Найти тему
РИА Новости

"Знаем о них все". Бойцы центра спецназа рассказали о хитростях ВСУ

© РИА Новости / Мария Марикян
© РИА Новости / Мария Марикян

Мария Марикян

Они сразу прибыли на место теракта в "Крокус Сити Холле" — искали преступников, выводили пострадавших. Им не впервой: некоторые еще в 2002-м освобождали заложников в "Норд-Осте". Выполняли задачи на Северном Кавказе. А теперь и в зоне СВО. В составе отряда — элита спецназа, "краповики". О том, как готовят "лучших из лучших", — в репортаже РИА Новости ко Дню войск Национальной гвардии.

"Больше пота — меньше крови"

Группа выдвигается к опорному пункту противника: задача — занять окоп и закрепиться. "Все готовы?" — спрашивает командир. И дает приказ: "Вперед!" Бойцы открывают огонь, приближаясь к цели метр за метром. Раздается гулкий грохот — от взрыва гранаты сырая земля разлетается по сторонам.

За всем этим непринужденно наблюдают инструкторы и журналисты. Тренировка военнослужащих 604-го Краснознаменного центра специального назначения "Витязь" Росгвардии продолжается.

"Сейчас занимаемся захватом окопа, — объясняет командир группы с позывным Вихрь. — Здесь все ребята с боевым опытом. Недавно вернулись на "большую землю" из зоны СВО".

Для Вихря это далеко не первые боевые действия. И запомнившихся случаев не счесть. Рассказывает один из недавних.

"По тому, как ведет себя противник, мы можем определить, с кем имеем дело — с подготовленными бойцами или не очень. Оцениваем их, смотрим, какие хитрости применяют, — и от этого отталкиваемся. Как-то не получалось выбить противника ни артиллерией, ни FPV — они стойко оборонялись, давали отпор. Решили сблизиться, зашли в окоп, — вспоминает штурмовик. — Выполнили задачу без потерь. А это — результат тренировок. Тут мы доводим все до автоматизма. Обыгрываем различные сценарии нештатных ситуаций, чтобы в реальном бою действовать быстро и слаженно. Как говорится, больше пота — меньше крови".

"Универсальный солдат"

"Взяв окоп", штурмовики направляются к следующей точке. Предстоит штурм высотного здания. "Обстановка следующая. Противник закрепился в помещении. Нужно зайти безопасно, нейтрализовать его и не допустить, чтобы пострадали мирные", — ставит задачу инструктор.

Войны, теракты, массовые мероприятия — бойцов "Витязя" вызывают в самых сложных ситуациях. "Никогда не знаешь, где и когда мы понадобимся. "Спецназовец прежде всего — универсальный солдат", — подчеркивает инструктор.

Бойцы тем временем приступают к штурму — четверых подвозит "Урал", и они подбираются к главному входу. Один вскрывает заблокированную дверь. В здание запускают FPV-дрон — изучить обстановку. После этого группа заходит внутрь. Отрабатывают в том числе спуск с крыши при помощи альпинистского снаряжения.

"То, что дроны-разведчики используются с недавних пор, — это, безусловно, заблуждение. Просто раньше их применяли не в таких объемах, как сейчас. FPV, к примеру, проникает в малогабаритные проемы, позволяет осматривать труднодоступные места. Это снижает риски для личного состава", — уточняет инструктор.

Затем — стрельба по мишеням. Следом — полоса препятствий: из одной точки в другую группа продвигается под прикрытием бронетранспортера, выбивая противника, который закрепился в здании.

"К нам попасть не так-то просто. Хорошей физической подготовки мало. Нужно огромное желание и стремление. Быть здесь — это и есть главная мотивация", — говорит офицер спецназа.

"Главный символ"

Отряд "Витязь" основан в декабре 1977 года. Это первое подразделение особого назначения в составе внутренних войск. Обеспечивало безопасность московской Олимпиады 1980-го.

Главный символ отряда — краповый берет. Такой же цвет и на погонах внутренних войск, но сами спецназовцы всегда воспринимали его как цвет крови. Позже краповый берет ввели и в других подразделениях спецназа МВД, он стал высшей формой отличия. Право на него дают лишь после жестких квалификационных испытаний.

В истории "Витязя" множество знаковых событий. Отряд привлекали к решению самых сложных задач: ликвидация бандформирований, освобождение заложников, урегулирование межнациональных конфликтов, контртеррористические операции на Северном Кавказе.

С годами возможности и спектр задач расширялись: сформировали отряды по минно-подрывному делу, парашютной, альпинистской и водолазной подготовке. У спецназа появилась собственная авиация — беспилотные аппараты и парапланы.

В составе Росгвардии "Витязь" с 2016 года. "Не просто так ведь нас называют "лучшими из лучших". Но предела совершенству нет — стремимся к большему", — отмечает офицер спецназа Игорь В. В Национальной гвардии он с 1999-го. Стать военнослужащим — его детская мечта. Пример подал отец. И дед — участник Великой Отечественной.

"Всю жизнь в окружении людей в военной форме. На полигонах и стрельбищах на территории частей. В другой профессии себя и не видел", — объясняет он.

Прошел через разные конфликты, по выслуге лет уже давно мог уйти на пенсию. "Недавно вернулся с СВО. Готовлю группу — и обратно. Опыт, полученный мной, очень ценен для молодого поколения. Делюсь. И сам постоянно учусь".

"Наша общая награда"

С момента основания "Витязя" 14 спецназовцам присвоили звание Героя России, восьмерым — посмертно.

"Война — труд коллективный. Поэтому моя награда — это заслуга всего отряда" — так Александр Белоглазов, командир центра специального назначения "Витязь", отвечает на вопрос, за что получил "Золотую звезду".

Но факт, впрочем, общеизвестный. Только в первые месяцы спецоперации бойцы под его командованием уничтожили 30 единиц бронетехники, взяли 18 опорных пунктов. Сам командир и не считает, в выполнении скольких боевых задач принял непосредственное участие.

Однажды попал в засаду. И мост, по которому колонна должна была переправиться через реку, оказался заминирован. Белоглазов вывел часть бойцов на другой берег. Сам с группой офицеров вернулся. Под минометным обстрелом им удалось разминировать мост и при поддержке десанта выбить врага с укрепленных позиций.

А больше всего за весь период СВО запомнился вроде бы будничный эпизод: когда проезжали мимо одного из населенных пунктов, у обочины стояли гражданские и приветствовали военнослужащих. Рядом с какой-то девочкой притормозили. Та протянула конверт. Оказалось, что там, помимо письма, — шоколад и деньги, которые она "копила на свою мечту" — новый телефон. Но решила "передать их в помощь солдатам". Бойцы потом ее нашли и отблагодарили — сами купили ей смартфон.

"Нужно завершить начатое. Наши дети должны жить в мире — это главное, — говорит Белоглазов. — Мы способны выполнять задачи на суше, в воздухе и воде. Еще до СВО весь личный состав центра имел боевой опыт — на Северном Кавказе, в профилактических контртеррористических операциях. У каждого над головой посвистело. Особое внимание — морально-психологическому состоянию. Надо постоянно быть готовым действовать в стрессовой ситуации четко и грамотно".

Служба в центре для его бойцов — не просто профессия, а "состояние души", добавляет командир. "В любой момент каждый может пожертвовать всем ради защиты интересов государства".