Найти в Дзене

Как Украина входила в состав России. VII. Киевский митрополит Михаил Рагоза.

После приезда в Западную Русь Константинопольский Патриарх Иеремия по просьбе прихожан убрал митрополита Онисифора и поставил на его место архимандрита минского Михаила Рагозу. При назначении Рагозы Иеремия произнёс окружавшей его знати: "Если он достоин, то по вашему глаголу буди достоин, если же недостоин, а вы его достойным выставляете, то я чист, вы узрите".¹ Этими словами Патриарх снял с себя всякую ответственность, мол он поставил митрополитом неизвестного ему Михаила Рагозу исключительно по представлению мирских людей, а значит это их ответственность. Прихожане же при выборе человека в митрополиты руководствовались желанием найти человека, который качествами своими был бы не похож на тогдашних западнорусских епископов и вообще на епископов. Михаил был человеком скромным, благочестивым, безукоризненно нравственным, но вместе с тем, не был твёрд характером и не обладал энергией, был слабым и боязливым. Но как бы то ни было Михаил Рагоза был избран прихожанами, а значит должен бы

После приезда в Западную Русь Константинопольский Патриарх Иеремия по просьбе прихожан убрал митрополита Онисифора и поставил на его место архимандрита минского Михаила Рагозу. При назначении Рагозы Иеремия произнёс окружавшей его знати: "Если он достоин, то по вашему глаголу буди достоин, если же недостоин, а вы его достойным выставляете, то я чист, вы узрите".¹ Этими словами Патриарх снял с себя всякую ответственность, мол он поставил митрополитом неизвестного ему Михаила Рагозу исключительно по представлению мирских людей, а значит это их ответственность. Прихожане же при выборе человека в митрополиты руководствовались желанием найти человека, который качествами своими был бы не похож на тогдашних западнорусских епископов и вообще на епископов. Михаил был человеком скромным, благочестивым, безукоризненно нравственным, но вместе с тем, не был твёрд характером и не обладал энергией, был слабым и боязливым.

Но как бы то ни было Михаил Рагоза был избран прихожанами, а значит должен был действовать в их инересах. Патриарх придерживался такого же мнения. В 1589 году в Вильне Патриарх издал указ о снятии с сана епископов двоеженцев и троеженцев, а Пинскому епископу Леонтию сделал выговор, что он утаил таких в своей епархии. В своей грамоте Иеремия писал, что слышал от многих благочестивых князей, панов и всех христиан и даже видел сам лично как таких епископов допускали до служения. Тогда же Иеремия благословил учредить братство в Вильне у церкви Святой Троицы. Братство обязывалось: 1) раздавать милостыню по госпиталям, тюрьмам, а также нищим на улицах два раза в год на Светлое Воскресение и на Рождество Христово; 2) обязывалось бесплатно учить в школах детей братских, а также сирот и убогих русскому, греческому, латинскому и польскому языку; 3) содержать для школы учёных людей, печатать церковные и школьные книги на греческом, славянском, русском и польском. Патриарх также подтвердил установления братства Львовского и добавил новые: 1) Не быть другому общественному училищу во Львове, кроме училища, кроме училища братского, в нём одном учить православных детей священному писанию, славянскому и греческому языкам. 2) Братство имеет право печатать не только церковные книги: часословы, пастыри, апостолы, минеи, триоди, требники, синаксари, евангелия, метафрасты, торжественники, хроники или летописцы и прочие церковные книги, но и другие нужные для училища: грамматику, пиитику, риторику и философию. 3) Священника, избранного Братством к церкви Успения, епископы Львовские должны благославлять без всякой отговорки и противоречия; братство же удаляет от должности священника, если он станет жить неприлично¹.

Продолжение следует...

1. С. М. Соловьёв - История России с древнейших времён Том 10, Глава первая.

Все материалы по теме