов не выдают, только лопаты!
Корпус Ардити, действительно, объединял в себе совершенно "безбашенных" бойцов, которые хвастались - нам и винтиовок не нужно! У нас есть ножи!
В своих мемуарах Тандура рассказывает, что его пригласили в штаб, где предложили увидеться с семьёй. Как , изумился лейтенант, ведь они находятся за линией фронта, в тылу австрийцев? Тут-то и ему и описали возможность оказаться за линией фронта, путём десантирования на парашюте. Танудра пишет, что на этот момент аэроплан он видел всего пару раз, а про парашюты даже не слышал. Англичанин , а это был майор Картер, убедил итальянца, что всё будет хорошо!. Парашют - надёжен, пилоты- опытные. а самолет - огромный. (Ох и любят эти "нагло-саксы" жар чужими руками загребать!)
Нужно сказать, что эта операция с десантированием на парашюте, была очень секретной, разрабатывалась МИ-6 в тайне даже от британского командования.
(Совершенно секретное дело о «выброске агента», март-август 1918 г.,
ДН. 2004-06-94-5)
Ибо это командование запретило даже думать о применении парашютов в своей авиации и воздухоплавании. Мотивировка была такой - чтобы не подрывать решительность пилотов! Дескать, завидев противника, пилоты и
наблюдтели будут думать о собственном спасении, жертвуя матчастью. Да-да! В британском Royal Flying Corps материальная часть ценилась дороже, чем жизнь пилотов. Кроме того, конструкция парашютов в то время была далека от надёжности и совершенства. Так, из каждых 100 немецких пилотов, (где парашюты применялись и в самолетах, и в дирижаблях) спасалось не более 70.
Заброска Тандура в тыл австрийцев, осуществлялась следующим образом:
к самолету SP4 снаружи прикрепили контейнер с уложенным в него парашютом. Стропы шли внутрь самолета, где на полу, свесив ноги в вырезанное отверстие, сидел "диверсант-разведчик". Стропы крепились к подвесной системе, укрепленной на нём. Пол под диверсантом представлял собой открывющиеся наруже дверцы, удерживаемые в закрытом состоянии стержнем, к которому были прикреплена верёвка ,идущая в кабину наблюдателя.
При прибытьии в нужную точку, наблюдатель потянул верёвку , стержень выскочил , створки двери раскрылись и отважный головорез полетел вниз.
На высоте 200 метров, парашют полностью раскрылся и Тандура благополучно был доставлен в какой-то виноградник. Где ему отчаянно повезло упасть между рядов, а не сесть на кол! Десантирование проводилось ночью, как из соображений соблюения тайны так и опасения что тихоходный SP4 станет легкой добычей австрийских (читай - немецких) истребителей.
Ну, хорошо, скажете вы, прилетел Тандура в тыл и стал собирать разведданые. А как он их сообщит ? О! Вот тут был придуман гениальный ход! В условленном месте, в условленый день , также на парашютах, сбрасывались... клетки с почтовыми голубями. В них же находились и зписки с заданиями -где и что смотреть. Записки были зашифрованы, на случай попадания "посылки" в чужие руки. О своём благополучном приземлении Тандлура "сообщил" разложив в условленном месте крест из купленных в соседней
деревне простыней. Этот знак был "считан" специально вылетеавшим самолетом.
Тандура провёл в тылу австрийцев три месяца, дважды был схвачен и дважды умудрился сбежать.
Более подробно одиссею отважного разведчика можно почитать здесь:
Тандура Алессандро Tandura Alessandro
Три месяца в разведке во вражеском тылу
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Тандура А. Три месяца в разведке во вражеском тылу. — М.: Воениздат НКО СССР, 1943.
Оригинал: Tandura A. Tre mesi di spionaggio oltre Piave — Agosto — Ottobre 1918. — Treviso: Longo & Zoppelli, 1934.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/other/tandura_a/index.html
Книга одним файлом: http://militera.lib.ru/memo/0/one/other/tandura_a.rar