Найти тему
3DTODAY

Багажное отделение УАЗ Патриот

Вступительное слово

Давно-давно началась эта история. Всякий уважающий себя уазовод должен изобрести хреновину в багажник своего автомобиля, потому что места в багажном отделении много, но нормально пользоваться этим местом невозможно в силу того, что оно будто чистейшая первозданная материя в момент зарождения вселенной, - вроде бы оно, место, есть, но в то же время его нет.

Люди снимают видео, пишут заметки, получают коммерческую выгоду от производства и продажи органайзеров и даже пишут диссертации (это не точно) на тему рациональной организации пространства методом интегрирования тетраэдра в пространстве УАЗа. У одного изобретателя что-то открывается и откручивается, у другого закрывается и застёгивается, а у третьего просто отваливается, когда нужно. Всё это собирается на штифтах, шурупах, гвоздях, клею и даже скотче. Но задача у всех одна - сделать удобно. А раз хочется сделать удобно, значит надо делать.

Раздумья

Любое инженерно-конструкторское мероприятие начинается с постановки задачи: хочу так или эдак. Вот с этого и я начал, сформулировав требования к конструкции. Некоторые из них тут же обросли противоречиями, а некоторые оказались безумными. Очень быстро я понял, что не понимаю чего хочу. И что же делать в такой ситуации? Правильно. Выпить пивка, смотаться в лес или на худой конец поиграть с детьми, забыв обо всём, как о страшном сне.

Двигаться вперёд решил неспеша. Первое, что потребовалось, это выдумать систему крепления какой-то, не важно какой, конструкции к автомобилю. У УАЗика в багажнике есть четыре проушины из прутка диаметром 5 мм, которые приварены к кузову в выштамповках. Как к ним крепиться? Крюком, верёвкой, резинкой от трусов или проволокой? Задача. Душа просила красоты. Ниже вариант, который найден на просторах интернета. Так крепятся шкафонерные органайзеры.

-2

Мне было не важно какая это будет конструкция, главное то, что это масса, а масса - это инерция. Вспомнил о втором законе Ньютона и прикинул, что при равномерном торможении моего болида до нулевой отметки за n секунд, скорость изменения скорости составит n м/с/с, а это уже вроде как ускорение. И тогда результирующая F, которая равна произведению массы на ускорение, будет направлена в сторону противоположную направлению движения автомобиля и чему-то там равна. А ещё конструкция будет стремиться оторваться от кузова при стремительном перемещении болида по пересеченной местности. А ещё... Короче, нужно отбирать все степени свободы и баста.

Решение найдено

Поразмыслив, понял что хочу сделать что-то вроде монтажных площадок, на которые затем закреплю всё необходимое. В отверстиях монтажных площадок нарежу резьбу, а соединяться с кузовом они будут, во-первых, посредством охвата проушины, а во-вторых, через отверстия в кузове. Отверстия в кузове есть от саморезов, которыми крепятся пластиковые облицовки выштамповок. Варварски крепятся. Таким образом у площадок отберутся все степени свободы и они будут закреплены в нужных местах. Площадки и сухарики я планировал сделать на фрезерном станке из алюминия, но, сняв мерки, понял, что можно попробовать напечатать их из PETG, у которого напряжение разрыва 50-52 МПа, и вроде как "мяса" достаточно, чтобы и площадка, и сухарик имели достаточный запас прочности. Сказано-сделано.

-3

В площадку и сухарик заложил гайки, в которые вкрутил винтики, зафиксировав площадку на проушине, а также относительно проушины. Ржавые уазовские саморезы отправились в урну. Вместо них я применил винты с метрической резьбой, которые со стороны днища притянул гайками, запаянными в пластиковые корпуса. Место прилегания гайки к кузову уплотнил прокладкой, напечатанной из TPU, чтобы отделить прекрасный внутренний мир автомобиля от внешней агрессивной среды.

-4

C площадками отъездил год. Ничего не открутилось, не закисло и не заржавело, но дальше мысль не шла. Она появлялась и исчезала, как исчезают тени в полдень. Наконец, спустя год, я взял себя в руки и решил таки придумать что-нибудь, ведь близится сезон рассады, бардак надоел, да и уазовод я неполноценный раз нет хреновины в багажнике. Куда двигаться я совершенно не понимал. Городить что-то фендибоберное сложно, потому что сложно представить фендибобер. Городить что-то простое и примитивное не интересно. Что делать?

Продолжение или спасибо японцам

А делать я решил вот что. Вспомнив прекрасный Nissan Cefiro в кузове WA32, вспомнил организацию багажного отсека там. Так я отказался от любой мыслимой и немыслимой механизации открывания люков, решив, что люки должны извлекаться быстро и легко, но при этом сидеть плотно, люков должно быть много. Затем решил, что каркас будет металлическим, сварным и из гнутых элементов. Конструкция окажется легкой, прочной, и жесткой, я смогу предусмотреть кронштейны, люльки, платформы... Да всё что угодно! Необходимость в толстой обшивке отпадёт сама собой. Хреновина закрепится к монтажным площадкам винтами и её можно будет легко снять при необходимости. От покрытия поверхностей обшивки волосатой тканью отказался, потому что, во-первых, мне не хотелось, чтобы так было, а во-вторых, я запланировал специальный ковёр сверху.

-5

Такая компоновка появилась не сразу. Как ни странно, но всё началось с размещения резервного огнетушителя. На картинке их два, но на самом деле в одну из люлек в будущем поместится небольшой ресивер. Где-то там же разместится компрессор с аппаратурой. Питание в багажник проложено от аккумулятора отдельной силовой линией с расчетом на максимальный ток нагрузки в 20А. Линия отключаемая, имеет предохранитель, амперметр и герметичные силовые разъемы. Подсветка подпола подключается к штатной проводке лампы багажника.

Фронтальный люк сделан съемным, чтобы оставалась возможность загрузить в подпол что-то габаритное или же попросту достать оттуда предметы, когда на люках сверху стоит рассада. Фиксируется люк четырьмя барашками. На люк закрепляется шанцевый инструмент. С двух сторон от люка закреплены пластиковые ящики, но зачем они нужны, я пока не знаю. Конструкция этих ящиков мне не нравится, а потому нужно её пересмотреть и приспособить ящики под аптечки, пожалуй.

Верхние люки имеют аналогичную конструкцию.

Обшивка в виде сэндвича из фанеры и пластика ABS (слои желательно склеить) приклепывается к металлической конструкции. Я не клепал, а прикручивал, потому что требовалось оставить шанс на переделку, если что-то пойдет не так. Сделав небольшие фаски в ABS пластике, можно использовать винты с потайной головкой. Можно использовать черные винты с потайной головкой, тогда их даже видно не будет.

-6

Усилие от груза, который располагается на хреновине, передается на пол багажника через пять регулируемых пластиковых опор с трапецеидальной резьбой. Это необходимо потому, что в противном случае усилие от груза будет распределяться на монтажные площадки, которые опираются на пластиковые облицовочные детали, а это недопустимо само собой. Задача площадок - не давать конструкции перемещаться по направлениям двух горизонтальных осей и вверх. Металлоконструкция показана ниже.

-7

Тут в общем то никаких проблем со сборкой не возникло. Всё просто, потому что почти все детали вырезаны и согнуты на станках с ЧПУ. Собирать нужно с умом, т.к. железяки тонкие и любой перегрев приведёт к деформированию. Опыта в проектировании и изготовлении подобных конструкций достаточно и я обошёлся почти без жертв.

-8

Почему там эх? Потому что несмотря на то, что я всё очень тщательно измерил, расстояние между осями проушин (по ширине автомобиля) оказалось не 1000, а 997 мм. И ведь я нашёл записулю с верным значением. А почему в проект попал размер в 1000 мм? Округлилось в голове видать. Другой вопрос, почему там в принципе размер 997 мм, если нормализованный 995 или 1000 мм. Хрен с ним, и так прокатило, но вопрос к УАЗу остался.

Финал

Дальше последовала в общем-то рутина. Рама окрасилась в черный муар, фанера покрылась антикором, всё встало на свои места, закрепилось без каких либо происшествий и переместилось в автомобиль. Хотя нет, обшивка фронтального люка оказалась без отверстий под кронштейны шанцевого инструмента и отверстия пришлось просверлить. Файлик не тот сунули в резку. Эти отверстия есть на всех панелях: впереди, сбоку внутри и сзади. Я так решил, что при возникновении каких-то идей смогу крепить в эти отверстия ещё что-нибудь. Первая идея не заставила себя ждать долго. На задней стенке закрепился топор.

Коврик, который лежал в багажнике, бросил сверху. В планах совершенно другой ковёр, но пока и так сойдёт. Сразу же после установки даванули морозы, и мы семьёй прокатились в небольшое путешествие. Вещей было достаточно, так как, на минуточку, у меня аж трое маленьких детей. Хреновина удобна, ничего не скрипит и не грохочет. Кайф. Но если навалить полный багажник, то доступ к резервному огнетушителю значительно замедляется. Это не очень хорошо, несмотря на то, что я не езжу с полным багажником всё время. Есть тут над чем поработать.

-10

Масса собранной хреновины по расчётам САПР 28 кг, а фактическая масса после взвешивания 26 кг. Я планировал уложиться в 30 кг, потому что именно столько весят приличные шкафонерные решения. Ну и поскольку я перебздел в некоторых местах, есть все шансы выкроить еще 2-2,5 кг.

О денежках

Что касается стоимости, то тут необходимо понимать следующее: есть вещи, которые человек делает для себя и в своё удовольствие, пользуясь своим оборудованием, и совсем другое дело, когда задумывается продукт для извлечения выгоды. В статье речь о вещи для себя. Но даже тут необходимо руководствоваться здравым смыслом. Я всегда нахожу самое дорогое рыночное предложение, а затем ищу технические решения, которые не позволят мне выскочить за этот предел. Поэтому точных цифр приводить не буду, но скажу так: мне это удалось.

Самое затратное - проектирование. Так было есть и будет. Именно на этом этапе закладывается основа основ любого технического решения, которая зависит от опыта и квалификации инженеров. Помню на лекции мой научный руководитель, но тогда я еще не знал, что он им будет, сказал, что у япов есть принцип, лучше отказаться от хренового решения и начать проектировать с нуля, чем пытаться из гамна сделать конфетку.

Заключительное слово

Отдельная благодарность всем, кто дочитал до конца.

Для монтажа на хреновину ещё одного этажа предусмотрены накладки монтажные с закладными гайками (см. главный рисунок). Это может стать решением задачи, связанной с доступом к резервному огнетушителю. Но это не точно.