Недавно в экспозиции Ельниковского историко-краеведческого музея появился боевой корабль. Нет, конечно, не натуральное морское судно, а многократно уменьшенная копия тяжелого подводного ракетного крейсера стратегического назначения.
Однако макет подлодки сразу привлекает внимание посетителей, особенно любознательных мальчишек.
Местным краеведам его передал земляк, ветеран-подводник Иван Дмитриевич Ефимкин.
Весной 1965-го ельниковского парня призвали на срочную армейскую службу. Оценив физическую подготовку новобранца и баллы в аттестате о среднем образовании, выданном ему по окончании сельской школы, военкомы направили Ивана Ефимкина в учебный отряд, дислоцировавшийся в городе Северодвинске Архангельской области. Там, как выяснили краеведы, Иван Дмитриевич овладел специальностью, связанной с обслуживанием и ремонтом атомных реакторов.
Служить ему довелось на атомной подлодке. Место базирования – поселок Североморск-8 Мурманской области. О подробностях службы Иван Дмитриевич и сейчас не говорит. Такова специфика стратегически важной для государственного суверенитета и обороноспособности отрасли, и все к ней причастные давали подписку о неразглашении.
Подводник Ефимкин предельно лаконично сообщил, в его обязанности входило обслуживание атомного реактора, по-флотски Ефимкина и его коллег называли моряками –спецтрюмными.
Теперь уже известно, что в 1960 годы проводились испытания первой в мире атомной подлодки К-27, на которой был установлен реактор с жидким металлом.
Применение житкометалического теплоносителя давало ряд преимуществ перед водо-водянными. По мнению ученых, он обещал большую надёжность системам и механизмам субмарины и гарантировал оптимальную маневренность и скорость передвижения атомохода.
Чтобы отойти от пирса и скрыться под водой подлодке с водо-водяными реакторами требовалось 2–3 часа, а К-27 достаточно всего 15–20 минут. Особенность конструкции субмарины К-27 позволяла ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из отсеков.
Однако во время испытательного рейда в Баренцевом море по причине конструкторских недочётов произошел выброс радиоактивных газов в помещения реакторного отсека подлодки.
И уроженцу Мордовии с сослуживцами пришлось четыре месяца усмирять взбесившийся реактор, радиационный фон которого превышала все допустимые нормы.
Специалисты-атомщики говорят, что если бы советские подводники вовремя не устранили опасность, радиационное облако от взрыва могло накрыть не только СССР, но и Европу.
Выполнив задание по ликвидации последивший аварии, Иван Ефимкин получил звание мичмана, что соответствовало армейскому званию старшины. Позже он окончил курсы офицеров запаса при штабе Северного флота.
Выйдя в запас, капитан 3-го ранга Иван Дмитриевич остался Северодвинске. Сорок лет трудился подводником-испытателем на Севмаше – производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» государственного оборонного комплекса.
— Наш земляк-ветеран Северного флота награжден медалями «За верность и мужество», «100 лет подводным силам России» и «300 лет Российскому флоту», — с гордостью подчеркивают ельниковские краеведы. — За профессиональное мастерство, большой личный вклад в испытание современных атомных подлодок, за решение сложных задач в испытаниях атомной ПЛ «Гепард» удостоен званий «Почетный ветеран Севмаша», «Ветеран подразделения особого риска», «Ветеран-подводник», «Подводник-испытатель».
Последнее десятилетие, теперь уже заслуженный пенсионер Иван Дмитриевич Ефимкин живет в селе Мордовско-Маскинские Выселки. Активно работает в Ельниковском совете ветеранов труда, помогал работникам районного музея в сборе материалов для третьего тома книги из серии «Ельниковцы».