Чтобы не попасться на развод жуликов, надо знать их приемы. «Литтлван» при помощи специалистов по финансовой безопасности составил список 11 самых популярных видов телефонных мошенничеств. Кажется, что о них все знают, но, увы, все равно попадаются. Возьмите на заметку сами и предупредите близких, особенно пожилых и подростков!
1. Сброшенный звонок
Что происходит: звонят с неизвестного номера, но вы не успеваете ответить — звонок сбрасывают.
Нельзя: перезванивать. Так мошенники или спам-программы могут собирать информацию о действующих номерах. Кроме того, вызов может быть платным и оплачивать его придется не по привычному тарифу.
Если попались: если перезвонили по платному номеру, вернуть деньги невозможно. Сотовые операторы предлагают специальные опции, позволяющие блокировать подозрительные звонки. Но их подключение не гарантирует, что таких звонков больше не будет.
Куда обращаться: к сотовому оператору, чтобы номер, с которого звонили, заблокировали.
В марте 2021 года в России были приняты поправки, вносящие изменения в некоторые законы и запрещающие оказание услуг связи на территории тюрем. По мнению законодателей, это должно уменьшить объем грабительских звонков, так как известно, что активно занимаются телефонным мошенничеством как раз заключенные.
2. Подозрительное списание средств
Что происходит: звонят якобы из банка, картой которого вы пользуетесь, и говорят, что зафиксировано подозрительное снятие средств с вашего счета (вариант — перевод). Чтобы предотвратить потерю денег, срочно просят назвать реквизиты и другие данные.
Нельзя: называть никаких платежных данных. Лучше как можно скорее сбросить звонок и перезвонить в банк по телефону, указанному на карте или на официальном сайте.
Если попались: срочно звонить в банк или через личный кабинет в интернете/мобильном приложении заблокировать карту, пока мошенники не успели воспользоваться полученными данными. Если успели — все равно блокировать, так как она уже скомпрометирована!
Куда обращаться: в свой банк и в полицию, в случае потери денег.
3. Карта заблокирована
Что происходит: от имени банка приходит смс, что ваша карта заблокирована и необходимо срочно связаться с ним для уточнения информации. Тут же указан номер, по которому нужно позвонить.
Нельзя: звонить по номеру из сообщения. Звонок может быть платным, а кроме того, вас могут попросить назвать данные карты для ее якобы разблокировки. Делать этого, разумеется, нельзя.
Если попались: просто заплатили за звонок — то действуем, как в случае 1; если назвали данные и/или лишились денег, то блокируйте карту.
Куда обращаться: в свой банк, чтобы убедитесь, что с картой все в порядке, а далее — по ситуации.
4. Безопасная карта
Что происходит: звонит якобы сотрудник банка или служащий МВД и говорит, что только что предотвращена мошенническая попытка снять деньги с вашего счета. Далее он старается убедить, что в ваших интересах прямо сейчас прикрепить к онлайн-банку новую карту и перевести на нее все деньги. Как только вы это сделаете, средства отправятся к злоумышленникам.
Нельзя: продолжать разговор и выполнять просьбы.
Если попались: вернуть деньги невозможно.
Куда обращаться: в полицию.
Иван Макаров, пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО:
«Если вам звонят и представляются сотрудником какой-либо службы банка и предлагают подтвердить проведение какой-то банковской операции или начинают пугать блокировкой счетов либо угрозой несанкционированного списания с них денежных средств, нужно сразу прервать разговор и больше не предпринимать никаких действий. Банки не обзванивают своих клиентов с такими вопросами, этим занимаются мошенники. Многие из них очень хорошо подготовлены, поэтому не надо пытаться вступать в дискуссии — просто кладите трубку. Извещать банк о звонке, к сожалению, бесполезно. Потому что злоумышленники часто пользуются программными решениями, которые позволяют показывать любой номер телефона.
Если вы попались на удочку мошенников и передали им даже не данные о карте, а лишь коды подтверждения той или иной операции, на практике сделать что-либо для спасения денег уже нельзя. Согласно правилам международных платежных систем, если транзакция подтверждена пин-кодом или кодом авторизации, который пришел в смс, то никакие претензии от клиента не принимаются, и отыграть назад перевод денег, которые мошенники сразу начинают перекидывать с одного счета на другой, невозможно.
Многих обработанных злоумышленниками людей сложно переубедить не совершать навязываемую ими операцию. В прошлом году в банки Петербурга неоднократно обращались клиенты, которые не просто что-то подтверждали по телефону, а хотели снять деньги со своего счета и перевести их на счет другого лица, который явно не приходится им родственником. Чтобы переубедить их остановиться, часто приходилось задействовать всех сотрудников офиса — ведь «служба безопасности», конечно, предупредила, что в отделении засели «подельники», которые не хотят, чтобы клиент «спас свои деньги со взломанного счета».
Поэтому обязательно и постоянно нужно проводить профилактические беседы со своими пожилыми родственниками, с родными, которые легко поддаются внушению. А еще нужно помнить, что мобильный телефон — это компьютерное устройство, которое также необходимо защищать антивирусными программами, как и ПК или ноутбук».
5. Выигрыш в лотерею
Что происходит: приходит смс или звонок: «Вы выиграли 1 000 000 рублей (или другой большой приз)». Для получения выигрыша предлагается пройти по ссылке, написать смс или позвонить по указанному номеру.
Если вы не участвовали в лотерее, игнорируйте сообщение — это точно мошенники. Если участвовали, обязательно зайдите на официальный сайт организатора. Самостоятельно через браузер, но ни в коем случае не по ссылке из смс: она может быть фишинговой и вести на сайт, специально созданный мошенниками для выуживания персональных данных пользователей.
Нельзя: переходить по ссылкам, отправлять смс и перезванивать.
Если попались: если успели назвать/передать данные карты, немедленно звоните в банк и блокируйте ее. Если перешли по подозрительной ссылке и ввели логин, пароль и прочие данные, например, от аккаунта в соц. сети, срочно меняйте все на новое. Просканируйте телефон антивирусом.
Куда обращаться: сообщите о рассылке мобильному оператору. Если потеряли деньги, заявите в полицию.
6. Близкий человек в беде
Что происходит: мошенник звонит и представляется вашим знакомым/близким/родственником. Говорит, что телефон сел, а сам он попал в беду, как правило, задержан за серьезное преступление, и нуждается в помощи! Слышно обычно плохо, но очень похоже на правду. Чтобы «отмазаться», просят привезти деньги в определенное место или перевести на счет.
Нельзя: делать то, что просят. Достаточно связаться с тем, кто якобы задержан (или с его семьей/коллегами/друзьями), чтобы понять — с ним все в порядке.
Если попался: вернуть средства нельзя.
Куда обращаться: в полицию.
7. Мобильный перевод по ошибке
Что происходит: приходит смс, что на ваш счет зачислен перевод. Вскоре звонят и объясняют, что деньги переведены по ошибке, и просят вернуть их обратно, отправив смс на определенный номер.
Нельзя: следовать указаниям. Знайте, если случается ошибка, перевести средства по верному номеру всегда можно через сотового оператора без вашего участия.
Если попались: деньги вернуть нельзя.
Куда обращаться: сообщайте оператору сотовой связи о попытке мошенничества.
8. Акция от сотового оператора
Что происходит: звонит якобы представитель сотового оператора и говорит, что у вас была подключена услуга с ежедневной абонентской платой. Для ее отключения просит набрать под диктовку код или отправить сообщение на определенный номер. Как только вы это сделаете, с вашего счета спишут деньги. Обычно речь идет о трехзначных суммах.
Нельзя: продолжать разговор. Операторы не заинтересованы в отключении платных услуг! Лучше перезвонить по официальному номеру оператора или уточнить набор подключенных услуг в мобильном приложении.
Если попались: вернуть деньги практически невозможно.
Куда обращаться: в полицию.
9. Выманивание платежных данных на сайтах объявлений
Что происходит: при размещении объявления на специализированном интернет-ресурсе с вами на связь выходит другой пользователь и сообщает, что он готов купить ваш товар или продать то, что вы ищете. Для совершения сделки он просит продиктовать ему CVV/CVC карты или же код из смс от банка. Объяснять необходимость, зачем ему эти данные, мошенник может по-разному: утверждать, что согласно правилам безопасности банка это необходимо для верификации вашей карты или убеждать, что без этих данных невозможно оформить доставку.
Нельзя: передавать никакие данные.
Если попались: деньги вернуть нельзя.
Куда обращаться: в банк, чтобы заблокировать карту, в полицию. А также — в службу поддержки интернет-ресурса и только через специальную форму на оригинальном сайте: найдите ее сами! Мошенники могут присылать поддельные формы связи службы поддержки или ложные номера телефонов.
Кирилл Лавров, старший специалист департамента безопасности «Авито»:
«Чтобы покупка и продажа товаров на онлайн-платформах была безопасной, достаточно соблюдать несколько простых правил:
1. Никогда не передавать третьим лицам персональные платежные данные (CVV/CVC-код карты или коды из смс от банка).
2. Не переходить по ссылкам на внешние сайты, которые присылают другие пользователи, и не вводить там свои данные.
3. Никогда не вносить предоплату за товар — ни полную, ни частичную.
4. Если на сайте, которым вы пользуетесь для продажи или покупки онлайн, есть встроенный мессенджер, нужно вести все общение с другими пользователями внутри этого мессенджера, а не по телефону или WhatsApp».
10. Подойдите к банкомату
Что происходит: вы продаете что-то на сайте объявлений. Вам звонит «покупатель», уточняет детали и цену. Говорит, что готов оплатить товар удобным для вас способом, например, перевести на карту. Вскоре перезванивает, объясняя, что перевод по каким-то причинам не проходит (у него другой банк, комиссия, нет рядом открытого отделения и т. п.), и просит вас подойти к банкомату, чтобы якобы быстро оформить перевод на ваш счет. Его цель — заморочить голову и с помощью запутанных манипуляцию заставить перевести деньги с вашего счета на его.
Нельзя: продолжать разговор, подходить к банкомату и производить на нем какие-либо действия под диктовку звонящего.
Если попались: вернуть деньги невозможно.
Куда обращаться: в службу поддержки сайта объявлений, в банк (возможно, карту придется заблокировать), а если потеряли деньги — в полицию.
11. Подмена номера
Этот способ мошенничества используется в интернет-магазинах, банках, сервисах онлайн-доставки и других, где для идентификации используется номер телефона.
Что происходит: мошенники звонят в службу безопасности сайта, выдавая себя за пользователя, меняют привязанный адрес электронной почты и таким образом получают доступ к аккаунтам. В это время пользователь, ни о чем не подозревая, может ждать перевода, например, за проданный товар, и не получить свои деньги.
Нельзя: здесь от пользователя мало что зависит: защита клиентов — дело сервиса. Например, операторы при звонке в службу поддержки могут запрашивать дополнительную информацию об аккаунте, которой у мошенников нет.
Куда обращаться: при взломе аккаунта — в службу безопасности сайта; при потере денег — в полицию.
О новой схеме телефонных мошенничеств рассказала РИА Новости руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Жулики присылают СМС о поступлении бонусов по какой-либо госпрограмме и требуют подтвердить свои данные на сайте ведомства. Если получатель не перейдет по ссылке, его пугают уголовным разбирательством за незаконное обогащение. Ссылка ведет на сайт-копию ведомства. Таким образом мошенники получают доступ к личным данным и сведениям о банковских картах.
«Литтлван» благодарит за содействие в написании материала пресс-службы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, банка «Открытие», интернет-сервиса «Авито» и компании «Мегафон».