Найти тему
Тест Опросыч

Хочется и колется. «Москва слезам не верит»: Катя не на 100% положительная героиня, как привыкли считать

Чаще судят так: Людмила – «вертушка», Тося – скучная, а вот Катя – самая положительная.

Так ли это? Бывает ведь, что мы оцениваем поверхностно и как бы… слишком кинематографично. Вот сказали нам сценарист с режиссером, что, мол, это – герои положительные, это – отрицательные, а мы и верим бесхитростно.

Но давайте рассуждать сами. Благо сюжет фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» все мы помним наизусть. Так почему бы не сделать из него верные выводы? Вдруг да в реальной жизни пригодится…

Итак, все зрители безоговорочно жалеют Катю за то, что Рудик ее бросил, узнав о ее «аферах с квартирами». И даже известие о будущем ребенке его не остановило.

Добавлю масла в огонь: некоторые зрители считают, что ребенка ей этот самый Рудик… «сделал» специально. Именно из-за квартиры. Чтоб закрепить за собой в качестве невесты столь материально обеспеченную «дочку профессора».

Безусловно, никаких оправданий его действия не могут влечь – ни когда он это «делал», ни когда Катю со «сделанным» бросал.

Однако что же Катя?

По сути, ситуацию она раскрутила сама.

Да-да, там прежде всего Людмила постаралась – с этой ее навязчивой идеей поймать перспективного жениха. И даже когда Катя хотела Рудику всё рассказать, подруга отговорила: погоди немного, пока мне мой собственный кандидат предложение сделает.

Однако Катя ведь после этого могла бы с Рудиком не встречаться. И до слишком близкого формата свое с ним общение не доводить.

Ах, мол, «это шaмпaнcкoe такое пьянoe». Ну, так не пей. Или выпила, почувствовала, что повело, – уйди.

Некоторые возразят: девочка юная, как можно в таком возрасте полностью себя контролировать?

Я не буду в ответ вспоминать, во сколько лет Аркадий Гайдар полком командовал. Я скажу просто: конкретно этот напиток быстро дает в голову – но потом быстро же и выветривается; а вряд ли Катя так уж много выпила, чтоб выветривалось долго.

На самом деле девушка сама хотела и пресловутого формата общения, и обмана.

А потом ей не повезло. И, разумеется, мы ее от души жалеем. Только вот градус ее 100%-ной положительности как героини снижается…

Кстати говоря, ситуация-то закончилась на разговоре с Рудиком, не начатом самой Катей, но состоявшемся случайно – когда оператор приехал снимать на завод, а ему для съемок подсуропили именно «профессорскую дочку». То бишь, не произойди эта встреча ненароком, девушка так и не рассказала бы о себе правду.

Ну, и что же дальше?

А дальше Катерина, став взрослой, продолжала вести себя… точно так же, как в юности. С женатым Володей повторила сценарий, как с Рудиком.

Точнее, Володю она не обманывала. Но вместе с ним обманывала его близких – прежде всего, понятное дело, супругу, да и вот, видимо, тещу. Наверняка там еще дети были…

Конечно, если бы не Катя – этот Володя элементарно нашел бы другую. Тем не менее, 100% положительности героини всё меньше и меньше.

Ну, а еще дальше?

Большинство зрителей уверены: Кате повезло, что она наконец встретила свою счастливую судьбу – Гошу, такой редкий шанс, да еще в 40 лет!

Однако будем честны:

  • и Гоша был сплошным ходячим сборником комплексов (одни его размышления о якобы неуважении Катериной его «статуса человека» чего стоили),
  • и сама Катерина схватилась за него во многом как за «последний шанс» (в терминах другой героини с долгим опытом одиночества – из комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы…»).

Однако не всё дело упиралось в мужчин. Тихомирова многого в жизни достигла сама – воспитала дочку, окончила вуз, стала директором серьезного химкомбината, состояла в престижном Моссовете, даже на ТВ вон мелькала…

Или всё вновь не так просто?

Давайте вспомним, как она упомянула об этом Рудольфу... пардон, Родиону:

Кадр и цитата из фильма СССР «Москва слезам не верит»
Кадр и цитата из фильма СССР «Москва слезам не верит»

Во многом Катерина добилась успехов в жизни не благодаря своим устремлениям, а вопреки парню, который ее бросил. Именно обида на него послужила ей изрядным толчком, даже пинкoм.

Это не перечеркивает ее заслуг. Это лишь указывает на их источник: достижения нужны были ей не столько для того, чтоб достичь каких-то важных целей, сколько для того, чтоб что-то доказать обидчику. По крайней мере, на первых порах. Ну, а потом, так сказать, она в процесс втянулась.

Добилась бы она таких же успехов, не будь той обиды?

Ну, дочку, понятное дело, вырастила бы.

А вот насчет карьеры… Велик шанс, что без столь сильного анти-мотиватора Рудика «ну, обратись в профсоюз, они же должны помогать трудящимся» Катя максимум, до чего доросла бы, – это до формата Гошиного «в последнее время вас стали продвигать по профсоюзной линии».

Кстати, вы обратили внимание, что Катя и Гошу обманула?

Она увидела, что новый друг имеет витиеватые патриархальные представления (пардон за характеристику), и решила о своем статусе директора умолчать. В итоге же довела ситуацию до aбcypда.

Словом, выходит, что наша героиня обманывала всех мужчин… ну, или всех – с помощью мужчин, вот как в случае с женатым Володей и его семьей.

Получается, она была далеко не 100%-тно положительной героиней, как ее привыкли считать. Да, мы ее любим и такой, просто уже не в стиле «она – самая лучшая, идеал», а под грифом «ничто человеческое не чуждо».

А как относитесь к Кате вы, дорогие читатели?

О других героях нашего с вами любимого советского фильма читайте посты «Зачем нужна была 3-я подруга Тося, если на сюжет она особо не влияла», плюс «Почему Баталов считал, что поклонницы зря любят его Гошу».

И отвечайте на тест «Насколько вы знаете советский фильм "Москва слезам не верит"?».

#кино #культура #телевидение #СССР #психология #знаменитости #интересные факты