Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Он смог выстоять и не предать Бога

Оглавление

«Мой отец Попов был таким, каким должен быть православный настоящий священник. Это не мое только представление о нем. До сих пор, хотя с его смерти прошло 33 года, мне, к моей великой радости и гордости, приходится слышать о нем добрые слова, причем от людей совершенно посторонних: то старушка вспомнит, как «батюшка Сиволод» угощал ее полуголодных ребятишек в послевоенные годы конфетами, то передадут воспоминания своих мам знакомые старушки о том, как утешал он в постели умирающего…»

Эти строки – из воспоминаний об отце Надежды Всеволодовны Поповой. Не многие знают, что исповедник Русской Православной Церкви XX века Всеволод Васильевич Поповбыл священником в Маломинусинской церкви с 1925 по 1933 годы. По воспоминаниям родственников священника Всеволода, это был человек, к которому тянулись прихожане, которого любили и уважали даже в самые тяжелые для православных верующих годы.

1927 год. Всеволод Попов, его дочь Леночка, сын Борис, дочь Надежда и супруга Мария
1927 год. Всеволод Попов, его дочь Леночка, сын Борис, дочь Надежда и супруга Мария

Бежали в Сибирь после гражданской войны

О жизни Всеволода Васильевича известно немного. В открытых источниках о жертвах политических репрессий Русской Православной Церкви XX века опубликована информация в сокращенном варианте, изложенная на основании документов архивно-следственного дела УФСБ по Красноярскому краю Д. П-11510 о служителях религиозного культа, подвергшихся необоснованным репрессиям в период 30–40-х и начала 50-х годов на территории Красноярского края.

Некоторые новые данные о жизни новомученика Попова появились в результате изучения архивных материалов Мартьяновского музея, а также из воспоминаний его жены Марии Николаевны Вознесенской, дочери Надежды Всеволодовны Поповой и внучки Веры Ивановны Тарабриной (г. Абакан).

Всеволод Васильевич родился 6 февраля 1885 года в с. Троицко-Печорск Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, протоиерей, из рода потомственных священнослужителей Коми края. Национальность – русский.

В послужном списке Попова, написанном собственноручно для канцелярии Новосибирского епископа Варфоломея, сообщается, что он в 1907 году окончил Вологодскую духовную семинарию. После ее окончания служил в Вологодской духовной консистории.

В 1909 году Попов рукоположен во диакона, в 1910-м – во священника к церкви с. Ново-Николаевка Вятской губернии. С 1909 по 1917 годы служил диаконом и священником в Вятской епархии. После начала Гражданской войны семья Поповых бежала в Сибирь. Некоторое время, в 1917 году, отец Всеволод служил в церкви с. Спасо-Богородичное Пермской епархии, а в 1920 году семья оказалась под Красноярском.

5 мая 1920 года Попов был определен священником церкви с. Большой Яр Минусинского уезда Енисейской губернии. В 1924 году перемещен к церкви с. Белоярское. В декабре 1925 года переведен в село Мало-Минусинское, где служил до 1933 года. В 1927 году возведен в сан протоиерея. Состоял благочинным 3 и 4 округа Минусинской епархии.

Так в 1950 году выглядел священник после долгих лет каторги
Так в 1950 году выглядел священник после долгих лет каторги

Был чистый понедельник, первый день Великого поста...

За это время отца Всеволода несколько раз арестовывали. Спустя 33 года после смерти отца его дочь Надежда Всеволодовна Попова напишет: «Шла коллективизация и раскулачивание. Потянулись обозы с раскулаченными, наши хозяева оказались в числе их, и нам пришлось переехать в другую квартиру, потом еще и еще. Отец продолжал служить, из города приходили вести об аресте то одного, то другого, главным образом за золото. В марте 33-го стали арестовывать священников, уже всех забирали, а об отце забыли, правда, ненадолго. Был чистый понедельник, первый день Великого поста, мама стирала, отец пошел служить. Наша квартира – комната в доме Мязиных (сами они жили в кухне, их было человек 7–8) – окнами выходила на церковь и на дорогу. Как рассказывал потом трапезник, молящихся было очень мало, несколько старух, отец отслужил положенное на этот день, сам подмел пол в церкви, паперть, дорожку к воротам и пошел домой. Сели завтракать. Как сейчас помню: картошка вареная, капуста с постным маслом, грибы. Мимо проехала легковая машина, остановилась у соседнего дома. Мама сказала: «Это за тобой», взяла фотографии и вынесла в кухню. Через несколько минут вошли мужчины и девушка, видимо, секретарь или курьер СС. Она-то и показала не тот дом, т.е. ошиблась, чтобы дать понять, что приехали за батюшкой. Вряд ли она могла не знать, где живет поп, ведь это деревня. Все равно спасибо ей – фотографии у нас сохранились. Начался обыск, первый сундук с одеждой и второй с бельем, больше искать было нечего: золота у нас не было…».

Супруга Мария и близкие Всеволода Васильевича
Супруга Мария и близкие Всеволода Васильевича

Собрала мама, что могла, в дорогу, проводили до Абакана на пароходике

Попов был арестован по «Делу епископа Димитрия (Вологодского) и др. Минусинск, 1933 г.», (Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-11510). Всего по обвинению в систематической антисоветской агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти, тогда было арестовано 82 человека. Из числа духовенства, монашествующих и «церковников»: 1 архиепископ, 17 священников (1 иеромонах), протодиакон, 1 монах, 8 монахинь, члены церковного совета, прихожане. Главным обвиняемым был владыка Минусинский архиепископ Димитрий (Вологодский Дмитрий Матвеевич).

Большинство обвиняемых не признали себя виновными, Всеволод Васильевич был в их числе.

6 июня 1933 года Особая тройка при полномочном представительстве Объединенного государственного политического управления приговорила большую часть обвиняемых к различным срокам заключения в концлагеря или ссылки в отдаленные районы Нарымского края: 9 человек – к 10 годам конц-лагерей, 13 человек – к 5 годам концлагерей, 16 – к 3 годам конц-лагерей, 5 человек – к 5 годам ссылки в Нарымский край, 3 человека – к 3 годам ссылки. Архиепископ Димитрий (Вологодский) был приговорен к 5 годам концлагерей, ввиду преклонного возраста наказание было заменено на ссылку в Нарымский край на тот же срок, но фактически он отбывал наказание в Минусинском исправительно-трудовом лагере.

Протоирей Всеволод Васильевич Попов был осужден 10 июня 1933 года тройкой при ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. «Суд был, конечно, закрытый, скорее всего просто прочитали им приговор, обвинили в заговоре: кому поселения пять лет, кому три года выселки, а те, кто не подписал обвинение, получили по десять лет ссылки… Собрала мама, что могла, в дорогу, проводили до Абакана на пароходике, привели на железнодорожный вокзал, посадили в сторонке, провожающие стояли поодаль – близко не подпускали…». (Восп. об отце Надежды Всеволодовны Поповой).

Срок Попов отбывал в Северо-Восточном ИТЛ на Колыме, в Магадане (в Мариинском лагере). Большую часть срока трудился прорабом на лесоповале.

Мария Николаевна Вознесенская, супруга Всеволода Васильевича, вспоминала: «Пока шло следствие, ходили в Минусинскую тюрьму с передачами. Когда Всеволод Васильевич был сослан на Колыму, от него регулярно приходили письма. Жалоб в письмах не было».

Никольская церковь в Абакане, где служил в последние годы Всеволод Васильевич
Никольская церковь в Абакане, где служил в последние годы Всеволод Васильевич

«Узнаешь?» – «Узнаю!» Хотя как я могла узнать...

Несколько раз до «ежовщины» Попов посылал семье посылки и денежные переводы. «Отец работал на лесоповале. Говорил: «Весь лес на Магадан через мои руки прошел», работал прорабом. С начальством отношения шли хорошие, с товарищами по лагерю тоже, т.к. заключенные в большинстве были священники… праздники справляли в лесу, как могли служили все церковные богослужения, пели церковные песнопения, а иногда и мирские». (Из воспоминаний об отце Надежды Всеволодовны Поповой).

Летом 1941 года Попов сильно заболел, и его отправили на материк в больницу. Мария Николаевна посчитала, что посылки и переводы задерживают из-за войны, а когда получила письмо из Мариинска о том, что по дороге у Всеволода Васильевича украли все теплые вещи и продукты, отправила к нему Надежду.

«…Мама работала в школе учительницей начальных классов. Она и заикнуться не могла, что надо ехать к заключенному. Решили отправить меня. Мне исполнилось 16 лет. Я училась в девятом классе… обрезали ватный подрясник, собрали кое-какие продукты, в основном сухари, и снарядили меня вместе с одной старухой, у которой сын тоже сидел в Мариинске… Приехали в Мариинск – это было в декабре, мороз – 40°С… Сугробы снега, высокий забор, крепкие ворота, вышки с часовыми и крохотная караулка у ворот… Наконец сказали: «Привели!» Подвели меня к воротам, показали в прорезанный зарешеченный треугольник размером 10–15 см и спросили: «Узнаешь?» – «Узнаю!» Хотя как я могла узнать: ведь он одет по-другому, и волоса стрижены, и прошло девять лет с тех пор, как я его видела в последний раз. Он, вероятно, так же «узнал» меня, как и я его… раскрылась калитка, он меня поцеловал, я передала ему мешок с посылкой. На этом наше свидание закончилась…». (Из воспоминаний об отце Надежды Всеволодны Поповой).

Позже Всеволод Васильевич напишет домой письмо со словами благодарности к дочери: «…он благодарил меня, удивлялся тому, как я выросла за девять лет…».

Всеволод Попов с супругой и внучкой
Всеволод Попов с супругой и внучкой

Отец вернулся худой и больной, но добрый и бодрый

В марте 1943 года, перед освобождением, Попов заболел, и его положили в больницу. Может быть, это спасло его от неминуемой гибели, так как врач не только лечил его, но и кормил, а в лагере от голода умирали десятками, может, и сотнями.

«Отец пришел очень худой и очень больной, но добрый и бодрый. Это был март 43-го. Узнав о его возвращении, потянулись к нам его прихожане, знакомые… отец нанялся сторожить картошку… в начале августа стали поспевать арбузы, дыни… сосновый бор, подлечили отца…».

В те трудные времена к нему приходили с просьбами: отпеть воина, отслужить молебен, панихиду или окрестить. Батюшка не отказывал, а руководство не препятствовало.

Позже Попов трудился сторожем в «Рыбтресте». В 1944 году был назначен настоятелем Николаевской церкви в Абакане, которую открыли после восстановления 7 января 1945 года. Здесь он прослужил до 1955 года.

Умер Всеволод Васильевич рано утром 27 февраля 1961 года в Абакане и был похоронен на городском кладбище. Реабилитирован 15 ноября 1989 года Прокуратурой Красноярского края.

Изучая жизнь исповедника Всеволода Васильевича Попова, невольно приходится осмыслить печальные страницы прошлого и оценить его подвиг. Несмотря на смутные, тяжелые времена, он смог выстоять и не предать Бога.

Вера Ивановна, внучка Всеволода Васильевича, которая сейчас проживает в Абакане
Вера Ивановна, внучка Всеволода Васильевича, которая сейчас проживает в Абакане

Материал подготовила Ирина РЕШЕТНИКОВА, студентка 1 курса Института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №9 (18.664) от 29.02.2024