История российской академической музыки не такая глубокая, как европейская, она насчитывает всего два века. Но какой огромный вклад за эти два века Российская музыка внесла в мировую культуру. Сколько русская земля родила за это время великолепных композиторов и исполнителей. Традиции европейской музыкальной культуры намного глубже и богаче, Российской. Но наши композиторы быстро наверстали упущенное. Они догнали, и в дальнейшем во многом обогнали своих европейских коллег. Корни европейской музыкальной культуры идут с танцев, а русская народная музыка всегда славилась своей певучестью. Красотой и эмоциональностью русских народных песен восторгаются во всём мире. Российские композиторы взяли эти народные корни в основу своих произведений. Они облагородили свои национальные мотивы, качественно их аранжировали и придали им классические формы. После этого их композиции заиграли уже новыми красками - величественными, грациозными, а так же мягкими, нежными и благородными.
Одним из основоположников русской музыкальной культуры был Михаил Иванович Глинка. Долгое время он работал на государственной службе, но любовь к музыке взяла верх. Глинка стал брать уроки у разных музыкальных мастеров, и освоив технику игры на фортепиано и скрипки, начал писать романсы. Позже он много путешествовал по Европе, а вернувшись в Петербург занялся педагогической деятельностью. Его симфонические произведения и оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» являются настоящим достоянием русской музыкальной культуры.
В 1862м году по инициативе Антона Рубинштейна в Санкт-Петербурге открывается первая российская консерватория. А немного спустя, в 1866м году консерватория открывается в Москве. Её основателем был брат Антона Рубинштейна Николай. Эти учебные заведения воспитали массу выдающихся композиторов и исполнителей. Одним из первых выпускников Петербуржской консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Его вклад в русскую и мировую культуру трудно переоценить. Он написал ту музыку, что является вершиной не только русской культуры, но и мировой. Его произведения исполняются в лучших мировых залах лучшими мировыми исполнителями. Своей педагогической деятельностью Чайковский занимался в Москве, и теперь Московская консерватория носит его имя. Но Российская музыкальная культура не ограничивается одним Чайковским. Русская земля очень богата на таланты. Параллельно с открытием консерваторий в России организовывается музыкальный кружок «Могучая кучка». Её основателем был математик Милий Алексеевич Балакирев. Он собрал вокруг себя очень талантливых музыкантов и композиторов любителей. В этот кружок входили офицер Модест Петрович Мусоргский, химик Александр Порфирьевич Бородин, мореплаватель Николай Андреевич Римский-Корсаков. В этом кружке они обучались композиторскому мастерству и сами, совершенно бескорыстно, воспитывали молодых музыкантов. Эти композиторы написали массу нетленных произведений и достигли мирового признания.
Одним из самых гениальных русских композиторов является Модест Петрович Мусоргский. В молодости он был военным, интересовался философией, знал несколько языков, но самым главным его пристрастием была музыка. Мусоргский уже в юности был неплохим пианистом и пробовал сочинять. Ключевым моментом в его жизни стало знакомство с Александром Бородиным и Александром Даргомыжским. Они пригласили его в кружок Балакирева, который в дальнейшем стал называться «Могучей кучкой». Все композиторы этого кружка так же изначально не были профессиональными музыкантами. Но каждый из них внёс неоценимый вклад в русскую и мировую музыкальную культуру. Мусоргский написал много песен, романсов, оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Женитьба», «Сорочинская ярмарка», «Саламбо», а так же симфонические поэмы и фортепианные пьесы. Многие оперы ему помогал оркестровать и дописывал Римский-Корсаков. Именно благодаря его редакции мир услышал эти произведения. Но, пожалуй, самым главным его творением стал цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный под впечатлением картин его друга-художника Виктора Гартмана. Мусоргский очень смело и талантливо перенёс живописные полотна на нотные партитуры. Эти пьесы были настолько новаторские и необычные для того времени, что не были поняты его современниками. Впрочем, и другие произведения автора имели так же негативные отзывы критиков и музыковедов. И только позже, когда этот фортепианный цикл оркестровал Равель, «Картинки» заиграли новыми красками и обрели мировую славу. Сейчас эти пьесы являются одними из самых популярных классических произведений во всём музыкальном мире. Это совершенно неудивительно, настолько они красивые, разнообразные, яркие и контрастные. Кто только не брался за их интерпретации. Академические музыканты делали транскрипции для ансамблей и сольных инструментов. Трио Emerson Lake & Palmer интерпретировали их в роке, группа Mekong Delta в металле, Tomita в электронном жанре. А ансамбль Voyager IV сделал даже свои вариации на тему ELP. Но моим самым любимым произведением Мусоргского является симфоническая фантазия «Ночь на лысой горе» В этой пьесе происходит настоящее буйство эмоций и красок. Музыкальная картина строится на контрастах злых духов и добрых сил. Приходится только поражаться фантазии автора, насколько яркие и необычные образы он создаёт в этом произведении. К сожалению, композитор не успел воплотить все свои мечты в жизнь. Сказались проблемы со здоровьем и пристрастие к алкоголю. Но даже те творения, которые он успел написать, являются настоящим достоянием русской и мировой музыкальной культуры. Они даже в наше время слушаются очень современно. Мусоргский намного обогнал своё время. Сейчас он является одним из самых почитаемых и исполняемых наших композиторов во всём мире.
Но кроме Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова в России в 19м веке было очень много других замечательных композиторов. Наш симфонизм впитал в себя лучшие традиции европейского романтизма того периода и обогатил его русским народным фольклором. Эффект получился очень впечатляющим. Насколько красива и разнообразна получилась такая музыка. Симфонии, оперы и балеты того периода очень масштабны и многогранны. Обратите внимание, какие красивые симфонии у Василия Калинникова и Антона Аренского. Они очень глубокие и серьёзные, и при этом все пропитаны русским духом. А какие интересные музыкальные миниатюры у Анатолия Лядова. Как он удачно переносит персонажей русских народных сказок на нотные партитуры. В его музыке они буквально оживают. Приведу в пример три музыкальные миниатюрки наших композиторов того времени. Это три “Бабы-яги” Чайковского, Лядова и Мусоргского. Эти музыкальные страшилки, основаны на русском фольклоре. Все они очень яркие, красочные и выразительные. И у всех бабок-ёжек свой характер. У Чайковского женщина-яга шустрая и озорная, у Лядова таинственная и загадочная, а у Мусоргского зловещая и коварная. Несмотря на небольшой формат этих пьес, вслушайтесь, сколько в них необычного, волнующего и таинственного.
В 20м веке русская и советская школа принесла в мировую культуру ещё больше выдающихся композиторов и музыкантов. И здесь мы уже были не в роли догоняющих, а сами диктовали моду. Было много продолжателей старых традиций 19го века. Красоту концертов Сергея Рахманинова невозможно описать словами. А глубине и многогранности симфоний Николая Мясковского могли позавидовать даже такие асы этого жанра как Малер и Брукнер. Но музыкальные направления нового века менялись стремительно, и композиторам приходилось адаптироваться под новое время. Многим уже было тесно умещаться в рамках музыки 19го века, и они искали и открывали для себя новые горизонты. Один из моих любимых композиторов-новаторов 20го века был Игорь Стравинский. Его балеты Жар-птица, Петрушка и Весна священная, поражают слушателя необычными контрастами и непредсказуемыми поворотами. Но при всех диссонансах, полиритмии и авангардной гармонии этих балетов, они полностью пропитаны русским духом. Одними из главных классиков музыки 20го века являются Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Каждый из этих композиторов яркая индивидуальность, и у каждого свой музыкальный язык. Особенно мне из них близок Шостакович. Его музыка удивительна и многогранна. Шостакович прекрасный мелодист. Его романсы поражают своей нежностью и красотой. Но большинство его произведений наполнены такими головоломками, от которых кружится голова. Любителей музыкальных головоломок в 20 веке у нас хватало. Многие композиторы пошли ещё дальше. Наиболее преуспели в авангардном стиле Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина. Многие их произведения были абсолютно абстрактные. У них был произвольный темп, отсутствовали размер и тональность. Но когда у автора чувствовалась мысль, то даже такие абсурдные композиции звучали очень эффектно.
Говоря о русской музыке нельзя не упомянуть ещё одну её неотъемлемую часть – духовную. Духовенство в Православной Руси всегда являлось значимой составляющей жизни Государства. А церковное песнопение очень важная часть Богослужений. Духовная музыка настраивала верующих на молитву и помогала выразить свои мысли, переживания и чувства. В отличие от католической церкви, где музыкальное сопровождение Богослужений велось на органе, в православной оно дополнялось хоровым пением. Произведения для церковной службы писали лучшие русские композиторы, такие как Чайковский, Рахманинов, Бортнянский, Гречанинов, Архангельский. Количество голосов в хоре могло быть разным. Были чисто мужские, чисто женские и смешанные составы. Но всегда в церковный хор набирали самые лучшие голоса. В древние времена пели на слух, а затем хоры стали профессиональные. Пели строго по нотам, песнопения были полифоническими, где каждая партия голосов разделялась по своим тонам. Композиторы писали свои произведения для 4, 8, 12, 24 и даже 48 голосов. Такие хоры звучали очень убедительно. Они могли выразить любые чувства и настроения - скорбь, умиротворение, радость, торжество и величие Бога. Верующему человеку такие песнопения помогали духовно воссоединиться с Господом. Но даже человек далёкий от религии, зайдя в храм, мог в полном объёме оценить их красоту.
Возможно, вы в моём тексте найдёте ошибки и недочёты. Более того, я буду признателен, если вы на них укажете. Ведь я не критик и не музыковед, а простой любитель. Но чего вы точно не найдёте в моей статье, это плагиата. Все мысли мои собственные, и я ни у кого не содрал ни строчки. Дополняйте эту тему своими мыслями о любимых произведениях русской музыки, которая в нынешнее время как никогда должна быть на авансцене, а не на задворках, куда её пытаются загнать недальновидные политики. Без великой русской музыки просто немыслимо общее развитие мировой культуры.