В международный День театра мы поговорили с выпускником Белгородского госуниверситета, руководителем театра «Две обезьяны» и создателем детского театра «Весёлые носики» Евгением Крамским.
О том, как захватывает магия театра, читайте ниже. А пока немного о «Двух обезьянах». Это театр, в котором играют непрофессиональные актёры. Участники труппы сами работают над постановкой каждого спектакля: пишут текст, записывают музыку, подбирают костюмы и декорации, проводят репетиции… Результат – прекрасные спектакли, признание зрителей и участие во всероссийских и международных фестивалях. Евгений рассказал нам о том, как рождаются постановки и многом другом.
— Евгений, как зарождалась любовь к театру? Были ли любимые постановки, которые привели вас к этому искусству?
— Однажды я был на спектакле по пьесе М. Горького «На дне». Шёл я на него без особого энтузиазма: тогда меня нельзя было назвать театралом. Однако спектакль в постановке театра Российской Армии поразил меня. После этого я стал интересоваться всем, что связано с театром: покупал диски, смотрел фильмы. И именно тогда начал писать пьесы.
— Как появилась идея создать свой театр? Расскажите немного об истории театра «Две обезьяны»?
— Собственно, эта идея зародилась тогда, когда я начал писать пьесы. Ведь написанные произведения хотелось где-то поставить. Тогда мы вместе с Татьяной Войтович создали театр «Две обезьяны». Поначалу это был театр-студия: мы ещё не знали, как будет происходить работа, поэтому года 3-4 учились. Постепенно приобретали опыт, знания, умения. Это было 15 лет назад. Сейчас «Две обезьяны» – довольно известный театр, который не только ставит спектакли, но и принимает участие в российских и международных театральных фестивалях.
— В театре вы руководитель, режиссёр, актёр. Какой вид работы вам нравится больше и чем?
— Да, в театре занимаюсь многим. Но мне больше нравится быть режиссёром, потому что в этот момент ты из ничего создаёшь нечто цельное. И этот вид строительства мне очень нравится: из маленьких кирпичиков появляется спектакль, который потом с удовольствием смотрят зрители. Это меня очень греет.
Иногда выхожу на сцену сам. Мне очень нравится играть в клоунаде. В каких-то спектаклях у меня маленькие роли без слов. По сути дела, мне просто не очень нравится учить текст)
— Вы выпускник БелГУ. На каком факультете вы обучались? Связана ли ваша специальность с театральной деятельностью?
— Учился я в Белгородском государственном педагогическом университете, который потом стал НИУ «БелГУ», на факультете иностранных языков. С театром моя специальность совершенно не связана. Однако навыки, приобретённые во время учёбы, в частности филологические, в дальнейшем мне помогали.
— В ваших постановках играют актёры, основная работа которых не связана с театром. Кто по профессии актёры театра «Две обезьяны»?
— Да, актёры непрофессиональные. Но работают они профессионально. Работают над ролью, репетируют два, три, а то и четыре раза в неделю после основной работы – вкладываются в каждую постановку. А профессии у наших актёров самые разные: есть системный администратор, ремонтник бытовой техники, секретарь и другие.
— Как можно стать актёром вашей труппы?
— Достаточно просто: прийти. Но стоит заметить, что мы не театр-студия – мы не учим. Желательно, чтобы уже имелись какие-то знания в области актёрского мастерства.
— Расскажите о процессе рождения спектакля: как выбираете материалы, как происходит распределение по ролям, как разрабатываются костюмы и декорации, как проходят репетиции?
— Вначале мы ищем пьесу, по которой будем ставить спектакль. Это весьма непростое занятие. В этом вопросе стоит учитывать, что у нас в театре не очень много людей: мы не можем ставить масштабные спектакли с большим количеством действующих лиц. Приведу пример, как работали со спектаклем «Не всё коту Масленица» по одноимённой пьесе А. Островского, одним из самых больших наших спектаклей. Мы выбрали это произведение, распределили роли. Далее работали над постановкой. Одного персонажа я как режиссёр убрал: он давал комический эффект. Добавили много музыки, которую сочиняли и записывали сами. Потом костюмы – их мы тоже придумывали сами. Отказались от идеи мебели на сцене: вместо этого поставили мягкие пуфы и два куба. Это интересное решение пришло неожиданно и очень увлекло нас. И конечно, в создании спектакля есть этап заучивания текста. Текст нужно знать ещё в самом начале, ведь потом начинаются репетиции, а без знания текста сложно войти в роль. Все эти процессы в работе над спектаклем «Не всё коту Масленица» заняли примерно год.
— Театр работает в жанре драмы, эстрады, клоунады. Последний кажется наиболее нетипичным из всех. В чём особенность жанра клоунады?
— Клоунада – это наша большая любовь. Не так часто мы ставим отдельные спектакли в этом жанре, но используем клоунаду и в драматических постановках. В клоунаде выражено то, что нельзя сказать словами. Клоунские спектакли придумываем сами. У нас есть желание делать то, что непохоже на уже существующее. Хотя равняемся на мастеров этого жанра, стараемся искать свой путь.
— Также вы – создатель детского театра «Весёлые носики», ряда проектов, связанных с развитием у детей актёрских, ораторских навыков. Как вы считаете, почему важно прививать любовь к театральной культуре с детства?
— В театре мы учим детей и клоунаде, и актёрскому мастерству. Надеюсь, во время наших занятий им прививается эта любовь к театру. Но важный момент, что дети раскрепощаются, учатся правильно говорить, разрабатывают дикцию. Чем раньше этим начинаешь заниматься, тем лучше. Но я не ставлю задачи, чтобы мои ученики непременно поступали в театральные институты. Наши встречи, скорее, для развития.
— Что для вас театр?
— Для меня театр – это жизнь. Мне нравится не только бывать в театре, но и работать над созданием спектакля. Это наслаждение, иногда очень трудное и нервное. Однако стараюсь меньше переживать, ведь в таком состоянии ничего не получится. Так что, театр, как бы пафосно это ни звучало, – жизнь, без которой мне сложно себя представить.
Беседовала Виктория Кузнецова