Найти в Дзене
Телеканал ДОН 24

Ереванский рейс едва не стал катастрофой для Ростова

«Молот» продолжает публикацию материалов, посвященных 100-летней годовщине гражданской авиации на Дону (1925–2025 гг.). Наш сегодняшний гость – летчик Ростовского объединенного авиаотряда Александр Напрасников, профессионализм которого помог предотвратить крупную авиакатастрофу в донской столице в апреле 1993 года. Публикуем материал Александра Оленева в газете «Молот» от 26.03.2023 (№20). Путёвка в небо Александр был обычным ростовским парнем. Рос в поселке, примыкающем к берегу Темерника. Гонял в футбол, бегал купаться на Дон. А мечту о небе заронил в душу 17-летнего юноши родной дядя, который был летчиком. Глядя на его красивую синюю форму с нашивками и эмблемами, Саша мечтал о том времени, когда и сам будет носить такую же, и сядет за штурвал большого авиалайнера. Однажды в гостях у дяди Александр решил покататься на качелях-лодочках в парке. Была жара, его изрядно укачало. «Слабак!» – покачал головой дядя. Но паренька лишь раззадорило это замечание. В Краснокутское летное училище
Оглавление

«Молот» продолжает публикацию материалов, посвященных 100-летней годовщине гражданской авиации на Дону (1925–2025 гг.). Наш сегодняшний гость – летчик Ростовского объединенного авиаотряда Александр Напрасников, профессионализм которого помог предотвратить крупную авиакатастрофу в донской столице в апреле 1993 года.

Публикуем материал Александра Оленева в газете «Молот» от 26.03.2023 (№20).

Путёвка в небо

Александр был обычным ростовским парнем. Рос в поселке, примыкающем к берегу Темерника. Гонял в футбол, бегал купаться на Дон. А мечту о небе заронил в душу 17-летнего юноши родной дядя, который был летчиком. Глядя на его красивую синюю форму с нашивками и эмблемами, Саша мечтал о том времени, когда и сам будет носить такую же, и сядет за штурвал большого авиалайнера.

Летчик Александр Напрасников за штурвалом Ту-134
Летчик Александр Напрасников за штурвалом Ту-134

Однажды в гостях у дяди Александр решил покататься на качелях-лодочках в парке. Была жара, его изрядно укачало. «Слабак!» – покачал головой дядя. Но паренька лишь раззадорило это замечание. В Краснокутское летное училище гражданской авиации он поступил с первого захода – при конкурсе 15 человек на место.

Первый самолет – Як-18. Первый инструктор, давший путевку в небо, – Александр Каширин, немногим старше самого курсанта. Он учил тезку элементам высшего пилотажа: «бочка», «переворот», «петля». Хотя гражданские лайнеры не приспособлены для таких трюков, умение лишним никогда не бывает.

Закончив училище, Напрасников получил распределение в Шахтинский авиаотряд. Полетал на Ан-2, обслуживая местные линии, и в 1973 году перевелся в Ростовский объединенный авиаотряд (РОАО).

Ростовские крылья

РОАО был одним из крупнейших авиапредприятий в СССР. В 1970-х годах эксплуатировал самолеты Ту-134, Як-40, Л-410. Позже стали приходить среднемагистральные Ту-154. География полетов – весь СССР, страны Европы, Азии.

«Эстафета» летного экипажа могла составлять до недели. Летели в Барнаул, оттуда в Братск. Потом могли быть Сочи, Рига или заграница, например Хельсинки. А могли быть и челночные рейсы в Москву, которых ростовчане выполняли по 7–9 каждый день.

Работа летчиков считалась вредной. Оплачивалась по «горячей» сетке, как у шахтеров или металлургов. Налет – не более 70 часов в месяц. Напрасников летал командиром Ту-134. Это сверхнадежный, легко управляемый самолет. Сказывалось его ближнее родство с бомбардировщиком. 10-кратный запас надежности очень пригодился 9 апреля 1993 года, когда этот самолет выполнял рейс D9-663 из Ростова в Ереван.

Фото предоставлено группой FEDAERO
Фото предоставлено группой FEDAERO

Взлетали в 16:00 при хорошей погоде. Салон заполнен битком: 84 пассажира, каждый из которых норовит провезти побольше багажа. В те времена закрывали глаза на незначительный перегруз, но все же в рамках допустимого.

До аэропорта «Звартноц» чуть больше часа полета. Перемахнуть Кавказский хребет – и на посадку. Обменявшись парой слов со вторым пилотом Юрием Резниковым, командир дал команду на взлет.

«Рубеж» невозврата

У летчиков есть специфический термин – «рубеж». Это точка невозврата, после которой можно только взлетать. Ее определяют по набранной скорости (больше 270 км/ч), длине взлетной полосы, силе ветра. Протяженность «взлетки» Ростовского аэропорта – 2500 м. Взлетавшая в западном направлении «тушка» достигла «рубежа». И в это время корпус сотряс сильный удар. «Словно граната взорвалась рядом», – вспоминает Александр Напрасников.

Обороты правого двигателя резко поползли вниз. До конца полосы оставалось 800 м, за ней – бетонный забор и жилые кварталы поселка Фрунзе. Тормозного пути не хватало для остановки. «Взлетаем!», – громко скомандовал Напрасников, чтобы у второго пилота не оставалось сомнений. Тяжело груженный лайнер оторвался от земли на одном двигателе...

– До отрыва нам удалось набрать скорость 310 км/ч, – вспоминает Напрасников. – Машина отлично «переломилась» (т. е. изменила конфигурацию, задрав нос. – Прим. ред) , но набора высоты не пошло. Стрелка застыла на приборе. А внизу – окраина Александровки, за нею Нахичевань. Вызываю диспетчера – нет ответа. Потом рассказали, что молодой парень впал в ступор, когда увидел 80-метровую струю пламени, выбивавшуюся из двигателя. Я выразился некрасиво в эфир, тогда на связь вышел начальник смены. Он сказал, что Батайск готов принять самолет. Но я принял решение вернуться в Ростов.

Правый двигатель вышел из строя, но зато прекратился пожар: поток воздуха сорвал пламя. Самолет заложил левый поворот над Доном. И тут случилось чудо: появилась тяга, словно машине кто-то дал пинка под зад. Напрасников аккуратно зашел на посадку. На середине взлетки увидел пару куропаток – это их стая попала в двигатель, вызвав аварийную ситуацию.

Весь полет занял 12 минут. Пассажиры притихли, но так ничего и не поняли: двигатели Ту-134 находятся в хвосте, из салона пожара не видно. Кто-то передал командиру пакет с ирисками – как благодарность за спасение.

Действия экипажа были признаны правильными. В Москву, в Правительство России ушло представление о награждении экипажа орденами Мужества. Но оно осталось без ответа. На дворе был беспокойный 1993 год, и это авиапроисшествие затерялось среди других, более громких событий.

Автор: Александр Оленев. «Молот» от 26.03.2023 (№20).