Франчайзи сети из пяти кофеен Coffee Like в Челябинске, гендиректор и основатель международной сети кофеен Smart Coffee Артём Габдрахманов рассказал, как менялся рынок в Челябинске, каким бизнесу в сфере общепита нужно быть сейчас, чтобы выжить в конкуренции за посетителя.
Челябинский предприниматель начал развивать кофейни Coffee Like в 2016-м. Полтора года назад Артём решил пойти дальше и придумал, как открывать кофейни самообслуживания: то есть точки с обширным предложением напитка, но без бариста. За это время Габдрахманову удалось открыть 600 кофеен по всему миру, обеспечив себе лидерство рынка, например, в Казахстане. Точки с его концепцией заработали также в Киргизии и Грузии. Таким образом, российская компания в непростой экономической ситуации сумела не только создать сеть за рубежом, но и обогнать местных игроков рынка. Теперь Артём Габдрахманов готов перенести накопленный опыт в Челябинск.
«На пике зарождения самого направления «кофе с собой», когда, кроме кофеен и вендинга в Челябинске не было альтернатив, начались тектонические сдвиги — как появление биткоина. Именно за счет дефицита предложения при огромном спросе, достаточно было просто построить кофейный островок в ТРЦ из дешёвого ЛДСП, прикрепить туда логотип, поставить кофемашину с кофемолкой, и ты автоматически становился конкурентным, потому что аналогов не было. Назовём этот этап развитием формата «кофе с собой эпохи 1.0», когда открывались разные кофейные бренды с одинаковым предложением и отличались разве что кофемашинами.
Дальше, ориентировочно с 2015 по 2020 г. был пик развития самого рынка, который так или иначе насыщался разными кофейнями. Это требовало трансформации заведений: им необходимо было отличаться друг от друга. Так, у кофеен появлялись миссии, открывались заведения нового формата: Blueberry, DacLack (ныне Городская Кофейня), Coffee Box. Их клиенты предпочитают эти бренды именно из-за доверия к ним. По мнению эксперта, это уже «эпоха 2.0», отличительной чертой которой стало позиционирование на рынке, уникальность и разнообразное меню, появление сети кофеен.
За последние четыре года в мире произошло немало изменений — от пандемии до СВО. Все они повлияли на сферу HoReCa: часть ресторанов не смогла адаптироваться к новым условиям рынка и закрылась, безликие кофейни потеряли свою аудиторию и также покинули рынок. Тот, кто не успел перестроиться под новые запросы потребителей поколения Y и Z, тоже не выдержал конкуренции.
Я считаю, что сейчас наступила эпоха 3.0 в кофейном рынке, где ты должен отличаться не только своим брендом, но и стилем, культурой, командой и корпоративной культурой. В кофейнях должна быть такая атмосфера, чтобы можно было не просто комфортно работать или встречаться с друзьями, но и создавать творческое пространство, погружаться в эту атмосферу, даже если это обычный павильон, — отмечает Артём Габдрахманов.
Рынок с серьезной конкуренцией требует от бизнеса выделяться концепцией и уровнем сервиса, чтобы впечатлить искушённых гостей. А это не простая задача. Выиграет тот, кто действительно вкладывает ресурсы в развитие такой экосистемы. Например, сеть «Жизнь Март» покорила челябинцев своими магазинами с простой идеей: вкусная еда и напитки у дома, быстрое самообслуживание или доставка до квартиры за 30 минут.
Мы много чего хотим реализовать в Smart Coffee, и начнем с первых ремонтов павильонов Blueberry в апреле 2024 г., а к лету планируем сменить вывески на Coffee Like. В декабре мы приобрели пять кофеен Blueberry, ещё три находятся на проспекте Ленина. Все они будут работать под брендом Smart Coffee со своей идеологией и культурой международного уровня в стилистике Америки 80-х, — резюмирует владелец заведений.
Опыт, накопленный компанией в Казахстане, Кыргызстане и Грузии, позволил ей открыть за 1,5 года более 600 кофеен самообслуживания. Задача в Челябинске — создать сильную розничную сеть, где можно будет тестировать разные гипотезы, совершенствовать продукт и приглашать гостей из других стран оценить это. По замыслу Габдрахманова, в южноуральском мегаполисе появится «полигон» из 8 кофеен — заведений разных форматов, которые можно будет затем локализовать в странах СНГ. Это павильоны как с зоной ожидания, так и без нее, островки в торговых комплексах и полноформатные кофейни.