История знает немного случаев, когда личное имя человека становиться нарицательным. Увы, чаще всего это полководцы и завоеватели. Наполеон, Цезарь, Атилла, но в этом ряду из щитов и ружей нашлось место человеку с карандашом и кистью. Это, разумеется, Леонардо. Человек, настолько опередивший свое время, что и современники, да и мы - потомки, считаем его магом, а его дневники - магическими гримуарами. Как так получилось и попробуем разобраться сегодня.
Он сделал шаг вперед почти во всех известных областях знаний. Неважно наука это или искусство, прототип вертолета или живопись. Но так уж получилось, что при жизни Великого мастера было воплощено только ОДНО его изобретение.Дочитайте статью до конца, и Вы узнаете, о чем идет речь. Хотя звание человека "знающего все обо всем" - преувеличение, но вот звание "человека пытающегося все понять" он заслуживает.
Это все, что можно сказать об этом человеке точно. Все остальное - под вопросом. Самое удивительное в нём, что он никогда не прятался, жил у всех на виду, имел много друзей, но разобраться в нем не могли даже современники. Они не понимали даже кто он.
В части документов "Леонардо сын Пьетри из Винчи" - художник, в части - инженер, кое-где - архитектор, а однажды, когда его привлекли к суду (было и такое), то род занятий определили как музыкант.
Леонардо - рождение гения
Давайте попробуем, уважаемые читатели, разобраться кем был Великий Леонардо - гением или мистификатором. Задача не из простых, ведь даже у современников, почти у каждого, был "свой да Винчи".
Что же осталось достоверного от уроженца маленького городка Винчи, где мастер родился в 1452 году. Фамилии в современном понимании у него не было. Это скорее прозвище, данное по месту рождения.
Если добавить и его имя, которое переводится как "храбрый лев", то получается совсем уж страшное - Храбрый Лев из Винчи, что больше бы подошло какому-нибудь кондотьеру (руководитель военного отряда) той эпохи, но нашему герою была уготована другая судьба. Он поражал людей своим искусством.
Лернардо - становление мастера
Сохранилась легенда о его первом "выступлении" как художника. Заметив увлечение сына живописью, его отец решил передать 13-летнему Леонардо заказ одного крестьянина - написать на деревянном щите голову медузы Горгоны.
Сам заказ был самым банальным. Голова Медузы, так называемый "горгонейон" - считался в античности амулетом от сглаза, а на дворе были "кватроченто" - четырёхсотые годы, самый разгар Возрождения в Италии и повального увлечения античностью. Юный художник взялся за работу, но подошел к ней со всей "леонардностью" (простите уважаемые читатели за это выражение) - которой и был славен все последующие годы.
Он долго наблюдал за всеми, самыми нелицеприятными видами живности: змеями, гусеницами, летучими мышами. Потом, сочетая их черты, создал произведение, которым, по словам Джорджо Вазири (младшего современника да Винчи), он испугал своего отца.
Сам Леонардо был весьма доволен впечатлением. Казалось, путь его ясен. В 14 лет он поступает учеником художника в мастерскую Андреа Верроккьо. С пребыванием там связана еще одна история, о том какое впечатление производили его, даже ранние, работы на современников.
Его учитель - известный художник получил заказ на картину "Крещение Христа". Самого Спасителя писал мастер, а фон и второстепенные объекты доверил ученикам. Леонардо достался один из ангелов. Вот этот, крайний слева
Согласно легенде, Андреа увидев и сравнив свою работу и творение ученика никогда больше не занимался живописью. Правда это или нет, мы не знаем, но вот то, что работа, выполненная да Винчи сильно выделяется на фоне остального - факт.
Леонардо - живописец.
В 20 лет наш герой стал полноправным членом гильдии художников. Но как художник, несмотря на талант, уроженец Винчи был не слишком плодовит. Откуда время на живопись при его увлечении практически всем. Сохранилось примерно полтора десятка его работ, плюс фрески и рисунки. Две из них (Мадонна Бенуа и Мадонна Литта) находятся в России, в Эрмитаже.
Творений Мастера мало, но многие из них стали настоящей эпохой в живописи. Формат статьи не позволяет подробно рассказать обо всех, поэтому остановимся на двух. Самой знаменитой и самой загадочной. Обе относятся приблизительно к 1503 году - очевидно высшему расцвету Леонардо как живописца.
Первая - разумеется, "Джоконда" - самая знаменитая картина мира. Какое-то особое чувство питал к ней и сам мастер. Леонардо был человеком талантливым, но, как и всякий гений - абсолютно неорганизованным. Легко увлекался, и сегодня мог дни и ночи напролет проводить за картиной, а уже завтра запереться в анатомической лаборатории и про картину просто забыть. Но "Джокондой" занимался, по свидетельству современников, много и с удовольствием, а в конце жизни, перебираясь во Францию, взял её с собой.
В ней максимально проявились приемы, которыми пользуются художники мира до сих пор - плавность линий, работа со светом, максимальное внимание даже к второстепенным деталям. До Леонардо картина больше напоминала раскрашенный рисунок, а на фон мастер вообще почти не обращал внимания. Помните отношение Верроккьо ко всему, кроме центральной фигуры - Спасителя. Так работали почти все живописцы Италии до Леонардо.
Со второй картиной связана почти детективная история. Власти Флорентийской республики - очень богатого тогда государства, решили украсить зал заседаний правительства. Масштаб захватывает. Одну стену должен был расписать Леонардо, а противоположную - Микеланджело.
Оба великих Мастера принялись за дело весьма активно. Были подготовлены т.н. "картоны". Это, по сути, готовая картина, которая писалась перед началом работы над фреской. Творения обоих гениев были выставлены на всеобщее обозрение и вызвали восхищение современников. Это то, что мы знаем точно.
Микеланджело к своей фреске даже не приступил, а вот что произошло с "битвой при Ангиари" Леонардо мало понятно. Точно известно, что художник приступил к работе. Он не только писал, но и много экспериментировал с красками. Иногда это имело плачевные последствия. Что хорошо видно по самой большой из сохранившихся фресок Мастера - "Тайной вечере".
Примерно то же самое произошло и с "битвой при Ангиари". По свидетельствам современников, к середине 1550-х годов зал был реконструирован, а остатки фрески - уничтожены. Так считалось долгие века, но в 70-х годах 20 века, искусствовед Маурицио Серачини нашел факты, что к 1550-му году фреска была в хорошем состоянии. Добавил к этому что реконструкцию, якобы уничтожившую остатки фресок, проводил Джорджо Вазари, который был не просто поклонник творчества да Винчи, а скорее его "фанат".
Серачини предположил что Вазари просто не мог уничтожить произведение великого Мастера, а значит скорее всего... построил перед ней новую стену, на которую уже нанес свою фреску. Это казалось невероятным. Скрыть такое очень трудно, а ни о чем подобном ни в одном источнике не говориться.
Власти Флоренции, предпочитая "синицу в руках", запретили Маурицио проводить исследования, опасаясь что это нанесет вред интерьеру зала, но в 2002 году разрешение было получено и .... за внешней стеной действительно оказалась еще одна, с пустым пространством между ними. Потом снова запрет и новое разрешение. Было сделано несколько отверстий и введенными зондами были взяты пробы со скрытой стены. Они содержали краски и лак. Причём краски соответствовали тем что использовал Леонардо при написании "Джоконды".
На этом дело и встало. Действительно ли сохранилась самая масштабная живописная работа Леонардо (6 на 17 метров), и если сохранилась то в каком состоянии мы не знаем, но шансы на это есть.
Леонардо ученый
Тут, как и во всем, что связано с Мастером мы кое-что знаем, кое-что можем предполагать, а кое о чём только догадываться. Как я уже говорил, "гримуаром мага" являются его дневники. Но, во-первых, они явно предназначались для личного пользования, и не всегда понятны постороннему, во-вторых, сохранились не полностью, в-третьих - не всё можно было доверить даже личным бумагам.
Например, его достижения в исследовании человеческого тела - бесспорны. Анатомические атласы Леонардо соответствуют не 15, а минимум 19 веку! Он был вообще первый из ученых кто смог исследовать человеческий глаз! Дело в том, что это по сути жидкая субстанция. При попытке исследования буквально растекается. Леонардо догадался вываривать его с яичным белком, после чего объект исследования становился твердым и пригодным для изучения. Он не всё доверял даже дневникам, ведь 15 - начало 16 века, это не только расцвет Возрождения, но и пик работы Инквизиции, а церкви очень не нравились исследования по анатомии.
Много времени Мастер уделял теории полёта. Мечта о том, чтобы человек полетел преследует человечество всю его историю. Начиная от Икара и заканчивая братьями Райт. Его мысль развивалась в общем-то в правильном направлении. Сначала он думал о полете птицы. Его первые рисунки предполагали маховые крылья, приводимые в действие человеком. Идея тупиковая - мускульной силы человека никогда не хватит для подобного полета, но теперь это доказано расчетами. Как это Мастер понял 500 лет назад - неясно.
Потом пришел к идее неподвижного крыла. Его концепт был чем-то вроде современного дельтаплана. Вполне рабочая схема, как мы знаем теперь. Самолеты работают по тому же принципу. Ну и заодно, чтобы "два раза не вставать" придумал и схему несущего винта, то есть вертолета.
Он был великим поставщиком идей. Но как известно, любому изобретению помимо самой идеи нужно еще две вещи - необходимый уровень технологий и "общественный запрос". Как это работает? Для примера возьмем самый обыкновенный револьвер. Сохранились вполне работающие прототипы еще 17 века. Всё при нем: и ствол, и вращающийся барабан с несколькими зарядами, но... дорого сложно и никому не надо.
Дворяне предпочитали свои проблемы решать рапирами, а на войне пушка и мушкет всё-таки надежнее. И вот только в 19 веке, в США, где у людей были деньги, но не было закона, разработка Самюэля Кольта "выстрелила".
В ортодоксальной Европе, где за порядком следил полицейский, а воевать предпочитали армиями на поле боя, а не бандами "за сараем" револьверы массово появились гораздо позже.
Была идея и технология, но не был третьей составляющей - общественного запроса.
Леонардо - "загадка"
Именно это и является главной проблемой Мастера. Его парашют, упомянутый уже вертолет, водолазный костюм, танк были просто идеями, озарившими гения. Но кому нужен вертолет в 16 веке? Да и двигателей внутреннего сгорания с алюминием еще нет. Он был нужен только великому Леонардо, который грезил полетами.
Самое удивительное, да Винчи, наверное, и сам не понимал, когда предвосхищает технологию на века, а когда остаётся в дне вчерашнем. Так рядом с вертолётом и прожектором мы находим чертеж... самозарядного арбалета. Это в 16 то веке.
Еще один момент, вносящий путаницу в наследие Леонардо - непонимание его жизни. Да Винчи, это не научно-исследовательский институт. Он много лет был главным распорядителем пиров миланского герцога и занимал еще массу придворных постов. Гости его светлости должны веселиться и... в чертежах да Винчи появляется "робот" - механизм одетый в латы и способный совершать ряд человекоподобных движений. Абсолютно ненужный, но гостям герцога могло понравиться.
Ну и, судя по всему, да Винчи боялся банального "промышленного шпионажа". Часть путаницы в его схемы и чертежи внесена намеренно. Ярким примером служит его "танк". Вот этот:
Идея, как всегда у Леонардо, гениальная и никому не нужная. Под прикрытием брони (тогда еще деревянной) приблизиться к противнику и нанести урон прикрывая атаку собственных солдат. Точно так же думали англичане, создавая в Первую Мировую современный танк. Но если внимательно присмотреться к рисунку, то видно, что механизм движения изображен неправильно.
Если сделать "как на рисунке", то передние и задние колеса будут крутиться в разные стороны. Предположить, что такой опытный механик сделал это случайно невозможно. Значит специально мистифицировал возможных "шпионов".
Если собрать и учесть все вышеперечисленные тезисы: боязнь преследования со стороны властей и церкви, глобальность его интеллекта, то что сегодня он инженер, а завтра распорядитель на пирах, боязнь "технического шпионажа", то уровень "загадочности" в его наследии уже не выглядит столь пугающим.
Он просто жил в свое время, а мысленно опередил его на века и сам часто не понимал этого. Но вот одна "задумка" Леонардо, что называется "выстрелила" во всех смыслах и действительно оказала огромное влияние на современный мастеру мир. Единственным его изобретением (а сейчас большинство исследователей сходятся на том, что да, это придумал именно Леонардо) это колесцовый замок для пистолета. Вот он:
Он пришелся как раз вовремя.
В то время Европейская кавалерия была в глубоком упадке. Многочисленная пехота с огнестрельным оружием, прикрытая пикинёрами, просто сметала, некогда непобедимых, рыцарей с полей сражений. Сами всадники сделать ничего не могли. Пехотной аркебузе (гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружьё) вполне хватало горящего фитиля, а на коне это не работало.
Тут появляется пистолет Леонардо. Кавалерия снова "может". Теперь уже стрелять.
Сложились все три условия применения изобретения в жизни. Идея-технология-"общественный запрос". Действительно общественный - пистолет был нужен всему дворянству Европы.
Подводя итоги, можно сказать, что Леонардо уникален! Возможно он не был величайшим живописцем в истории, может и не стал лучшим инженером эпохи и уж точно не известно, каким он был распорядителем пиров. Но второго, настолько разносторонне одаренного человека, буквально фонтанирующего идеями чистого человека науки и искусства не найти! И не важно, имели значение "в моменте" его идеи или нет.
Леонардо хорошо помнят и сегодня. Он идеально ложится на роль Фауста - человека готового продать душу дьяволу чтобы обрести знание. Таких людей мало, и об одной из них - Марии Кюри я расскажу в будущих статьях.
Подписываемся на канал чтобы их не пропустить, ставим палец вверх, ну а если хотите что-то уточнить или наоборот дополнить - пишем в комментариях. Всем спасибо, до встречи.