Сегодня в челябинском образовательном центре №2 прошло пробное тестирование единого государственного экзамена по истории. В нём принимали участие родители тех учеников, которые в этом году закончат школу.
Корреспондент Полит74 также решил пройти всю процедуру от и до, сравнив, как с момента его сдачи, а это восемь лет назад, изменился процесс единого госэкзамена.
Итак, на входе в центр встречал вежливый охранник, также вежливо указывавший путь следования к пункту проведения экзамена. По всей дороге к аудитории стояли улыбающиеся кураторы, также показывавшие, куда идти.
А вот на втором этаже, где и проводилось тестирование, была уже более знакомая, для тех кто пережил когда-то ЕГЭ атмосфера небольшой растерянности — куда сначала податься. Выход из положения становится понятен после подхода одного из двух охранников, который металлодетектором проверяет наличие железных вещей в карманах. Затем нужно отметиться о прибытии, расписавшись в специальной бумаге. Процедура заняла гораздо меньше времени, чем 8 лет назад, из-за небольшого количества участников.
Как и тогда все сумки и телефоны, во избежание недоразумений, было рекомендовано оставить в специально для этого выделенной аудитории, в которой постоянно дежурил один из учителей (опять же, во избежание недоразумений).
Вход в аудиторию тоже остался таким же. Ищешь фамилию в списках возле двери, убеждаешься, что именно в этот класс тебе нужно, протягиваешь наблюдателю паспорт и ждёшь, пока он проверит соответствие фото и живого лица.
Ах, да, в рекреации, как и в старые добрые стоит стол ещё для двух наблюдателей, которые в случае чего сопроводят экзаменуемого до клозета или врача.
Уже в классе небольшая растерянность сменяется нетерпением и желанием поскорее заполучить заветные КИМы. Но сначала приветствие! Один из учителей зачитывает (уже знакомую) мантру про значимость экзамена, необходимость чётко следовать всем инструкциям и предостерегает от использования гаджетов и шпаргалок (стращают тем же удалением с ЕГЭ и невозможностью пересдать экзамен год в год).
А далее печать контрольно-измерительных материалов. Во всех ли школах так же, сказать не могу, в мои года КИМы в школу поступали в специально опечатанных конвертах, которые вскрывались перед всеми присутствующими. Правда, слухи о том, что где-то бланки печатают, ходили.
После все материалы выдаются экзаменуемым. И тут нетерпение увеличивается, сразу же откладываются бланки ответов и бегло просматриваются сами задания, для выделение особо трудных.
Как только все КИМы оказались на руках, начинается инструктаж и заполнение бланков. Тут всё по старинке: код региона, школы, аудитории, предмета, личные данные и так далее. И только после всех этих ритуалов на доске выводятся заветные цифры со временем начала и окончания экзамена.
На весь класс опускается атмосфера сосредоточенной работы и активной мозговой деятельности. Для небольшой разрядки была разыграна сценка с удалением одного из экзаменуемых за наличие телефона. Не поймите превратно, человек не списывал, просто забыл выключить будильник.
И тем не менее, «суров закон, но это закон». Нарушителю общественного спокойствия сразу объявляют о недопустимости такого поведения и об удалении с экзамена. В аудиторию заходят ещё два наблюдателя, которые препроваживают несчастного в другое место для оформления протокола (что с ним в итоге сталось, история умалчивает).
Сам же экзамен стандартен: читка вопросов, перенос ответов сначала на черновик и уж после в бланк ответов, то же пристальное внимание наблюдателей (ладно, менее пристальное, родители же всё-таки, не дети). Если выходишь в клозет, то до дверей уборной провожает человек из числа сидящих в рекреации.
Пара слов о заданиях. Они такие же. Исчезла уж совсем откровенная «угадайка», в которой один вопрос и четыре варианта ответа. А так, соотнесите события с датами, личностей с событиями, узнайте битву по карте или скажите, кто правил во времена выпуска монеты, на месте. Оценить родителям предложили только первую и вторую части (тест и задания с кратким ответом), что вполне естественно, ведь мероприятие больше для знакомства с процедурой.
Когда же все задания сделаны, то нужно позвать наблюдателя, который зафиксирует время сдачи и заберёт все материалы. Ну а дальше обмен мнениями. Учителя и сотрудники подробно ответили на все оставшиеся у родителей вопросы об апелляциях, мерах наблюдения и даже рассказали несколько курьёзных (и не очень) случаев.
В целом, порядок сдачи ЕГЭ за восемь лет претерпел мало изменений. Можно выделить только печать КИМов непосредственно в аудитории. А вот атмосфера, чуть-чуть другая. Всё-таки это был тест, развлечение для интересующихся, а не реальный и, будем честны, нервный экзамен, который может предопределить дальнейшую жизнь или хотя бы её часть.
Если говорить о моих личных эмоциях, то, конечно, это тестирование прошло в более лёгкой и непринуждённой атмосфере, нежели сдаваемый мною восемь лет назад реальный экзамен. Нет того большого скопления народа, нет той нервозности, растерянности и ощущения, что тебя рассматривают под микроскопом. И всё же, моя уверенность осталось прежней: если человек ответственно готовился к ЕГЭ, то сдать на хороший балл он его сможет.