Совершенством своей формы яйцо издревле привлекало внимание людей и многие суеверно относились к нему, как к религиозному образу высшего мира. У разных народов с древнейших времён существовал обычай расписывать или просто красить яйца и приносить их в идольские капища. У древних шумеров и египтян в захоронениях II тысячелетия до н.э. находили раскрашенные яйца или глиняные амулеты в виде яиц. В капищах африканских язычников находили украшенные резьбой страусовые яйца. Наши предки, древние славяне, тоже имели обычай расписывать яйца – они писали на птичьих (не обязательно куриных) яйцах магические заклинания и приносили их в языческие капища пред идолом Перуна. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления. В Индии, например, все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как появление живого существа из яйца означает второе рождение.
Так что Христианская традиция дарить на Пасху яйца-писанки пришла к нам из глубокой древности.
Основанием для появления этой традиции служат устные предания, которые передаются из поколения в поколение с периода первых церквей.
Согласно наиболее часто повторяемому преданию обычай дарить на Пасху крашеные яйца связывают с именем Марины Магдалины. Мария Магдалина на Пасху со словами «Христос воскрес!» – подарила императору Тиберию яйцо, но тот не поверил в воскресение Иисуса Христа, и тогда совершилось чудо – яйцо стало красным.
В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте и хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Солуни, помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Согласно другому преданию Матерь нашего Господа, во время казни Иисуса Христа подошла к римским воинам и подарила каждому по куриному яйцу, чтобы умилостивить их сердца.
С древних времён среди верующих рассказывают о том, что Мария дарила яйца-писанки маленькому Иисусу, как будущему Спасителю (в этом случае красное яйцо символизировало жертвенную кровь).
Ещё есть предание, что после казни Иисуса Христа один из иудеев вспомнил, что Христос говорил, что воскреснет на третий день. Все стали смеяться над словами Христа, заявляя, что скорее пасхальные варёные яйца покраснеют, чем такое случится. И тут случилось чудо.
Много разных преданий на Святую Пасху рассказывают христиане.
На Руси о Пасхальном красном яйце впервые упоминается в рукописи XVI века. Но это вовсе не означает, что раньше не было обычая дарить на Пасху разукрашенные яйца.
На Руси освященному яйцу народ приписывал магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Богатые люди вместо окрашенных куриных яиц начали подносить золотые или позолоченные яйца. Со временем изделия в форме яиц превратились в жанр искусства. Ярким тому примером может служить императорская коллекция «сувенирных» пасхальных яиц известного ювелира Карла Фаберже. Первое яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «куриное яйцо» снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона.
Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря изделия Фаберже: одно – Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, второе – Александре Федоровне, новой императрице. Принимались заказы и для других состоятельных лиц. Известно, что было изготовлено 71 подобное яйцо, до наших дней дошли 62.
Прекрасные образцы сувенирных пасхальных яиц изготавливались в России производителями различных народных промыслов: Хохломы, Гжели, ярославской финифти, великоустюгской черни. Такая технология позволяет создавать достаточно сложные картины с использованием различных сюжетных линий (пейзажи, портреты и т.д.)
При этом традиционными сегодня по-прежнему остаются расцвеченные разными красками настоящие куриные яйца, которыми мы обмениваемся в праздник Пасхи.
Существует несколько вариантов росписи яиц:
- Писанки. Сырые яйца (либо заготовка - чаще из дерева или папье-маше), раскрашенные воском и красками.
- Крашанки. Сваренное, окрашенное в один цвет, яйцо.
- Крапанки. По окрашенному яйцу наносят рисунок – полоски, пятна, крапинки.
- Дряпанки. По окрашенному яйцу выцарапывают рисунок.
Сегодня мы поговорим о писанках, что означает «писать». Мы уже знаем, что писанки – расписанные красками яйца. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите «писанга») означает «красивый, яркий». Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине и Малороссии. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.
Искусство писанки - искусство обрядовое, именно тем оно и прекрасно. Техника росписи куриного яйца с помощью воска и красок чрезвычайно проста. Успех во многом зависит от совершенства инструмента и правильной постановки пишущей руки. Приготовление писанок само по себе уже праздник. Во время росписи яйцо из белого постепенно превращается в черное, но стоит его поднести к огню, как воск на скорлупке начинает таять, обнажая восхитительную игру цвета и линий. Внезапное появление узора из черноты заставляет улыбнуться: чувство восторга при этом так сильно, что, желая испытать его снова и снова, человек невольно принимается за вторую, третью, четвертую писанку... Списывание узоров с классических образцов допустимо на первом этапе постижения основ мастерства. При этом важно не забывать, что узор все же списан, а не создан. Произвольный рисунок на яйце, конечно же, имеет право быть, но следует знать, что в народе издревле такое яйцо называлось не писанкой, а малеванкой. Руками славянских женщин создано великое множество писанок, и каждое расписное яйцо неповторимо. Писанка стоит в одном ряду с такими понятиями, как "спис" (вышитая языческая икона, хоругвь) и "запис" (обозначенное крестом дерево, под которым совершались жертвоприношения). "Запис" и "писанки" можно видеть на вышивкахсписах XIX века из Орловской губернии России.
Мне удалось найти технологию изготовления писанок, на яичной скорлупе, не только от профессионального, но и от потомственного художника по росписи яиц, которую зовут Гейл Ламбка (внучка мигрантов с территории нынешней Украины) на портале Marthastewart.com и я привожу ее ниже:
Писанки идеально подходят для Пасхи и представляют собой творения, нарисованные от руки: сначала карандашом с использованием руководящих принципов для разделения яйца на сетку, а затем с деталями внутри сетки. После этого карандашные линии покрываются пчелиным воском и наносятся слоями красителей, как при работе с батиком на ткани.
Но красота писанки не только в замысловатости рисунка . Даже простые узоры могут быть столь же яркими, как и детальные. Залог красивой традиционной писанки — симметрия и точность (хотя в современных узорах симметрия не всегда играет роль). Под точностью я подразумеваю, что дизайн рисуется внутри тщательно размеченной сетки, обычно с помощью рулетки. Если писанку разделить только пополам, каждая половина будет одинакового размера. Аналогично, в квадрантах каждый будет иметь одинаковые размеры. Вся конструкция, простая или детальная, зависит от точности этих первых измерений.
Выберите яйцо
Прежде всего, следует учитывать качество выбранного яйца . Скорлупа должна быть гладкой, без трещин, при поднесении к источнику света не должно оставаться «прозрачных» пятен — эти пятна могут указывать на слабую скорлупу. Лучшее место для покупки яиц — у фермера на приусадебном участке или на фермерском рынке. Эти яйца происходят от птиц, которых кормили правильным рационом, обеспечивающим качество яичной скорлупы.
На этом этапе яйцо можно оставить целым — следуя старой традиции — или выдолбить его перед созданием. Опасность использования целого яйца состоит в том, что при разложении внутри могут скопиться газы и яйцо может лопнуть. Это не только испортит вашу писанку и весь ваш труд, но и пахнет не очень приятно.
В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные непременно оплодотворенные яйца молоденьких курочек, снесенные в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, "немую" воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега. Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Для нашей цели в качестве шаблона мы рассматриваем пустое куриное яйцо - иными словами цельная скорлупка от яйца. Если вы не знаете, как это сделать, то вам необходимо прочитать мой предыдущий пост "Как выдуть яйцо для изготовления писанок". Заткните отверстие в яйце небольшим количеством пчелиного воска, чтобы краситель не проник в яйцо при макании. Для мытья яиц используйте средство для мытья посуды.
Создайте дизайн
После того, как сетка и основной узор яйца нарисованы карандашом, вам нужно покрыть область яйца, которую вы хотите оставить белой (при условии, что вы работаете с белым куриным яйцом). Традиционный инструмент дизайнера, используемый на этом этапе, называется кистка. Твоя кистка, как нагретая авторучка. «Чернила» — это расплавленный пчелиный воск, вытекающий из кистки.
Кистки (множественное число) бывают разных стилей. Ручные кистки необходимо нагреть над пламенем свечи, а затем окунуть в кусок твердого пчелиного воска. Воск, чернеющий от углерода в пламени, плавится и стекает вверх в кистку. Когда вы рисуете, на яйцо попадает полоска пчелиного воска. Используйте только чистый пчелиный воск: температура плавления такова, что с ним можно справиться, но он легко тает и не стирает яйцо во время работы.
Электрическая кистка непрерывно нагревается и любима художниками, создавшими множество писанок. В ней используется почерневший пчелиный воск, потому что в ней нет пламени и углерода, которые естественным образом чернят воск. Да и дороже, примерно в 10 раз дороже ручной кистки. Каждый тип имеет наконечники разного размера, позволяющие художнику создавать как тонкие, так и толстые линии.
Какую бы кистку вы ни использовали, помните: не кистка создает красивую писанку. Результат больше зависит от вашего планирования и точности проектирования. Рисуя кисткой, проводите линию от себя, а не к себе. Многие мастера писанки вращают яйцо вместо того, чтобы передвигать кистку. Это требует практики, но работает очень хорошо.
Изготовление кисток было делом самой хозяйки дома. Чаще всего кисткой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке - березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться.
Покрась яйцо
Как только вы нанесете пчелиный воск на участок, он закрепит цвет под ним. Поэтому начальные линии, которые вы рисуете на белом яйце, останутся белыми на протяжении всего процесса. Каждый раз, когда яйцо красят заново и к этому цвету добавляют больше пчелиного воска, новый цвет закрепляется. С помощью такой манеры крашения и нанесения воска можно построить узор.
На рынке можно найти много разных красителей, которые можно приобрести в магазинах, торгующих писанками. В самых популярных магазинах продаются недорогие химические аланиновые красители, которые используются для батика, а также при окраске шерсти и шелка. Имейте в виду, что это не съедобные красители, поэтому не используйте их для обычных сваренных вкрутую яиц на Пасху. Красители часто разбавляют горячей водой и уксусом или гранулированной лимонной кислотой, которую добавляют для большей эффективности. Обязательно ознакомьтесь с указаниями на упаковке красителей: некоторые цвета, например розовый и оранжевый, могут не нуждаться в усилении уксусом.
Крашение яиц — это процесс обучения. На одном яйце можно добиться ярких цветов, а другое будет выглядеть тусклым. Скорлупки окрашиваются с разной скоростью, и есть некоторые хитрости, которым вы научитесь со временем. Даже сам процесс окрашивания пустого яйца, которое постоянно всплывает на поверхность, может разочаровать. Я предлагаю использовать полиэтиленовые пакеты, чтобы подержать яйцо под красителем (оно покрасится прямо в пакете). Вы можете хранить в них краску, но обязательно плотно закрывайте их! Какой-то краситель можно полностью смыть, а какой-то вообще не смывается. Дополнительную баночку оранжевого красителя можно использовать в качестве «промывки». Оранжевый — единственный цвет, который позволит вам изменить цветовую палитру без необходимости травления или отбеливания яйца.
Для лучшего понимания технологии изготовления писанки хочу привести немного фотографий из мастер-класса мастерицы под ником Тамара (https://kiulino.livejournal.com/241670.html):
"Сама логика росписи такова: все что находится под воском - не прокрашивается. Все линии, проведенные воском по белому яйцу будут белыми. Вот что у меня получилось на первом этапе:
Теперь отправляем яйцо в емкость с желтой краской на 5 минут. Вынимаем, промакиваем салфеткой и рисуем воском уже по желтой поверхности.
Красим в оранжевый и снова рисуем.
Теперь очередь красного.
И последний цвет - черный.
Если после черного, Вы захотите, например, перекрасить яйцо в зеленый цвет, то тут пригодится уксус. Яйцо надо залить уксусом на несколько минут. Затем салфеткой или мягкой тряпочкой смоченной в уксусе аккуратно снять краску с яйца, не повредив воск. И затем отправить краситься в зеленый.
Когда все готово, берем блюдце, кладем на него кусочек кальки для выпечки и яйцо. Калька нужна чтобы растаявший воск не испачкал блюдце.
И отправляем яйцо на 10-15 секунд в микроволновку или в слегка разогретую духовку. Ждем пока воск расплавился и стечет на кальку. Вынимаем писанку, мягкой тряпочкой стираем остатки воска с яйца, пока он не застыл на воздухе. Обмакиваем уголок салфетки в растительное масло и смазываем им всю поверхность писанки, чтобы блестела. Вот она и готова:
Всего на писанку у меня обычно уходит от 4 до 8 часов, в зависимости от сложности рисунка. Символику стараюсь использовать традиционную, о ее значении есть много материала в интернете и книгах о писанках."
Лучшая процедура для новичка — начать с самого светлого цвета и двигаться к самому темному. Желтый, оранжевый, красный и черный — проверенные и верные цвета, которые использовались с тех пор, как впервые были изготовлены писанки. Если вы хотите немного зеленого или синего цвета, нанесите кистью цвет на яйцо, прежде чем окунать его в желтый цвет, а затем покройте воском.
Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой крестопоклонной неделе Великого Поста, в Левую Среду, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, рушился лед на реке и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальные хлебные кресты и расписывать писанки для пчелы, узор которых носил названия "Бесконечная", "Кресты", "Цыганская дорога". Далее приготовление писанок продолжалось в Чистый Четверг. Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким - всем тем, кому писанки предназначались. Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, "яблоньку", приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов. После крашения, растопив воск на яйцах, мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега. Предназначались писанки лишь для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых.
Удаление воска
Когда ваш дизайн будет завершен, яйцо будет покрыто воском, и ваш дизайн будет трудно увидеть, что усложнит этот шаг. Существует несколько методов удаления воска. Один из эффективных способов — нагреть яйцо рядом с открытым пламенем, но не над ним, и вытирать воск мягкой тканью, пока он тает. Это также можно сделать в разогретой духовке, тостере или с помощью фена на высокой мощности. Единственная проблема с этим методом заключается в том, что он требует очень много времени, и, если вы не будете осторожны с открытым пламенем, вы получите углеродистые полосы (которые не стираются с яйца, над созданием которого вы так усердно работали).
Я предпочитаю использовать «скребок для сковороды» — прямоугольные пластиковые пластинки, которые можно купить, чтобы чистить кастрюли и сковородки после приготовления. Нагрев яйцо руками, чтобы размягчить воск, вы можете аккуратно соскрести его большую часть скребком. То, что осталось, можно удалить ватной палочкой или ватным тампоном, смоченным уайт-спиритом или жидкостью для зажигалок, а затем протереть мягкой тканью. Опять же, при использовании этих продуктов необходимо соблюдать осторожность.
После удаления воска вы можете запечатать яйцо устойчивым к ультрафиолетовому излучению спреем из полиэтилена, например Krylon. Это придаст ему красивый блеск, но не блестящий. Или можно нанести несколько слоев лака Varathane Diamond Wood для кристально чистого блеска (но не выбирайте разновидность на водной основе).
Вот в качестве примера несколько схем узоров писанок:
Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в "битка" и "катка" служили крашенки. Крашенка - яйцо вареное, писанка - непременно сырое. Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, в садах будет один пустоцвет...
Возможно именно по причине плохих примет при битье писанок и появились более надежные деревянные писанки, а в последствии и из папье-маше, и даже яйца Фаберже.
А теперь давайте рассмотрим изготовление писанок в которых за основу используется деревянная заготовка яйца.
Как расписать деревянное яйцо к Пасхе
Вам понадобятся:
- акриловые краски;
- кисточки №1 и №3;
- лак акриловый или мебельный прозрачный;
- деревянная заготовка яйца на подставке;
- простой карандаш;
- бумага для эскиза;
- палитра;
- наждачная бумага мелкого зерна.
Купить такую заготовку, и все остальные компоненты, можно в художественном магазине для рукодельниц у вас в городе или в интернет-магазине (лично я много всего последнее время покупаю на "Озон" - просто пункт выдачи в соседнем доме и ни куда ездить не надо).
Работать с акриловыми красками легко. Они не текут, не выгорают и после высыхания не пачкают руки.
Перед тем как начать расписывать деревянное яйцо, нужно его подготовить к работе. Первым делом наждачной бумагой по шкурим яйцо, чтобы оно было гладким, тогда легко будет ложиться краска и в конце, когда изделие покрывается лаком, оно было ровным и блестящим.
Необходимо нарисовать карандашом эскиз рисунка.
Создадим образ маленького, жёлтенького цыплёнка, с большими глазками, с красным гребешком и кружевными крылышками, который будет держать букетик из первых, светло–голубых, белых и синих распустившихся цветочков.
Яйцо нужно за тонировать в светло-жёлтый цвет (приготовьте на палитре акрил консистенции жидкой сметаны, жёлтую краску нужно смешать на палитре с белой краской, нанести полученный цвет на деревянное яйцо).
Белые заготовки красятся в несколько этапов. Чтобы слои сохли быстрее, можно использовать обычный фен.
Для фона лучше выбирать светлые не яркие цвета. Хоть акриловые краски и высоко пигментированные, светлые оттенки не смогут впоследствии качественно перекрыть темную основу.
Чтобы цвет лег равномерно, нужно на первом этапе держать яйцо пальцами за «острый» и «тупой» края, аккуратно окрашивая боковые стороны. Просушив скорлупу феном, нужно перехватиться за «бока» и окрасить уже «торцы».
Когда у вас крупная заготовка, то его удобно держать пальцами, но если яйцо маленькое - воспользуйтесь шилом:
Когда краска немного высохнет, приступаем к созданию образа цыпленка.
Простым карандашом намечаем основные детали цыплёнка: клювик, глазки, гребешок, крылышки и т.д.).
Берём кисть и закрашиваем глазки белой краской.
Следующий этап, пока наши глазки сохнут, берём оранжевую или красную краску и расписываем клювик, гребешок, бородку, обводим крылышки, хвостик. Добавляем мелкие детали: веснушки и рисуем лапки, покажем, что наш цыплёнок пушистый (мазок-капелька). Прежде чем сделать мазок-капелька на рабочей поверхности, по тренируйтесь на бумаге.
Тонкой и длиной кисточкой, используя акриловую краску (или чёрную гуашь) обвести глазки, прорисовать реснички. На крылышках нарисуем спиральки и капельки. Украсим хвостик капельками и точечками.
Рисуем цветочки - точечками и прорисовываем листики.
Когда краска полностью высохнет покрыть всю поверхность тонким слоем бесцветного лака (ПФ или НЦ) кисточкой или методом погружения.
Таким образом, пасхальное яйцо с росписью станет ярче и рисунок на долго сохранит свой первозданный вид.
Я дала самый простой пример, но вы можете изготовить писанку и с более сложным орнаментом, к примеру в стиле хохломы:
Каждый контур заполнить краской необходимого цвета. Разукрашивать желательно в определенной последовательности. Начинать надо с больших и наиболее светлых поверхностей, переходя на более мелкие и темные элементы. Если на рисунке присутствуют животные, то их мордочки, а, конкретно, глаза, клюв, рот, нос, усы прорисовывать в последнюю очередь. Важно это делать по уже высохшей краске нижних слоев. Это поможет предотвратить растекание и смешивание оттенков.
В самом процессе рисования следует использовать разные кисточки. Если необходимо прокрасить большую плоскость, то можно использовать широкие кисти, тогда, как для тонких элементов, выбрать максимально тонкие и жесткие.
Следует помнить также основное правило при нанесении нескольких слоев краски. Слои, один поверх другого, можно наносить только после полного высыхания предыдущего.
После нанесения всего рисунка дать яйцу полностью высохнуть. Перед следующим шагом необходимо убедиться в том, что все слои краски просохли окончательно.
На финальном этапе наносится поверх всей поверхности яйца тонким слоем мебельный, прозрачный лак. Он предохраняет краску от скалывания и выгорания. Яйцо необходимо правильно устанавливать, чтобы лак высох, не образовывая матовые пятна.
Какие краски использовать?
Роспись пасхальных яиц из дерева можно осуществить акриловыми красками. Они отличаются тем, что ровно ложатся на поверхность дерева и не впитываются в структуру материала.
Также роспись пасхального яйца из дерева можно выполнить гуашью. Чаще всего дети используют гуашь для росписи яиц. На гуаши легче вносить изменения в создаваемый рисунок.
ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ ДВА ЭТИ МАТЕРИАЛА, ТО СТОИТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО АКРИЛ БЫСТРЕЕ СОХНЕТ И НЕ СМЕШИВАЕТСЯ МЕЖДУ ДВУМЯ СЛОЯМИ КРАСКИ. НО РАБОТАТЬ С НИМ ЗНАЧИТЕЛЬНО СЛОЖНЕЕ, ТАК КАК ПРИ РАБОТЕ С НИМ НУЖНО БЫСТРО НАНОСИТЬ МАЗКИ. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИМЕТЬ ТВЕРДО ПОСТАВЛЕННУЮ РУКУ.
В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. В Болгарии такие писанки назывались "годенишками" или "сгоденишками". В Чехии парни, требуя писанку, в шутку хлестали девчат помлазкой, украшенными вербными прутьями. Обряд назывался омладнение.
Девушка легкого поведения не имела права на дарение расписного яйца. Парень, который не умел за девушкой красиво ухаживать, не мог надеяться на то, что он получит писанку. Писанкой платили за качели. В Светлый Понедельник совершался обряд обливания девушек водой. За обливание парню тоже причиталась писанка. В Белоруссии Светлый Понедельник назывался волочебным. Волочиться - значит ухаживать. "Ухажеры" ходили по домам, где есть взрослые девушки и пели волочебные песни. И волочебнику причиталась писанка...
На пасхальном столе писанкам отводилось место вокруг кулича. Крашенки выкладывались на проросший овес, а обычные, неокрашенные куриные яйца зарывались в зерно, предназначенное для посевов.
На двадцать пятый день после Светлого Воскресенья - на Преполовение - в Правую Среду обычно шел дождь, а если не было дождя, то совершался обряд обливания девушек водой и писанки пускались на воду: по реке плыли тысячи дивных корабликов. Люди верили, что "сквозь туманы" яйцо поплывет на тот свет, а там, в раю, чистая душа обрадуется писанке и весне на земле и отпразднует Великдень. Великий День на небесах наступал тогда, когда на земле была уже Великая Ночь - зима: земля, укрывшись пушистой снежной периной, спала до первого грома и воды были скованы льдами...
Также Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой - жена. Верхняя зауженная часть яйца называлась в народе солнцем, а нижняя, широкая - луной. Луночка - воздушная камера, которая есть под скорлупкой и хорошо видна на вареном яйце, в полнолуние глубока и находится напротив "солнца", на самой середине "луны яйца". В первое весеннее новолуние, как считают болгары, она на экваторе яйца и так мала, что едва заметна. Тогда солнце и месяц слиты воедино и яичко полно, кругло и гладко - верх и низ его одинаково закруглены, не найти ни конца ни начала... Это и есть Пасхальное, Великоденское Яйцо.