Согласно законодательству, МТС должен проверять личные данные всех клиентов. Это касается и любых других сотовых операторов. Однако они не могут запрашивать абсолютно любую информацию, которую захотят. Кроме того, согласно законодательству, клиента не могут принудить использовать лишь один возможный способ идентификации.
Для чего сотовой компании ваши личные данные?
Сотовые операторы обязаны знать, кто в действительности пользуется номером — тот человек, с которым заключен договор, или кто-то другой. Это тоже является одним из требований законодательства.
Некоторые считают, что из-за этого страдает анонимность. Зато благодаря этому обеспечивается безопасность. Раньше СИМ-карты можно было купить в любом переходе в метро. Они оформлялись на случайных людей. Из-за этого искать преступников, которые действительно пользовались конкретными номерами, было практически невозможно. К примеру, следователи ищут террориста и приходят домой к человеку, на которого оформлена СИМ-карта. Но там выясняется, что он уже давно умер. Из-за этого расследование дела тормозится, а преступник остается безнаказанным и продолжает творить нехорошие дела.
Сейчас же сотовые операторы обязаны проверять паспорта клиентов. Поэтому оформлять СИМ-карты на подставных лиц стало намного сложнее. Если человек не хочет проходить идентификацию, то оператор просто отключает ему номер.
Трудно сказать, насколько это помогло. Согласно новостям, телефонные мошенники обманули уже тысячи людей. Впрочем, есть вероятность, что без внесения изменений в работу сотовых операторов жертв было бы намного больше.
За сотовыми операторами следит Роскомнадзор. Он может наказывать их за оформление СИМ-карт по чужим документам или за недостаточно тщательную проверку данных при покупке СИМ-карты. Достаточно вспомнить относительно недавний случай. На женщину оформили сразу 3 СИМ-карты "Мегафона" без ее ведома. Когда она узнала об этом, то подала жалобу в Роскомнадзор. Было проведено разбирательство. В результате "Мегафон" оштрафовали почти на 200 тысяч рублей за то, что его сотрудники недостаточно тщательно проверяют документы. Оператор пытался оспорить решение суда, однако его оставили без изменений. Правда, штраф "Мегафон" все равно не платил. Пока шло разбирательство, срок давности по делу давно истек.
Какие данные могут понадобиться сотовому оператору
При заключении договора от клиента требуется предоставить паспортные данные, дату рождения, ФИО, сведения о месте жительства. Некоторые люди пытаются сохранить анонимность. Они покупают СИМ-карту и меняют фамилию, радуясь, что теперь за ними никто не будет следить. Однако, согласно законодательству, они обязаны сообщить о смене ФИО оператору самостоятельно. Сделать это нужно в течение 60 дней. То же касается и смены места жительства.
Сотовые операторы тоже регулярно актуализируют базу данных. К примеру, они запускают автоматическую проверку паспортов клиентов — на их срок действия или действительность. Если с документом все в порядке, то клиента никто беспокоить не будет. Если были выявлены какие-либо несоответствия, то оператор свяжется с клиентом и попросит актуализировать информацию — сведения, перечисленные выше. Требовать от клиента предоставления любых иных данных незаконно.
Если клиент не выполнит требование оператора в течение 15 дней, то его СИМ-карта может быть отключена. А если ничего не предпринимать в течение полугода, то договор может быть расторгнут. Тогда номер просто передадут другому человеку.
Некоторые люди говорят, что МТС просит еще и СНИЛС и ИНН. Непонятно, зачем сотовому оператору эта информация. Возможно, он хочет использовать ее в своей экосистеме. Однако требовать их предоставления МТС не вправе. Если вы столкнулись с такой ситуацией, рекомендуется внимательно проверить форму, которую заполняете. Возможно, поля, в которых нужно указать ИНН и СНИЛС, являются необязательными. Пользователи проверили свой профиль на сайте МТС и подтвердили, что им не требуется обязательно указывать эти данные.
Допустима ли идентификация через "Госуслуги"?
Пользователь вправе самостоятельно выбрать способ идентификации. "Госуслуги" — достаточно популярный способ, но отнюдь не единственный. К тому же оператор не имеет права принуждать вас использовать именно его или какой-либо другой способ. При желании клиент может просто посетить одно из отделений оператора с паспортом.
Однако учитывайте, что есть и исключение. Если проверка личной информации была инициирована сотрудниками оперативно-розыскной службы, то оператор может ограничить клиента в выборе способов идентификации.
Проще всего объяснить на примере. Мошенники завладели номером гражданина и начали звонить, представляясь его именем. Об этом стало известно полицейским. Тогда они отправляют оператору запрос: действительно ли номером пользуется тот гражданин, на которого он оформлен, или кто-то другой? В таком случае оператор может потребовать от клиента, например, посетить отделение вместе с паспортом.
Делитесь своим мнением с нами в комментариях👇 и ✅ подписывайтесь на наш канал.
Узнать больше информации, касающейся финансовой жизни граждан, можно на нашем официальном сайте Finexpo.ru.