Найти тему
Валерия Уварова

Причины тревожности школьников старшых классов и их способы устранения

Оглавление

Школьная тревожность – это постоянное ожидание неприятностей, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Из этого следует, что неблагоприятные воздействия часто являются нарушением психологического состояния и здоровья учащихся.

В наше время увеличивается количество тревожных детей, у которых выявляется повышенное беспокойство, неуверенность и эмоциональная неустойчивость. Это может быть связанно с негативным взаимодействием с учителями, одноклассниками, завышенные требования родителей, высокая учебная или другая нагрузка.

Переживания во время учебного процесса в школе называют по-разному, например, «школьная фобия», «школьный невроз», они несут в себе разные состояния школьников, но ведут они к неустойчивому психологическому здоровью.

Для начала стоит понять: «Что же такое тревожность?» Существует множество видов ее проявления, вашему вниманию представляю самые известные.

Тревожность и ее виды

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях "тревога" и "тревожность".

Тревога действует двояко. Во-первых, она оказывает влияние на психическое состояние, заставляя нас переживать, снижает способность к концентрации внимания, иногда вызывает нарушения сна. Во-вторых, она оказывает эффект и на общее физическое состояние, являясь причиной таких физиологических нарушений, как учащённый пульс, головокружение, дрожь, расстройства Тревожность является нормальной эмоциональной реакцией на стрессовые ситуации в нашей жизни. Однако, слишком высокий уровень тревожности и постоянное беспокойство могут привести к серьезным проблемам.

1. Общая тревожность  — это чрезмерная тревога и беспокойство по поводу различных повседневных событий и проблем, которые не соответствуют реальности.

2. Паническое расстройство — это неожиданные и повторяющиеся приступы интенсивной тревоги, которые приходят внезапно.

3. Фобии — это необоснованный и сильный страх перед каким-то объектом, ситуацией или деятельностью (например, ареной, высотой, пауками, полётами и т.д.).

4. Одержимости и компульсии (или Обсессивно-компульсивное расстройство) — это постоянная мыслительная зацикленность на страшных или неприятных вещах (например, грязи, болезнях, порче и т.д.) и совершение действий, в целях снижения тревожности.

5. Травматические события — это тревожность, связанная с травматическими событиями в жизни, такими как насилие, катастрофы или потеря близких.

Однако, в любом случае, если вы испытываете нарушения эмоционального благополучия или обнаруживаете высокий уровень тревожности, вам следует обратиться к специалисту за помощью.

Так же существует еще один тип тревожности который имеет название «Школьная тревожность», данный тип тревожности мы и будем рассматривать, изучать проблему и находить способы ее решения. Школьная тревожность - это широко распространенное состояние страха и беспокойства среди школьников, которое связано с такими аспектами учебы, как экзамены, социальное взаимодействие и другие события, связанные с обучением. 

Школьная тревожность может проявляться различными способами, включая:

- Беспокойство и нервозность перед экзаменами или другими формами проверки знаний

- Боязнь выступать перед классом или преподавателями

- Тревога из-за социального взаимодействия с другими учениками или преподавателями

- Сомнения в своих способностях и компетенциях

- Усталость и снижение энергии

Некоторые люди могут быть более подвержены школьной тревожности, чем другие, и могут развивать такие симптомы, как тревожность, стресс, депрессия и даже суицидальные мысли.

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность – это одна из самых распространённых проблем в школе, которая появилась достаточно давно. В разные эпохи философы прослеживали связь между результатом педагогической деятельности, и отношением к ней учеников. 

Тревожность бывает двух видов. Первая – это ситуативная. Она возникает перед некоторой ситуацией, которая вызывает беспокойство. Увеличивается при приближении к ситуации. Для большинства является нормальным чувством и играет свою положительную роль. Выступает неким механизмом, который позволяет человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Стоит беспокоится скорее тогда, когда человек перед лицом серьезных проблем демонстрирует безответственность. Это пониженная ситуативная тревожность. Свидетельствует такое поведение чаще всего об инфантильной жизненной позиции. Второй вид - это индивидуальная (личностная) тревожность. Это личностная черта, которая проявляется в постоянной склонности к тревоге. Не имеет объективной причины. Характеризуется тем, что человек воспринимает любое событие как нечто опасное. Ребенок, у которого наблюдается такое состояние, находится в подавленном настроение, у него затруднены контакты с окружающим миром, который кажется им пугающим. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о том, что ребенок эмоционально не приспособлен к социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенности в себе. 

-2

Нужно различать тревогу и тревожное расстройство. Тревога-это обоснованность и ее можно контролировать, не влияет на жизнь.  А тревожное расстройство – это необоснованность, которую сложно контролировать, изменяет привычную жизнь. 

Признаки тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. К 9 – 11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков – насилие во всех его взглядах.

Сегодня школьная тревожность занимает одну из лидирующих позиций среди основных различных факторов детского психического неблагополучия. Растет не только количество причин, которые приводят к её образованию, но и увеличивается напряженность и продолжительность неблагоприятного воздействия. Понимание устройства и путей его распространения – необходимое условие работы учителя в школе

Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности самого учащегося. Также развитию тревожности могут способствовать завышенные требования педагога, несоответствующие возрастным возможностям детей. Однако стоит заметить, что бестактность педагога оказывается наиболее губительной для тех детей, которые уже имеют тревожность или находятся в состоянии «тревожной готовности», есть чувствуют себя беспомощными, не имеющими защиты, возможностей сопротивления.

-3

У учеников с повышенной школьной тревожностью часто наблюдается стремление к высоким отметкам. Они рассматриваются как объективный критерий успешности в глазах педагогов и родителей. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что чем выше успеваемость, тем выше тревожность. К существующим страхам добавляется страх потерять достигнутый уровень.

Школьная тревожность опасна тем, что чувство страха переходит в привычное состояние. У ребёнка крепнет убеждение, что его постоянно подстерегают неприятности, с которыми он не в состоянии справиться. Он концентрируется на мнимых проблемах. Его мысли постоянно занимают возможные плохие оценки на контрольных работах, экзаменах, трудности во взаимоотношениях с родителями, педагогами, одноклассниками. Если в таком состоянии ребёнку не оказать психологическую помощь, у него могут развиться соматические заболевания (от проблем с пищеварительной системой до эндокринных расстройств). У ученика появляются необоснованные вспышки гнева или, наоборот, приступы апатии. Его поведение теряет рациональность. Он может всякими ухищрениями добиваться высоких оценок в ущерб получения качественных знаний или дружеских отношений с одноклассниками.

В данный момент наблюдается непрерывный рост числа учащихся с симптомами школьной тревожности. Это является серьезной проблемой и на индивидуальном уровне, и на общественном, так как приводит к снижению уровня образования. На это влияют усложнившие отношения в обществе и школе, личностные особенности учеников. Основная деятельность школьного психолога направлена на выявление симптомов тревожного состояния ребёнка, причин его возникновения, оценку уровня школьной тревожности.

Родителям же в свою очередь нужно быть очень внимательным по отношению к своему ребенку. Важно научить его ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Определение уровня тревожности у старшеклассников.

Мне удалось провести маленькое исследование в котором принимали участие: мои знакомые, друзья и одноклассники, возраст учеников составляет  14-17 лет. Общее количество участников- 14 человек.

Исследование проводилась по тесту с применением методики Кондаша,  который я распространяла среди обучающихся старших классов.

Методика содержит 3 субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Подходит для групповой диагностики. Содержит 30 вопросов, на выполнение методики потребуется 15-25 мин.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  •  23%  старшеклассников имеют высокий уровень тревожности .
  • 48%  старшеклассников имеют средний уровень тревожности.
  • 29%  старшеклассников имеют  низкий уровень тревожности .
  • Уровень тревожности можно поделить на 3 вида: школьная, самооценочная , межличностная.

Школьная.

  • 15% обучающихся испытывают тревожность из-за учебы. Основные факторы тревожности в школе: итоговые зачеты, контрольные работы и экзамены.
  • 65% старшеклассников уверены в своих учебных способностях, а именно волнение по поводу учебных неудач меньше  всего мешает идти вперед.
  • 20% не испытывают стресса в учебе, она дается им легко, лишь изредка ученики сталкиваются с неудачами, что в последствии приводит к тревожности.

Самооценочная 

  • 18% испытывают повышенную тревожность, личные проблемы старшеклассников , страх и тревога, которые связаны с самоутверждением среди сверстников, самооценка подростка и социальное положение в классе влияет на его эмоциональное настроение и результаты в учебе.
  • 23% испытывают среднюю тревожность
  • 59% не испытывают частую тревожность.

Межличностная

  • У 90% межличностная тревожность отсутствует.
  • 10% имеют немного повышенную  тревожность

Главными факторами тревожности являются: школьная успеваемость, неорганизованность, личные проблемы старшеклассников, страх и тревога, которые связаны с самоутверждением среди сверстников. Самооценка подростка и социальное положение в классе влияет на его эмоциональное настроение и результаты в учебе.

Меньше всего проблемы были замечены в отношениях с родителями, у подростков которые проходили данный тест достаточно хорошие взаимоотношения с семьей. 

Диаграмма с результатами исследования на определение причин тревожности
Диаграмма с результатами исследования на определение причин тревожности

 Рекомендации для устранения школьной тревожности

Страх нужен нам, чтобы в паре с инстинктом самосохранения предупреждать об опасности и мотивировать к действию. Но если тревога становится постоянной и мешает жить, наша задача — научиться ее контролировать. Что нужно знать подростку, чтобы справиться с собственной тревожностью? И как действовать близким, чтобы не осложнять ему жизнь?

В любой жизненной ситуации есть факторы стресса, но у подростков пока еще нет опыта борьбы с ним. Бурные перемены и важные события переходного возраста сильно осложняют им жизнь. Выпускные экзамены, поиск себя, первые переживания, ожидания учителей и родителей вызывают у подростков тревогу, которую они сами не всегда осознают. Детям в этом возрасте очень нужны поддержка взрослых и понимание — в первую очередь понимание того, что с ними происходит.

В свою очередь хочу представить несколько психологических рекомендаций, которые могут помочь подросткам бороться со школьной тревожностью:

1. Разговаривайте со своими учителями. Если у подростка возникают проблемы в школе, на уроке, то ему следует поговорить со своими педагогами. Они могут помочь понять причины беспокойства и предложить решения.

2. Не сравнивайтесь с другими. Один из основных источников тревожности у подростков - это чувство неуверенности в себе. Они могут часто сравнивать себя с другими и убеждаться, что не так хороши. Важно помнить, что каждый человек уникален и имеет свои сильные стороны.

3. Организуйте свой день. Часто подростки беспокоятся из-за чувства неуверенности в том, что они успеют сделать все задания. Организованный распорядок дня и планирование времени помогут им чувствовать себя более уверенно и контролировать ситуацию.

4. Занимайтесь самопознанием. Понимание своих чувств и мыслей, а также их причин, поможет подростку упорядочить свои мысли и обрести большую уверенность в себе.

5. Находите время для отдыха. Хобби, физические упражнения и другие виды отдыха могут помочь подростку расслабиться и уменьшить тревогу.

6. Обращайтесь за поддержкой в семье и среди друзей. Важно иметь людей, которые могут поддержать и поощрить подростка.

7. Не забывайте о позитивных моментах. Помните, что даже в периоды трудностей есть положительные моменты. Подросток может записывать их, чтобы вспоминать в трудные моменты.

8. Обращайтесь за помощью. Если тревога связана с психологическими проблемами и возникает регулярно, то подростку может потребоваться помощь психолога.

9. Дышите глубоко и медленно. Одним из способов справиться с тревогой является глубокое и медленное дыхание. Это может помочь успокоиться и снизить уровень тревоги. Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись на своем дыхании.

10. Избегайте излишнего употребления кофеина и сахара. Кофе и другие напитки, содержащие кофеин, могут усиливать тревогу и нервозность, поэтому стоит минимизировать их употребление. То же самое относится и к сахару.

12. Найдите способ поменять обстановку. Иногда простое изменение обстановки может помочь подростку расслабиться и уменьшить тревогу. Он может прогуляться на свежем воздухе или перенести рабочее место в другую комнату.

13. Помните, что никто не идеален. Важно понимать, что все делают ошибки и никто не идеален. Подросток может стараться сделать все возможное, но не стоит наказывать себя за свои ошибки и неудачи.

14. Участвуйте в позитивных деятельностях. Позитивные деятельности, такие как медитация, йога, танцы, могут помочь подростку справиться с тревогой и улучшить его психологическое состояние.

15. Найдите поддержку и понимание в других людях. Подростку может пригодиться общение с людьми, которые тоже ищут способы справиться с тревогой. Так он сможет получить поддержку и понимание, а также узнать о других способах борьбы с тревогой.

Избавиться от тревоги может быть трудно, но важно помнить, что это возможно. Подросток должен установить свои приоритеты, заботиться о себе и использовать различные стратегии справления с тревогой, чтобы улучшить свое психическое здоровье. Если проблема тревоги становится серьезной, стоит обратиться к специалисту.

Исходя из полученных теоретических и практических знаний, можно сделать вывод, что тревожность- это вполне нормальное состояние подростка в ходе каких либо сложившихся трудных обстоятельств .Состояние повышенной тревожности выступает в роли механизма ,позволяющего человеку ответственно подойти к решению проблем.

Согласно тестированию у учащихся преобладает уровень межличностной тревоги.

Основная потребность в подростковом возрасте- это общение. Ребенок испытывает межличностную тревожность в ходе которого испытывает проблемы с общением, неуверенность в себе, а так же испытывает дискомфорт в кругу сверстников. Все это, конечно сказывается на качестве обучения.

Исходя из всего выше перечисленного, мною были составлены рекомендации по снижению уровня тревожности для подростков. 

Подростки часто сталкиваются с большим количеством стрессовых ситуаций, которые могут вызывать у них тревожность. Психологические рекомендации по снижению уровня тревожности для старшеклассников могут помочь им управлять своими эмоциями, развивать положительные позитивные стратегии и повышать их самооценку.