Когда собралось достаточное количество статуэток, я заметила, что среди них много девушек в красных платочках.
Странно, как стремительно меняется жизнь: ещё 150 лет назад девушки и женщины на Руси прикрывали волосы. Хоть на работе, хоть на празднике без головного убора находиться было неприлично. После революции 1917-го года даже самые пламенные революционерки ещё носили красные косынки. И сейчас, наверное, не случайно певица Т. Куртукова исполняет популярную ныне песню "Матушка" тоже в красном платочке.
Но, конечно, платки были разноцветные - это у меня так случайно подобралось. Теперь уберу фигурки, которые не имеют отношения к танцу. Это, конечно же, замечательная статуэтка-карандашница "Девушка со снопом", ЛФЗ, 1960-70-е гг. Авторы: С. Велихова, К. Косенкова. Кстати, платок, завязанный узлом под подбородком, считался девичьим головным убором.
"Девочка с ягодами" и "Девушка с косой", Турыгинский ФЗ, 1960-70-е гг., автор: Л. Азарова. Хотя они тоже в красных косынках, но явно не плясуньи.
Есть ещё девчушка с ромашкой из селенита (г. Пермь). тоже в красном платочке.
Ну, вот теперь остались одни плясуньи.
Расскажу немного об этих статуэтках. Мои самые любимые: парочка девочек-плясуний "Матрёшки", 1958-60 год, Чудово "Красный фарфорист". Автор: Л.Н. Павлова (Кошман). Вообще люблю статуэтки этого ФЗ - лёгкие, белые. Смотрите, какие симпатичные мордашки у девочек. Я их называю "Беляночка" и "Розочка".
Статуэтка ЛФЗ "Плясунья. Руки в боки", конечно, вне конкуренции. Авторы: С. Велихова, Л. Григорьева.
Фигурка "Плясунья с платочком", Полонского ЗХК (впрочем, иногда пишут Городницкий ФЗ). Этих плясуний тоже пара, но у меня одна и без марки.
Фотография фарфоровых танцорок напомнила мне действо, которое проходит у нас в Курске. В 2019-м году 1626 участников исполняли карагодную пляску "Тимоня" на главной площади города. В 2022-м году в ней участвовало уже 2032 человека - это был рекорд по России. Цифра участников не случайна. В 2032-м году Курску исполнится 1000 лет. Наверное, город старше; но решили исходить из первого зафиксированного упоминания о нём в "Слове о полку Игореве".
Участники с трудом поместились на Красной площади (а она у нас немаленькая) напротив Дома Советов под направляющей дланью В.И. Ленина.
Они образовали 17 кругов. Особенность - народные костюмы, и в первую очередь платки и другие женские головные уборы. В каждом кругу - свой цвет.
Танцевали и стар, и млад.
Тут немного поясню. Всем известно, что хоровод считается самым древним танцем на Руси. И он похож, скорее, на медитацию. В Курской губернии хороводы называли карагодами. Карагод - род коллективной пляски, известный с конца 17-го века. И курский карагод немного отличается от традиционного русского хоровода. Хотя пляска и идёт по кругу, но он совсем не плавный и не медленный. Тут видно индивидуальное мастерство плясуна, плясуньи или пары.
Свадебный курский карагод "Тимоня" - это смесь всего: движения по кругу, индивидуального танца, музыки, песен, частушек; но главное, выражение азарта и жизнелюбия. Помню, ещё в школе на встрече с ветераном ВОВ он вспоминал, что куряне, которые дошли до Берлина в 1945-м году, после объявления Победы плясали "Тимоню" несколько часов подряд. Потом к ним присоединились бойцы из других регионов СССР. Для жителей немецкой столицы это было, наверное, кошмаром - языческим танцем Победы.
Теперь о том, почему такое название "Тимоня". Меня это всегда особенно интересовало, так как моя девичья фамилия Тимонова. И в некоторых местностях Курской области моих однофамильцев очень много. Собственно, есть у нас и райцентр Тим. В памяти сохранилась и картина в краеведческом музее "Охота на мамонта в Тимоновском стойбище". Отец мне говорил: "Посмотри, это наши предки". Что приводило меня в детстве в неописуемый ужас - такие "предки" были страшные и лохматые. Но проще объяснить название тем, что в припевках поётся про Тимоню. Он же и главный танцор.
Тимоня играет на гармошке, хор его расхваливает: "Ох, Тимоня, Тимонюшка, Кучерявая головушка!" А девушка задорно отвечает, глядя с любовью на Тимоню: "Мне не нужен дом кирпичный, нужен милый симпатичный". Ну, и т. д. В моих фарфоровых статуэтках "тимони" тоже присутствуют.
Обратили внимание на платочек в руках у плясуний? В русском танце он придаёт выразительность, он - важная часть убранства девушки, как будущей невесты. Игра с платочком может многое означать - от категоричного отказа кавалеру до задорного кокетства и даже заигрывания.
Но ещё более "говорящая" часть национального костюма русской плясуньи - головной убор. Основа его древнейшая - венок. Головной убор показывает: из какой губернии женщина, её социальное положение, примерный достаток, замужняя или девица и много чего ещё. Назову некоторые из головных уборов и покажу их на фарфоровых статуэтках.
ПОВЯЗКА - девичий головной убор в виде широкой ленты или платка.
КОКОШНИК - наверное, самый известный и распространённый головной убор.
КОРУНА - разновидность кокошника, нарочито подчёркивающая благосостояние семьи и её высокое положение в обществе.
ПОВОЙНИК - убор замужних женщин в виде шапочки.
На этом закончу статью. Смешно: начала с фарфоровых статуэток девушек в алых платочках; а о чём только не написала! Как-то всё одно за другое цеплялось. Спасибо, что дочитали до конца.