Человек создан «по образу и подобию» Его, а значит не только свободным и чтобы бесконечно воспроизводить потомство ради воспроизведения потомства (кстати говоря, я не сомневаюсь, что деторождение тоже акт творения – божественного творения через нас)... Человек создан для того, чтобы в принципе творить и создавать. Создавать и творить. Воплощать идеи в жизнь так же, как Творец воплотил свою идею, создав нас!
И речь не только о предметах общепринятого искусства (живопись, литература, музыка...). Практически все в жизни, что мы делаем и чем заняты, по сути, есть творчество...
Еще в стародавние времена человек придумал и начал создавать технику. Появились первые самодвижущиеся экипажи, трактора, паровозы, пароходы, воздушные шары, аэростаты и дирижабли, аэропланы... Вначале чтобы облегчить свой труд, потом – передвижение. Ровно так же, как Бог когда-то создал животных в помощь человеку (ну, или просто разнообразили его, человека, мир)!
Со временем технологии росли, использование техники распространялось, она усовершенствовалась (эволюционировала), а в современном мире человек и техника стали уже понятиями практически неразрывными...
Творя и создавая, Бог вложил в нас частичку себя. Теперь же мы отдаем ему должное и, творя и создавая что-либо, вкладываем в сотворенное частичку себя, своей души. Именно поэтому я считаю, что техника не холодна и не бездушна. Она – отражение нас с вами: тех, у кого возникла идея о ее создании, тех, кто принимал участие в ее проектировании и производстве и тех, кто ею потом владеет (и не важно, коллектив это или одно частное лицо)!
Есть расхожее мнение, что, например, собака и ее владелец похожи. Или кошка. Или любое другое домашнее животное. В большей степени по характеру, но, бывает, сторонний наблюдатель замечает и некоторое внешнее сходство. Начав жить и сотрудничать, пусть не сразу, но они (человек и его питомец) становятся словно бы зеркальными отражениями друг друга!
(– По собаке/кошке/... судят о ее владельце?)
То же самое и с техникой. И не важно, коллектив ее создал и ею обладает или она индивидуальна. Просто в случае индивидуальности, это заметить гораздо легче!
– Наша техника (например, самолет, автобус, автомобиль, мотоцикл... даже ракета или станок – не важно!) – такое же зеркальное отражение нас с вами, как и собака, кошка, лошадь, корова или стадо овец!
Евгений В. Терехов (eterehovart), художник-гиперреалист
Например: успешный бизнесмен владеет транспортным средством (а то и несколькими, и это далеко не только автомобили или мотоциклы; все зависит от его желания, потребностей и степени успешности), подчеркивающим его статус – так называемый «бизнес-класс»; у фермера могут быть и трактор, и пикап, и семейный авто для отдыха и путешествий или вообще мотоцикл; у спортсмена (в том числе фаната или просто любителя спортивного образа жизни) спорткар или супербайк; у представителя или приверженца рок-культуры – байк классический (в том числе и любовно созданный своими руками и по собственной идее, прямо как у Творца с нами!); у семьянина – семейный автомобиль, так называемый минивен; у любителя путешествий – хороший, надежный внедорожник, квадроцикл или дом на колесах...
Кому-то важен внешний вид и внутренний комфорт, кому-то функциональность и универсальность, а кому-то достаточно, чтобы просто ехала и/или везла...
Кроме того, фразу типа: «– О владельце судят по его "автомобилю"» можно трактовать и в ином смысле – кто как к чему/кому относится.
Например, в случае с домашними животными: кто-то их холит и лелеет (кормит, моет, лечит, играет... в общем, любит) и они становятся такими же членами семьи. Кто-то ими просто владеет и все только что перечисленное лишь по необходимости (и то не всё и не всегда). А кому-то они просто достались либо как наследство или ненужный подарок (ну, пусть будет, что уж теперь; а отдать в приют (или, не дай Бог, просто выкинуть!) жалко), либо как «приобретение на время» – сейчас поигрался, развлек себя, а потом они стали ненужны...
Тоже самое и с техникой – кто-то со своих автомобилей сдувает пылинки, ремонтирует, вовремя проводит профилактику, «кормит» только качественным топливом и тогда они сияют, практически не ломаются, верно служат долгие годы... А у кого-то она просто стоит в гараже или стареет и гниет на улице...
Практически каждое человеческое поколение сменяется и усредненный внешний вид (и набор требований и функций) транспортных средств и другой техники. Не что иное, как отражение духа эпохи, так сказать коллективного бессознательного.
Кроме того, очень многие из нынешнего поколения утверждают, что раньше те-же автомобили или мотоциклы были куда красивее! Но почему так? Может потому, что раньше производство (не смотря и на использование станков и прочего оборудования) было по большей части ручным, максимизируя тем самым концентрацию коллективного бессознательного всех участников процесса рождения новой модели, а сейчас все больше (и практически на всех этапах) внедряется автоматизация и промышленная роботизация?
И да, и нет! На мой взгляд, раньше «создатели» стремились подчеркнуть индивидуальность. Теперь же, во многом, стараются скопировать у более успешного, чтобы на этом заработать и стать таким же успешным! Туда же и современный «обмылочный» дизайн (начиная примерно с 2000-х) и ультрасовременный – нагромождение плоских поверхностей, острых (и тупых) углов и прямых линий – это проще в производстве! И дешевле. Да и почти никому уже не важна уникальность моделей и изысканность кривых линий (кроме мелкосерийных семейных до сих пор максимально ручных производств с воистину космическими ценами). А тот же автомобиль теперь, по мнению гигантов промышленности, участвующих в его создании, уже не соратник, друг, брат, член семьи или «домашний питомец» («железный конь», например) – нет, это просто... гаджет (ну, или сложное техническое устройство), купленный как можно дороже и максимум на 5 лет!..
Как художник я для себя решил, что в своих картинах буду изображать (и воспевать!) в основном технику. Либо ее взаимодействие и взаимоотношения с человеком. Ибо во всем этом есть и душа, и чувства, и эмоции! Многие замечали, наверное, что порой наша техника и вовсе имеет свой собственный характер, эмоции, их переменчивость, живя какой-то своей, далеко не всегда понятной нам жизнью. На это мало кто обращает внимания, я имею ввиду из художников. Пейзажи, портреты, натюрморты, фигуративные композиции и прочее – везде либо человек, либо пространство вокруг него, либо животные, рыбы, насекомые, кружечки, чашечки, ложечки, цветочки, мосточки, домики... Или вообще далеко не всегда понятная обывателю современная живопись (та же абстракция). Техника да, есть тоже, но в большей мере как бы между прочим!
Кстати говоря, гиперреализм – направление, в котором я работаю последние годы, как и фотореализм (от которого, собственно говоря, гиперреализм и произошел) начинались по сути с изображения в том числе и техники как центра композиции (или немаловажной ее части). Так, мы можем видеть технические средства (не только, например, автомобили) в работах Ричарда Эстеса, Ральфа Гоингса и Роберта Бечтли – одних из первых фото-/гиперреалистов. Но больше, как части композиции изображаемого пространства. Моя же тема ближе к тематике многих работ (где есть транспорт) Дона Эдди и Макхольма Морли. Хотя к последним я бы отнес, по духу и смыслу, и единичные работы Ричарда Эстеса, упомянутого выше.
Другими словами, если я изображаю, например, мотоцикл, стоящий у дома (моя картина «Красная мечта»), то это не просто красивый красный мотоцикл, стоящий у дома. Это скорее некий портрет отражения души его владельца, созерцая который зрителю предлагается попробовать понять, пощупать, ощутить, его (сладельца) образ, мечты, устремления, привычки, наклонности, представить себе как он мог бы выглядеть...
В картине «Девушка-автомеханик» центр композиции – девушка, занимающаяся ремонтом мотоцикла где-то в гараже, но... Это тоже видимость. На самом деле в картине более важно само отношение владельца аппарата (а им может являться и та же самая девушка, которая его чинит) к нему – «лечения» и ухода наша техника требует так же, как оного требуют наши питомцы-животные, да и мы сами!
А вот «Огненная стрела» – портрет современного электропоезда в городской застройке, ежедневно, а может даже и ежечасно доставляющего многих из нас на работу и обратно, в магазины и по другим делам – чистой воды отражение духа времени и концентрация коллективного бессознательного как его создателей и производителей, так и пассажиров. Правда, не знаю, насколько удачно мне удалось это выразить.
На днях (а точнее аккурат 24.03.24) я окончил работу над картиной «Перед стартом», в которой, как мне кажется, мотогонщик не просто настраивается и концентрируется перед гонкой. Он скорее ментально (а может и шёпотом?) общается со своим супербайком! Может быть, договаривается с ним, просит не подвести, в чем-то убеждает... Я не знаю – зрителю предоставляется возможность поразмыслить самому!
Еще одна картина, реализацию которой я задумал на ближайшее время – тоже байк, но гораздо более изысканный и эстетичный, нежели как на картине «Красная мечта». Я пока не знаю, как я ее назову, но... это будет, на мой взгляд, портрет некоей Vip-персоны среди классических байков, может быть достойная «красной дорожки»!...
На этом пока все. Всем до связи!
Как всегда ваш, художник Евгений В. Терехов (@eterehovart)