Найти тему
Киновед в штатском

Прирожденные маньяки: Как идея неснятого хоррора Тарантино реализовалась в другом его фильме

Идея, как говорили герои одного известного фильма – это самый живучий паразит. Однажды загоревшись какой-то идеей вам будет сложно от нее отделаться, не воплотив ее в реальность или не утратив последнюю надежду осуществить эту мечту. К счастью, нас такие навязчивые мысли посещают нечасто, но представьте, каково приходится сценаристам, вся работа которых, по сути, заключается в том, чтобы генерировать идеи. Хорошо, если из десятка замыслов у них реализуется один. Остальные приходится либо хоронить, либо трансформировать и использовать в других проектах. Сегодня мы об одной такой трансформации и поговорим, приурочив статью к очередному дню рождения Квентина Тарантино.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Тарантино заслуженно занимает одно из почетнейших мест наиболее выдающихся современных режиссеров. Однако, он же имеет в Голливуде славу весьма противоречивого и непредсказуемого автора – особенно в плане сценарных идей. Его смелые сюжетные ходы, неповторимый визуальный стиль, рваное повествование и перегруженность персонажами и диалогами, с одной стороны, привлекают продюсеров и студии, а с другой – пугают наглостью и нахрапистостью. Совершенно неудивительно, что при таких исходных данных у Квентина накопился серьезный набор нереализованных проектов.

-3

Один из них мне хочется сегодня разобрать – он случился (вернее, не случился) в 1995 году. После грандиозного успеха своего второго фильма "Криминальное чтиво" Тарантино получил массу самых разных предложений, но у этого режиссера всегда были весьма специфические вкусы, поэтому из огромного количества предложений он выбрал самое неожиданное – перспективу продолжить франшизу "Хэллоуин". После провала "Хэллоуина 5: Месть Майкла Майерса" в 1989 году культовая серия хорроров требовала перезагрузки, но для ребута была нужна сильная история от проверенного автора. Таким автором и должен был стать Тарантино – он со всем рвением уселся писать сценарий "Хэллоуина 6".

-4

Впрочем, нет, это слишком громко сказано – писать сценарий. Для начала Квентин Тарантино набросал так называемый тритмент, лаконичное изложение основной идеи без деталей и диалогов. По такому "краткому содержанию" заказчик прикидывает, по пути ли вам, стоит ли в это вкладывать деньги и сколько такой фильм или сериал может стоить. Сразу оговоримся, что тритмент Тарантино проверку не прошел по весьма занятной причине – как я уже упомянул, продюсеры хотели устроить перезапуск истории, но Квентин не желал безоговорочно отрываться от корней и плотно связал новую серию с пятым фильмом. В частности, одним из ведущих персонажей шестой части должен был стать таинственный Человек в черном, возникший в финале "Мести Майкла Майерса".

-5

Ключевой задумкой сценариста и режиссера было смещение места действия будущей картины из традиционного городка Хэддонфилд на трассу 66 – по его идее Человек в черном и Майкл Майерс должны были сесть в автомобиль и отправиться в путешествие через всю Америку, останавливаясь у придорожных кафе и в случайных мотелях, где Майкл и совершал бы свои новые убийства. Столь радикальная трансформация привычной жанровой формулы "Хэллоуина" показалась студии чрезмерно смелой, и Тарантино было поручено придумать что-то более привычное для аудитории культового слэшера. Но нужно понимать, что даже в 1990-х Квентин был слабо управляем – заказчик и исполнитель не нашли точек соприкосновения, Тарантино стоял на своем, а получив отказ в реализации, просто вышел из проекта...

-6

...И тут же присоединился к другому – идея о парочке убийц, колесящих по Америке, моментально получила воплощение в другом сценарии. Квентин Тарантино принес в Miramax свой новый проект "Прирожденные убийцы", в котором – какое совпадение – пара влюбленных, чье трудное детство обернулось исковерканной психикой, устроили кровавый заезд по Американской глубинке. Фактически это был тот самый "Хэллоуин 6", но без Человека в черном и Майкла Майерса, но с Микки и Мэллори на ведущих позициях смертоносных путешественников. "Прирожденных убийц" в итоге взялся снимать более именитый Оливер Стоун, но имя Тарантино осталось в титрах на позиции сценариста и автора той самой идеи.

-7

И если дальнейшая судьба "Прирожденных убийц" хорошо известна – фильм обрел художественный культовый статус, но, к сожалению, и среди психов и маньяков стал предметом подражания – то о "Хэллоуине 6" можно пофантазировать. Нет, разумеется, фильм с таким названием в конце концов вышел, но не просто не смог дотянуться до оригинала, "Проклятие Майкла Майерса" (это подзаголовок шестой части) оказалось таким плохим, что едва не похоронило Сагу. Новые авторы ввели в мифологию "Хэллоуина" совершенно чуждую франшизе сущность – так называемый Культ Торна, древнее друидское проклятие, заставляющее жертв убивать своих родных.

-8

Банальным и неизобретательным объяснением жестокой сущности Майерса авторы "Хэллоуина 6" убили всяческую интригу, загадочность и сверхъестественность Зла во франшизе. Твист с Культом был настолько плох, что "Хэллоуин" пришлось сначала прикрыть на четыре года, а после перезагрузить так, что из канона оказались выброшены третья, четвертая, пятая и шестая серия – действие "Хэллоуина: 20 лет спустя" опиралось только на оригинальный "Хэллоуин" и "Хэллоуин 2". Конечно, неосмотрительно утверждать, что у Тарантино из шестого фильма получился бы шедевр, но в ней, как минимум, не было бы друидов, но присутствовали бы знаменитые диалоги и изощренные убийства.

-9

А самое главное – Майкл Майерс остался бы тем неуправляемым злобным монстром, кровавым Хаосом в маске, который наводит ужас одним своим присутствием в кадре, а не превратился бы в бессмысленную пешку, которой манипулируют иные силы. Тарантино бы такого не допустил, и фанатам не пришлось бы с горечью признавать идейную гибель злодея, потрясавшего воображение на протяжении многих лет. Впрочем, я-то хотел вам показать, что идеи не умирают и не растворяются в воздухе. По-настоящему крутые задумки обязательно воплощаются в жизнь, даже если это "всего лишь" сценарная конструкция фильма.

-10

Еще раз поздравлю Квентина с днем рождения, признаюсь в любви к большинству его картин, заявлю о завышенных ожиданиях от его грядущей ленты, близкой мне, как никакая другая, хотя бы по названию и усядусь за следующий текст. Новые материалы не заставят себя ждать, и их темы будут самыми непредсказуемыми – если вам в жизни не хватает приятных сюрпризов, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, я постараюсь вас удивить. Ну, и в телеграме на нас подпишитесь – с ним вы ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не пытайтесь избавиться от идей, и...

-11

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы:

Квентин Тарантино | Киновед в штатском | Дзен