Найти тему

История российской академической музыки.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

История российской академической музыки не такая глубокая, как европейская, она насчитывает всего два века. Но какой огромный вклад за эти два века Российская музыка внесла в мировую культуру. Сколько русская земля родила за это время великолепных композиторов и исполнителей. Традиции европейской музыкальной культуры намного глубже и богаче, Российской. Но наши композиторы быстро наверстали упущенное. Они догнали, и в дальнейшем во многом обогнали своих европейских коллег. Корни европейской музыкальной культуры идут с танцев, а русская народная музыка всегда славилась своей певучестью. Красотой и эмоциональностью русских народных песен восторгаются во всём мире. Российские композиторы взяли эти народные корни в основу своих произведений. Они облагородили свои национальные мотивы, качественно их аранжировали и придали им классические формы. После этого их композиции заиграли уже новыми красками - величественными, грациозными, а так же мягкими, нежными и благородными.

Одним из основоположников русской музыкальной культуры был Михаил Иванович Глинка. Долгое время он работал на государственной службе, но любовь к музыке взяла верх. Глинка стал брать уроки у разных музыкальных мастеров, и освоив технику игры на фортепиано и скрипки, начал писать романсы. Позже он много путешествовал по Европе, а вернувшись в Петербург занялся педагогической деятельностью. Его симфонические произведения и оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» являются настоящим достоянием русской музыкальной культуры.

В 1862м году по инициативе Антона Рубинштейна в Санкт-Петербурге открывается первая российская консерватория. А немного спустя, в 1866м году консерватория открывается в Москве. Её основателем был брат Антона Рубинштейна Николай. Эти учебные заведения воспитали массу выдающихся композиторов и исполнителей. Одним из первых выпускников Петербуржской консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Его вклад в русскую и мировую культуру трудно переоценить. Он написал ту музыку, что является вершиной не только русской культуры, но и мировой. Его произведения исполняются в лучших мировых залах лучшими мировыми исполнителями. Своей педагогической деятельностью Чайковский занимался в Москве, и теперь Московская консерватория носит его имя. Но Российская музыкальная культура не ограничивается одним Чайковским. Русская земля очень богата на таланты. Параллельно с открытием консерваторий в России организовывается музыкальный кружок «Могучая кучка». Её основателем был математик Милий Алексеевич Балакирев. Он собрал вокруг себя очень талантливых музыкантов и композиторов любителей. В этот кружок входили офицер Модест Петрович Мусоргский, химик Александр Порфирьевич Бородин, мореплаватель Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом кружке они обучались композиторскому мастерству и сами, совершенно бескорыстно, воспитывали молодых музыкантов. Эти композиторы написали массу нетленных произведений и достигли мирового признания.

Одним из самых гениальных русских композиторов является Модест Петрович Мусоргский. В молодости он был военным, интересовался философией, знал несколько языков, но самым главным его пристрастием была музыка. Мусоргский уже в юности был неплохим пианистом и пробовал сочинять. Ключевым моментом в его жизни стало знакомство с Александром Бородиным и Александром Даргомыжским. Они пригласили его в кружок Балакирева, который в дальнейшем стал называться «Могучей кучкой». Все композиторы этого кружка так же изначально не были профессиональными музыкантами. Но каждый из них внёс неоценимый вклад в русскую и мировую музыкальную культуру. Мусоргский написал много песен, романсов, оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо», а так же симфонические поэмы и фортепианные пьесы. Многие оперы ему помогал оркестровать и дописывал Римский-Корсаков. Именно благодаря его редакции мир услышал эти произведения. Но, пожалуй, самым главным его творением стал цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный под впечатлением картин его друга-художника Виктора Гартмана. Мусоргский очень смело и талантливо перенёс живописные полотна на нотные партитуры. Эти пьесы были настолько новаторские и необычные для того времени, что не были поняты его современниками. Впрочем, и другие произведения автора имели так же негативные отзывы критиков и музыковедов. И только позже, когда этот фортепианный цикл оркестровал Равель, «Картинки» заиграли новыми красками и обрели мировую славу. Сейчас эти пьесы являются одними из самых популярных классических произведений во всём музыкальном мире. Это совершенно неудивительно, настолько они красивые, разнообразные, яркие и контрастные. Кто только не брался за их интерпретации. Академические музыканты делали транскрипции для ансамблей и сольных инструментов. Трио Emerson Lake & Palmer интерпретировали их в роке, группа Mekong Delta в металле, Tomita в электронном жанре. А ансамбль Voyager IV сделал даже свои вариации на тему ELP. Но моим самым любимым произведением Мусоргского является симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе» В этой пьесе происходит настоящее буйство эмоций и красок. Музыкальная картина строится на контрастах злых духов и добрых сил. Приходится только поражаться фантазии автора, насколько яркие и необычные образы он создаёт в этом произведении. К сожалению, композитор не успел воплотить все свои мечты в жизнь. Сказались проблемы со здоровьем и пристрастие к алкоголю. Но даже те творения, которые он успел написать, являются настоящим достоянием русской и мировой музыкальной культуры. Они даже в наше время слушаются очень современно. Мусоргский намного обогнал своё время. Сейчас он является одним из самых почитаемых и исполняемых наших композиторов во всём мире.

Но кроме Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова в России в 19м веке было очень много других замечательных композиторов. Наш симфонизм впитал в себя лучшие традиции европейского романтизма того периода и обогатил его русским народным фольклором. Эффект получился очень впечатляющим. Насколько красива и разнообразна получилась такая музыка. Симфонии, оперы и балеты того периода очень масштабны и многогранны. Обратите внимание, какие красивые симфонии у Василия Калинникова и Антона Аренского. Они очень глубокие и серьёзные, и при этом все пропитаны русским духом. А какие интересные музыкальные миниатюры у Анатолия Лядова. Как он удачно переносит персонажей русских народных сказок на нотные партитуры. В его музыке они буквально оживают. Приведу в пример три музыкальные миниатюрки наших композиторов того времени. Это три “Бабы-яги” Чайковского, Лядова и Мусоргского. Эти музыкальные страшилки, основаны на русском фольклоре. Все они очень яркие, красочные и выразительные. И у всех бабок-ёжек свой характер. У Чайковского женщина-яга шустрая и озорная, у Лядова таинственная и загадочная, а у Мусоргского зловещая и коварная. Несмотря на небольшой формат этих пьес, вслушайтесь, сколько в них необычного, волнующего и таинственного.

В 20м веке русская и советская школа принесла в мировую культуру ещё больше выдающихся композиторов и музыкантов. И здесь мы уже были не в роли догоняющих, а сами диктовали моду. Было много продолжателей старых традиций 19го века. Красоту концертов Сергея Рахманинова невозможно описать словами. А глубине и многогранности симфоний Николая Мясковского могли позавидовать даже такие асы этого жанра как Малер и Брукнер. Но музыкальные направления нового века менялись стремительно, и композиторам приходилось адаптироваться под новое время. Многим уже было тесно умещаться в рамках музыки 19го века, и они искали и открывали для себя новые горизонты. Один из моих любимых композиторов-новаторов 20го века был Игорь Стравинский. Его балеты Жар-птица, Петрушка и Весна священная, поражают слушателя необычными контрастами и непредсказуемыми поворотами. Но при всех диссонансах, полиритмии и авангардной гармонии этих балетов, они полностью пропитаны русским духом. Одними из главных классиков музыки 20го века являются Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Каждый из этих композиторов яркая индивидуальность, и у каждого свой музыкальный язык. Особенно мне из них близок Шостакович. Его музыка удивительна и многогранна. Шостакович прекрасный мелодист. Его романсы поражают своей нежностью и красотой. Но большинство его произведений наполнены такими головоломками, от которых кружится голова. Любителей музыкальных головоломок в 20 веке у нас хватало. Многие композиторы пошли ещё дальше. Наиболее преуспели в авангардном стиле Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина. Многие их произведения были абсолютно абстрактные. У них был произвольный темп, отсутствовали размер и тональность. Но когда у автора чувствовалась мысль, то даже такие абсурдные композиции звучали очень эффектно.

Говоря о русской музыке нельзя не упомянуть ещё одну её неотъемлемую часть – духовную. Духовенство в Православной Руси всегда являлось значимой составляющей жизни Государства. А церковное песнопение очень важная часть Богослужений. Духовная музыка настраивала верующих на молитву и помогала выразить свои мысли, переживания и чувства. В отличие от католической церкви, где музыкальное сопровождение Богослужений велось на органе, в православной оно дополнялось хоровым пением. Произведения для церковной службы писали лучшие русские композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Бортнянский, Гречанинов, Архангельский. Количество голосов в хоре могло быть разным. Были чисто мужские, чисто женские и смешанные составы. Но всегда в церковный хор набирали самые лучшие голоса. В древние времена пели на слух, а затем хоры стали профессиональные. Пели строго по нотам, песнопения были полифоническими, где каждая партия голосов разделялась по своим тонам. Композиторы писали свои произведения для 4, 8, 12, 24 и даже 48 голосов. Такие хоры звучали очень убедительно. Они могли выразить любые чувства и настроения - скорбь, умиротворение, радость, торжество и величие Бога. Верующему человеку такие песнопения помогали духовно воссоединиться с Господом. Но даже человек далёкий от религии, зайдя в храм, мог в полном объёме оценить их красоту.

Возможно, вы в моём тексте найдёте ошибки и недочёты. Более того, я буду признателен, если вы на них укажете. Ведь я не критик и не музыковед, а простой любитель. Но чего вы точно не найдёте в моей статье, это плагиата. Все мысли мои собственные, и я ни у кого не содрал ни строчки. Дополняйте эту тему своими мыслями о любимых произведениях русской музыки, которая в нынешнее время как никогда должна быть на авансцене, а не на задворках, куда её пытаются загнать недальновидные политики. Без великой русской музыки просто немыслимо общее развитие мировой культуры.