Найти тему
Томикс

Между Христом и Фемидой: учредители Суздальской православной гимназии встретятся в суде

Оглавление

Скандалы вокруг Суздальской православной гимназии не утихают больше года. Владимирская епархия намерена стать единственным учредителем, в официальной переписке не стесняясь использовать ультимативные формулировки. Второй учредитель — общественная организация «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную нравственную школу» — считает, что у них есть точно такие же права, как и у епархии. Попытки договориться мирно успехом не увенчались. Каждая сторона уверена в своей правоте и отступать не намерена. Самое печальное в истории то, что заложниками ситуации становятся ученики, продолжение обучения для которых под большим вопросом.

-2

Школа, которой гордятся

В центре Суздаля расположился небольшой зеленый домик. Он не очень похож на традиционные школы. Здесь располагается Суздальская православная гимназия. Обучается в ней около 160 учеников разного возраста.

Вопреки стереотипным представлениям о религиозных учебных учреждениях, дети живые и веселые. Как только началась перемена, ученики выбежали из кабинетов и начали играть в коридорах в мальчишеские игры, а девчонки — кокетливо шушукаться. Заметив директора Нину Владимировну, идущую навстречу, все немного поутихли и рефлекторно выпрямились, но продолжили игру.

«Здрасьте!», — сказали два мальчишки лет 10, которые нам встретились по пути на второй этаж.
«Здравствуйте, мальчики. Будьте аккуратны на лестнице. Не бегайте тут», — строго ответила директор.

В общем, атмосфера как в обычной школе, которая для учеников почти как дом родной. Чувствуется здесь что-то теплое и уютное.

Директор школы Нина Владимировна Аникина знает по имени каждого ученика. Для нее все они — как родные. Как мама, она с гордостью демонстрирует стену, где расположены грамоты и кубки за достижения учеников. По ее словам, у нее не просто школа, где прививают любовь к Богу. Здесь — гимназия, которая дает очень сильную базу знаний. Поэтому победы в школьных олимпиадах по вполне себе светским предметам, вроде английского языка или математики, для учеников Суздальской православной гимназии — обычное дело.

-3

Немного понизив голос Нина Владимировна начала рассказывать о следующем стенде. Это ее выпускники, которые сейчас находятся в зоне СВО. Они тоже большая гордость школы, но еще и тревога. О каждом из них болит душа.

«Это фото Андрея, он уже вернулся. Когда он приехал к нам зимой прошлого года, он рассказал о потребностях в зоне боевых действий. Мы решили организовать сбор необходимого. На Пасху и Рождество мы организовывали благотворительную ярмарку. На собранные деньги мы отправили пакеты с необходимым нашим владимирским ребятам», — рассказывает Нина Владимировна.
-4

На последнем этаже здания гимназии располагается еще один предмет для гордости — кадетский класс. Сейчас там обучается 15 человек. После основных уроков некоторые из учеников бегут туда. Класс носит имя русского полководца Александра Васильевича Суворова. Для учителей и учеников он не только основоположник русской военной теории, он, в первую очередь, образец православного Человека с большой буквы.

-5

Но когда мы переходим из школьных коридоров в административные кабинеты, разговор меняется на менее приятный. Суздальская гимназия, при всей ее духовной составляющей, столкнулась с проблемами материального мира.

Начало проблем в школе

Гимназия была организована в 2001 году группой энтузиастов, которые объединились в организацию с названием «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную нравственную школу». В состав учредителей пригласили епархиальное управление.

«Все эти годы, уже почти 25 лет, именно на плечах общественной организации было и содержание гимназии, и организация работы, и документы. Здание тоже строилось на средства жертвователей, которых мы привлекали», — объясняет Нина Владимировна.

Правда, потом здание школы «имели неосторожность», как выразилась директор школы, передать на баланс Владимирской епархии.

Все это время гимназия отлично существовала с двумя учредителями. Пока в дело не вмешались деньги. Необходимость в них была всегда. Но каким-то образом общественной организации удавалось их найти. Епархия тоже помогала, например, оплачивала коммунальные услуги, но основное финансовое бремя несли на себе общественники.

Так продолжалось пока директор школы Нина Владимировна не нашла вариант выхода, изучив опыт коллег в других регионах. В Нижегородской области, например, православные школы финансируются из бюджета. Директор Суздальской гимназии пришла с этой инициативной к нашим областным властям. Им предложение понравилась, и в 2022 году Заксобрание области удовлетворило инициативу, правда с некими нюансами, о которых стало известно позже. Воспользоваться возможностью получить деньги из бюджета получила не только Суздальская гимназия, а все девять православных школ области.

-6

Но позже выяснилось, что этих денег Суздальская гимназия все-таки не увидит. Причина состоит в том, что кроме Владимирской епархии у школы есть еще один учредитель. И тут начались долгие переписки, ультиматумы, требования и даже оскорбления.

Первые ультиматумы

Долгое время общественную организацию «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную нравственную школу» возглавляла сама Нина Владимировна Аникина. По закону не запрещено быть и директором, и председателем. Но позже организацию возглавила матушка Юлия Бутрякова.

«Личное мнение — не постесняюсь его сказать под запись — когда распределяют гранты, те гимназии, которые их получают и имеют одного учредителя — они подотчетны. Если им скажут, они вполне могут какую-то часть денег забрать или куда-то не туда потратить. А Нина Владимировна — непоколебимый человек. Вот если дали гимназии, эти деньги до копейки пойдут на гимназию», — утверждает Юлия Бутрякова.

Видимо за слишком смелое мнение, в одном из официальных письменных обращений Владимирской епархии за подписью самого митрополита Владимирского и Суздальского Тихона матушку Юлию назвали «человеком с опороченной на церковном поприще репутацией». Никах объяснений или доказательств этому утверждению не последовало.

При упоминании этого неприятного обстоятельства, Юлия Бутрякова смущенно улыбается.

«С точки зрения православного человека, для меня это даже награда. Но с точки зрения гимназии, детей, всей этой ситуации… Это вообще никуда не годится», — разводит руками женщина.

Началась долгая переписка с противоречащему друг другу требованиями. То епархия требовала подчиниться церковной иерархии и выйти из состава учредителей, то хотела выйти сама, то, как рассказывала Юлия Бутрякова, руководство гимназии обвиняли в том, что гимназия якобы не соответствует неким православным категориям, дети не умеют молиться и мало посещают богослужения.

-7

От этих обвинений в школе уже устали отбиваться.

«У нас свой мир. Мы живем по православному календарю. Если пост — у детей постная пища. Соответственно, конечно, возрасту, там есть послабления. Но они все живут церковной жизнью», — объясняет матушка Юлия.

Два учредителя не могут найти выход

Сейчас у православной гимназии официально два учредителя. Каждая сторона отказывается выходить из состава учредителей, считая себя правой. Епархия утверждает, что именно «директор гимназии Аникина Нина Владимировна завела сегодняшнюю ситуацию с гимназией в тупик, отказываясь подчиняться руководству епархии, правящему архиерею и епархиальному совету».

Отметим, что с юридической точки зрения оба учредителя — абсолютно равноправные стороны. Поэтому разговор о «подчинении» вестись не должен. Но в епархии настаивают, что именно они должны остаться единственным учредителем. А общественная организация «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную нравственную школу» может открыть свою, но уже другую школу, в новом месте.

-8

Общественная организация такой вариант даже не рассматривает. Дело не только во вложенных в течение двух десятилетий силах. Ведь, по их словам, именно с их помощью школа была организована, построено здание и организовано обучение. Дело в том, что сегодняшние ученики рискуют остаться без аттестатов государственного образца. В случае реорганизации, по сведениям общественной организации, школе придется заново получать лицензию для ведения образовательной деятельности. По опыту уже известно, что процесс этот — небыстрый и непростой.

Кроме того, и председатель общественной организации Юлия Бутрякова и директор Нина Владимировна признаются, что сомневаются в том, что другая сторона конфликта сохранит школу в сегодняшнем виде. Вокруг этой истории ходят разные слухи. Например, что школу вовсе закроют, а хорошее здание в центре Суздаля оборудуют под гостиницу. Или для учеников православной гимназии организуют профильные классы в новой общеобразовательной школе. Все это очень пугает родителей и учителей, для которых важно сохранить домашнюю, добрую атмосферу религиозной школы.

Но больше всего пугает то, что ежемесячная оплата образования для родителей сильно возрастет. По словам Нины Владимировны, благодаря стараниям общественной организации, удалось добиться максимально возможной низкой цены для обучения в частной школе. По сведениям родителей, в других православных школах области, где епархия — единственный учредитель, за обучение платят на порядок больше. Для многих родителей, которые отдали в школу в Суздале несколько детей на льготных условиях, эта сумма окажется неподъемной. Им придется идти учиться в другое место.

-9

Во время разговора директор гимназии несколько раз подчеркивает, что сегодняшний состав учредителей гимназии соответствует действующему законодательству. Кроме того, по ее словам, на основании существующего законодательства учредитель не может самостоятельно выйти из частного учреждения.

Крайние меры

По словам директора Нины Владимировны, с началом конфликта на школу обрушились всевозможные проверки. Женщина не боится их — ей нечего скрывать, в школе все в порядке. Но давление чувствуется, от него буквально опускаются руки. Слишком нервозная обстановка влияет и на здоровье, вот уже два месяца Нина Владимировна не выходит с больничного.

Юлия Бутрякова, которая сейчас возглавляет общественную организацию, до последнего пыталась решить ситуацию миром, но не нашла поддержки ни в правительстве региона, ни в епархии. Пришлось идти на крайние меры.

На общем собрании членов Владимирской областной общественной организации «Родители, педагоги и православная общественность – за русскую, традиционную нравственную школу» было принято единогласное решение обратиться в гражданский суд, с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации.

«Самое страшное для нас, что в этой бесчестной и циничной борьбе с женщинами-педагогами в заложниках оказались наши дети – воспитанники гимназии!», — объясняет Юлия Бутрякова в публичном письме.

Получается, что ситуацию действительно загнали в тупик, но вот кто именно — оставим на суд читателя.