Сегодня мы расскажем про ещё два стратегических бомбардировщика-ракетоносца, установленных в качестве памятников в лётном городке крупнейшей авиабазы дальней стратегической авиации в г. Энгельс.
Это первый советский серийный реактивный ракетоносец Ту-16К-26 и ещё один крайне редкий сверхзвуковой ракетоносец Ту-22КПД.
Возле бывшего КПП №1 на въезде в ныне общедоступный лётный городок авиабазы, нас сразу встречает первый серийный советский реактивный дальний многоцелевой тяжёлый бомбардировщик-ракетоносец Ту-16 с бортовым номером "11 красный" и серийным номером 5202605.
Вероятно это модификация Ту-16КСР-2-5, он же Ту-16К-26, принятый на вооружение в 1969 г. и являвшийся носителем сверхзвуковых крылатых ракет КСР-5.
Причём такие самолёты на данной авиабазе никогда не базировались, а попал он сюда в рамках программы по утилизации в начале 1990-х гг. с военного аэродрома Тарту в Эстонии, после вывода наших войск из бывшей советской республики.
Ракетоносцы Ту-16 выпускались с 1953 по 1963 гг. в различных модификациях. Причём разрабатывались они в первую очередь как бомбардировщики-носители ядерного оружия, но за время производства их было выпущено полторы тысячи единиц в огромном количестве модификаций от разведчика до стратегического носителя крылатых ядерных ракет.
Сняты с вооружения они были только в 1993 г.
В носовой части вместо обтекателя РЛС расположена кабина штурмана с кожухом антенны помеховой станции "Сирень-Д", а у воздухозаборников видны ещё две антенны от станции. Также демонтирована носовая пушка и отсутствуют системы дозаправки в полёте, что говорит в пользу версии о том, что здесь установлена модификация Ту-16К-26.
Под фюзеляжем расположены створки бомболюка с мотогондолами по краям. К слову в начале 1980-х гг. это был единственный бомбардировщик, который мог вместить в свой бомболюк авиабомбу ФАБ-9000.
В качестве оборонительного вооружения самолёта были три дистанционных башенных установки (верхняя ДТ-В7, нижняя ДТ-Н7 и кормовая ДК-7) с двухствольными 23-мм авиационными пушками АМ-23, а на некоторых модификациях ещё и седьмая носовая одиночная пушечная установка.
В этой модификации носовой пушки не было, а вот стволы в башенных установках демонтированы при установке памятника.
Шасси самолёта.
На законцовке крыла видно утолщение противофлаттерного груза. На некоторых модификациях Ту-16 в законцовках крыла располагался автомат заправки в воздухе по схеме "с крыла на крыло", от которой впоследствии отказались в пользу схемы "шланг-конус".
Ну и хвост самолёта с разоружённой башней.
Но заехали мы сюда ради другого самолёта, который находится чуть дальше.
Пройдём к нему через мемориальный парк "Памяти героев-авиаторов".
С таким фонтаном.
Оканчивающимся памятником советской лётчице-штурману М. М. Расковой, построенному по проекту скульптора А. А. Щербакова, открытым в 2020 г. Это была одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Оканчивается парк стелой авиаторам, установленной в память о 67 летчиках, погибших в мирное время при освоении новой техники.
Далее мы выходим к бывшему КПП №3, где стоит самолёт, ради которого мы сюда приехали.
Перед площадкой с ним установлена плита-штандарт авиабазы.
Здесь установлен ныне крайне редкий дальний сверхзвуковой стратегический тяжёлый бомбардировщик ракетоносец Ту-22 с бортовым номером "74 красный". Такие никогда не базировались в Энгельсе, а в настоящее время в России их осталось всего 9 штук в виде памятников и музейных экспонатов.
Этот ракетоносец когда-то входил в состав 2-й авиационной эскадрильи 203-го гвардейского Орловского тяжелобомбардировочного авиационного полка 22-й Гвардейской Донбасской Краснознамённой тяжелобомбардировочной дивизии, который базировался на военном аэродроме Барановичи в Белоруссии, а после снятия их с вооружения и списания, в 1994 г. в рамках программы по утилизации он был доставлен на эту авиабазу и впоследствии установлен в качестве памятника.
Какая именно модификация установлена здесь не очень понятно, либо это ракетоносец Ту-22К (или КД) со станцией постановки помех, либо модификация самолёта видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки Ту-22КПД. Кроме того, в некоторых частях фюзеляжа под слоями краски просматривается другой бортовой номер "80 красный".
Ту-22 производились с 1959 по 1969 гг. в десятке различных модификаций, а всего их было произведено чуть более 300 единиц, из которых около 70 были потеряны в авариях, а из оставшихся в мире сохранилось всего 11, 9 из которых в России.
К слову, в военно-воздушных силах у этого самолёта было два основных прозвища - это "Шило", полученное из за вытянутой остроконечной формы фюзеляжа и "Спиртовоз", полученное из за системы охлаждения с 450 литрами спирта.
Самолёты серии Ту-22 не имеют ничего общего с принятыми позже на вооружение Ту-22М/М2/М3/М3М, кроме названия. Это совершенно другая машина.
Над носовым обтекателем вперёд выделяется топливоприёмник. Изначально его на самолётах не было, а устанавливать их стали гораздо позже, уже во время эксплуатации.
Белые люки под кабиной служили для подъёма и спуска лётного экипажа в самолёт, они же служили для катапультирования вниз.
Щиток носовой стойки шасси.
Бомболюк под фюзеляжем был предназначен под крылатую ракету Х-22, в том числе и с ядерной боевой частью, но целиком она в него не помещалась, а лишь частично утапливалась внутрь, поэтому всегда было видно несёт ракетоносец ракету или нет.
На плоскости крыла расположен мощный аэродинамический гребень, служивший для борьбы с перетеканием воздушных потоков и отрывом их от поверхности крыла.
Гондолы шасси.
В хвостовой части располагались двигатели с цельноповоротным стабилизатором. А ещё в хвосте размещалась убираемая хвостовая пята, которая предохраняла самолёт от удара фюзеляжем при грубой посадке.
Вот такой интересный экземпляр стоит на въезде на территорию авиабазы стратегической авиации Энгельс.
Кстати ещё один Ту-22 мы встречали в соседнем Саратове в Парке Победы и у нас тоже есть про него подробная статья.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.