Найти в Дзене
Вести: Приморье

"Недетский разговор". Как научить детей правилам общения с собаками

Оглавление

Уважительное отношение к собакам должно воспитываться с раннего возраста. Собака - живое существо, у которого есть какие-то свои интересы, свои взгляды. И с ним нужно общаться не как с вещью. Как построить свои отношения с домашними, служебными и дворовыми собаками в разговоре, состоявшемся в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Сергей Нелюбин:

- Здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели программы «Недетский разговор»! В студии работают я, Сергей Нелюбин и уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова.

Ольга Романова:

- Здравствуйте, Сергей!

Сергей Нелюбин:

- И сегодня мы решили поговорить о безопасном общении детей с собаками. О том, чему стоит научить детей в этом общении, чтобы оно было безопасным и интересным. И для этого мы пригласили в студию специалиста. Это Екатерина Воронцова, профессиональный кинолог МЧС, зоопсихолог, специалист по поведению собак. Здравствуйте!

Екатерина Воронцова:

Здравствуйте! Ну и у нас сегодня еще один гость. Это мой коллега Миттельшнауцер Вольд.

Он работает со мной вместе в МЧС, обучен поиску людей в лесу и под завалами.

Сергей Нелюбин:

- Ну и сразу же, наверное, приступим мы к первому вопросу. В чем главная опасность при общении детей с собаками?

Ольга Романова:

- Я несколько примеров могу привести из нашей приморской практики, когда, например, ребенок, который живет в частном доме, на соседний участок пришел, чтобы пообщаться, посмотреть на щенков, которые в этот момент находились в будке. И, конечно, был покусан, к сожалению, были травмы. Здесь, наверное, типичная история про то, что детям очень интересно пообщаться с животными.

Дети очень любят животных, и это правда. Это нельзя прекращать. Это нужно, на самом деле, развивать, но при этом нужно абсолютно точно учить детей взаимодействовать с животными, потому что это была опасная ситуация, и понятно, что собака защищала своих детенышей, и в этой ситуации контакт был, к сожалению, болезнен. Вот это один из примеров, но их, на самом деле, достаточно много.

Катя, поэтому к вам такой вопрос. Что родители в первую очередь должны знать и чему учить? Каким правилам?

Екатерина Воронцова:

- Вы правильно заметили, что нельзя нам прекратить взаимодействие собак и детей. Дети очень любят животных. И часто родители, не зная, используют тактику запугивания: «Не подходи, собачка укусит». В итоге ребенок начинает бояться собаку, даже если у него никаких не было с ней конфликтных ситуаций. Тем самым он потом провоцирует животное своими страхами, своим поведением. Когда собака, допустим, просто спокойно идет мимо, ребенок начинает вздрагивать, отпрыгивать, кричать. Собака пугается, и из-за этого проявляет защитную агрессивную реакцию.

Поэтому, прежде всего, родителям нужно помнить о том, что собаки — это наши сожители. Сейчас они стали постоянными спутниками в городах. Очень много в квартирах живут собаки. В загородных домах очень многие не обходятся без собак.

Очень важно доносить до ребенка, что собака — это, прежде всего, живое существо, у которого есть какие-то свои интересы, свои взгляды. И с ним нужно общаться не как с вещью «я вижу, я хочу», а именно как с партнером, с которым можно построить диалог. Обычно мы всегда рассказываем детям такой пример. Когда вы хотите познакомиться с собачкой, допустим, на улице вы увидели, что нужно сделать, прежде всего? Многие дети сейчас уже, к счастью, знают, что сначала нужно спросить разрешения у хозяина этой собаки. Потом нужно спросить разрешения у собаки.

Потому что хозяин-то может разрешить, но собака может быть не настроена общаться. Либо хозяин не очень внимательный и сам, допустим, не знает повадок своей собаке. Очень часто бывает, что хозяин действительно не разбирается и говорит, «А, нормально, там, ничего страшного, пусть потерпит». Особенно у мелких собак.

Да, очень часто у мелких собак, что даже если собака начинает рычать, возмущаться, это считается смешным, и продолжаются попытки ее потрогать.

Ольга Романова:

- Вольт прям запережевал.

Екатерина Воронцова:

- Да, Вольт очень беспокоит эта тема, потому что он как раз таки относится к тем собакам, которые не любят навязчивого общения, не любят, когда просто так вдруг к нему тянутся руки, его это пугает.

Ольга Романова:

- А по каким признакам можно определить, что собаке что-то не нравится? На самом деле это же не человек, он не может сказать, это все-таки животное.

Екатерина Воронцова:

- У животного очень сильно развит язык тела. Можно обратить внимание на то, как общаются собаки между собой. Особенно дворовые, которые привыкли жить в коммуникации друг с другом. Собаки очень часто не подбегают просто вплотную, как делают дети, они подбегают резко и тянут руки.

Собаки сначала присматриваются друг к другу. Они начинают показывать, что «да, я хочу подойти», подходят медленно, спокойно по дуге, смотрят мягко, то есть не в упор. Для собак взгляд в упор считается как бы актом агрессии. И опять-таки они смотрят на обратную реакцию от другого животного. Посмотрели, посмотрели, все хорошо, подбежали, понюхались, поиграли.

А иногда они посмотрели, посмотрели и даже не стали подходить. То есть они на каком-то своем языке выяснили, что не в настроении мы сейчас общаться. И эти же сигналы собаки посылают нам. И когда мы смотрим на собаку, видно, хочет она общаться или нет. Мы можем показать ей свое желание, слегка протянуть руки издалека. То есть не впритык к собаке, а как бы «иди сюда, иди сюда, моя хорошая». И если собака пошла, то да, скорее всего, ей интересно, она хочет с вами пообщаться. Но если она подходить не хочет, это явно сигнал того, что ей не интересно и она сейчас не настроена взаимодействовать.

Сергей Нелюбин:

- А какие еще внешние признаки по самой позе, по тому, как смотрит собака?

Екатерина Воронцова:

- Собака, которой не хочется общения, обычно отводит голову, прижимает уши, убирает в сторону взгляд. То есть она пытается показать, что я не хочу контакта. Очень часто эти сигналы игнорируются. В том числе и в домашних условиях, даже в семье. То есть с той собакой, с которой мы постоянно вместе живем.

Очень часто навязывается общение. Собаку подходят, хватают, гладят. Мы считаем, что погладить собаку – это добро для нее. Но, к сожалению, это не всегда так. Есть очень любвеобильные собаки, которые любят, которые сами залазят, гладят меня. Есть собаки, которые более сдержаны.

Я часто привожу пример, что даже в общении с людьми, если человек не в настроении, а к нему лезут с обнимашками, то он испытывает негативные ощущения.

Сергей Нелюбин:

- Какой ребенок не хочет, чтобы у него была собака? Дома это все-таки немножко такие отношения. Ты можешь ее схватить, потрепать, ей это неприятно, но она свои люди потерпит.

Екатерина Воронцова:

- Как раз-таки из-за этого взгляда очень часто возникают конфликты. Она (домашняя собака) потерпела, потому что поведение собаки в квартире, то есть в стае, скажем так, а семейной стае. И собака, которая охраняет какой-нибудь объект, например, или там служебная какая-то собака, бездомная собака – это вообще что-то другое.

Екатерина Воронцова:

- Здесь однозначный совет – просто к ней не лезть. Не нужно лезть к чужой собаке в принципе. Потому что, во-первых, это чужая собака.

Если она охраняет свою территорию, так она действительно находится на работе. И она должна выполнять функцию охранную.

Сергей Нелюбин:

- Детям это надо объяснять.

Екатерина Воронцова:

- Да, обязательно. Только нужно это объяснять не с позиции страха, чтобы у ребенка не было страха. А с позиции, скажем так, уважения. Например, папа твой работает на работе, ты к нему же не приходишь, не мешаешь. И здесь то же самое. Собака находится на работе, не стоит ей мешать. То есть на языке ребенка приводить примеры, которые ему могут быть понятны.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

"Недетский разговор". Как научить детей правилам общения с собаками